Александр Артамонов: После саммита в Париже велика вероятность обострения в Донбассе
Встреча «нормандской четверки», состоявшаяся накануне в Париже, не изменит военную ситуацию в Донбассе в ближайшее время. О том, что Киев абсолютно не готов к прекращению боевых действий говорит множество факторов. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил военный обозреватель Александр Артам
«Переговоры не предоставили Зеленскому никакой маржи, никакой инициативы по одной простой причине — он двигается в очень жестком, узком коридоре. Направление, с одной стороны, задается западными спонсорами (по-другому я их назвать не могу), а с другой стороны, нацистами пошиба Авакова, который держит четко руку на пульсе, что собственно вчерашние киевские акции с блеском и показали.
То есть любая попытка хоть как-то изменить ситуацию в сторону урегулирования конфликта автоматически приведет к вотуму недоверия украинскому президенту и, соответственно, внутреннему кризису власти на Украине.
Кроме того, у Зеленского основные покровители — это не европейцы, которые смотрят на украинскую власть весьма косо. Хотя бы потому, что Россия остается основным торговым партнером Германии. Я просто напомню, что в российском торговом обороте Германия занимает второе место из всех зарубежных стран. Китай сейчас первый, а Германия вторая, о чем напомнил президент Путин во время встречи с немецкими бизнесменами в Сочи. Ранее Германия занимала даже первое место, а с текущего года — второе. Кроме того, Франция вкладывает в газовые месторождения России, в ее арктический газовый флот и поэтому тоже совершенно не заинтересована в конфликте, ровно, как и Италия. А вот Штаты и даже точнее демократы, в нем заинтересованы очень. Я напомню, что только что был подписан контракт, который Трамп фактически был вынужден подписать (причем это не выгораживание Трампа, а фактическая реальность) на поставку миллиона стволов в зону конфликта в Донбассе.
Поэтому говорить по поводу того, что кто-то позволит Зеленскому проявить хоть какую-то инициативу в области урегулирования — по меньшей мере опрометчиво.
Теперь о том, зачем тогда нужна была встреча и какие вопросы там поднимались или могли быть подняты?
Это газовый вопрос и Стокгольмский арбитраж со своими претензиями к «Газпрому» от «Нафтогаза». Несколько раз Ушаков, помощник президента Путина, утверждал, что газовый вопрос тоже будет рассмотрен в рамках переговоров, хотя Донбасса напрямую это никак не касается. И все же западники связывали эти темы по простой причине — это еще один весомый аргумент того, что Запад упорно продолжает считать конфликт между ЛДНР и Украиной почему-то конфликтом между Россией и Украиной. То есть Россию, имеющую статус медиатора, фактически видят в статусе участника конфликта. Эта тема фигурировала как минимум в пяти-семи изданиях французской, испанской, немецкой прессы, которую я вчера анализировал перед встречей в Париже. Это L’Express, Le Figaro, Le Monde, La Croix, RT France и многие другие.
В этом плане получается, что по газовому вопросу договориться, что и подтвердила пресс-конференция после встречи, было невозможно. Хотя бы по той простой причине, что там участвуют взаимные претензии на миллиардные суммы и Россия все равно, так или иначе пересмотрит структуру, схему поставок в западную Европу (хотя бы из того, что теперь есть: «Турецкий поток», «Северный поток-2»). Это некоторая данность и объективная реальность. По этому поводу здесь никаких прорывов быть не могло.
Возвращаемся к военному делу. Прямо накануне переговоров, в городе Днепропетровск (а не Днипро, как его называют теперь на Украине), на запасных путях стоял эшелон с танками. Там была произведена любительская съемка, которая демонстрировалась в открытом эфире телеканала Звезда, телеканала Министерства обороны России. В то же самое время мы имеем сведения не только со стороны Донбасса, но и со стороны украинских граждан доброй воли об усиленной поставке боеприпасов в зону конфликта.
То есть ни о какой разрядке речи не идет. Я также напомню, что пресс-секретарь президента Украины Мендель еще до начала встречи опубликовала в социальных сетях информацию о том, что не стоит ожидать никаких прорывов в области решения военного вопроса между ДНР, ЛНР и Украиной.
Наконец, еще два важных пункта. Насколько мне известно, ДНР и ЛНР сейчас решили считать и намерены включить в свои законодательные акты то, что Донбасс — это не только та часть, на которой находятся ДНР и ЛНР, но и та часть, которая сейчас оккупирована украинскими властями, также остается частью ДНР и ЛНР (это и Славянск, и остальные города Донбасса, в которых сейчас находятся ВСУ). Это нечто новое в том смысле, что ДНР и ЛНР не ограничиваются в своей оценке ситуации исключительно своими географическими границами, а делают декларацию о том, что фактически имеет место оккупация Донбасса в географическом смысле слова украинскими войсками. В свою очередь Москва молчит. Москва по этому поводу не высказывается, что тоже есть позиция Москвы. Она не осуждает, не отмежевывается и никак не проявляет себя по поводу этих законодательных актов ДНР и ЛНР.
И второй пункт: все-таки договариваться в отсутствие двух государственных единиц (ДНР и ЛНР) в Париже, в отсутствие основных участников — это по меньшей мере удивительно и неприемлемо. Как это возможно? Нельзя договориться на уровне «больших дядь», «большой четверки» за людей, которым там жить, которые страдают, мучаются и живут под бомбами.
Поэтому, эта встреча заведомо нерезультативная. Она нужна была Макрону, которого французская пресса заранее записала в победители. Как пишут Le Monde и La Croix (которые все равно переписывают друг у друга), «это тот человек (Макрон), который сумеет втянуть Россию обратно в семью европейских народов и решить конфликт между Россией и Украиной». То есть такой медиатор. Но не велика ли шапка по Сеньке?
Я считаю, что встреча носила чисто формальный характер была нерезультативной и никаких вопросов решить не могла заведомо», — сказал эксперт.
По мнению Артамонова, после встречи в Париже велика вероятность военного обострения в Донбассе.
«Я считаю, что обострение будет обязательно. Хотя бы потому, что на Украине протекает постоянный латентный кризис власти и силовики наращивают свое влияние во власти. К тому же украинское оружие, которое на самом деле американское и оружие Восточной Европы «должно стрелять». Потому что это бизнес на крови. Оружие должно иметь сбыт и сейчас этого оружия очень много.
Сейчас давайте оценим, даже с точки зрения западников, тот момент, что в конфликте с обеих сторон границы принимают участие 80 тыс. человек, фронт растянулся на 500 км. Поэтому естественно, что этот вопрос нестабильный и с точки зрения физики будет стремиться к точке покоя. То есть к решению то ли в одну, то ли в другую сторону. Я считаю, что украинские силовики после состоявшейся встречи усилят давление на ДНР и ЛНР и будет обострение конфликта», — подытожил собеседник агентства.