Алексей Анпилогов: Путин открыто поддержал ДНР и ЛНР

Президент России Владимир Путин фактически выразил поддержку Донецкой и Луганской Народным Республикам, поставив на место украинского журналиста Цымбалюка. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил президент фонда «Основание», политолог Алексей Анпилогов. Эксперт также отметил исторические а

Президент России Владимир Путин фактически выразил поддержку Донецкой и Луганской Народным Республикам, поставив на место украинского журналиста Цымбалюка. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил президент фонда «Основание», политолог Алексей Анпилогов.

Эксперт также отметил исторические аспекты, затронутые президентом России во время речи в рамках пресс-конференции.

«В целом генезис территорий современной Украины настолько сложен и неоднозначен, что никакое заявление, даже президента Российской Федерации сжатое в несколько предложений, не опишет всей многогранности исторического процесса, который привел к таким границам нынешней территории Украины.

Да, действительно, этнически при создании, организации, росте украинской сначала республики, а потом государства языковой фактор никогда не был основополагающим. Украина включает и включала в себя массу территорий в прошлом. Если взять опыт Крыма, который был русским, крымско-татарским, но никак не украинским, где украинцы составляли меньшинство, то можно прийти к выводу, что Украина включает в себя массу территорий, которые не являются этнически или языковым образом к ней родственными.

Это, как правильно сказал Владимир Путин, и русские территории, и территории компактного проживания крымских татар, западные территории, принадлежавшие Румынии, территории принадлежавшие Австро-Венгрии (в частности в Закарпатье есть очень серьезная венгерская диаспора), и территории, принадлежавшие Польше.

С Польшей там вообще исторически очень сложная ситуация, поскольку польское население было принудительно депортировано с этих территорий после Второй мировой войны. В этом смысле я имею в виду в первую очередь, например, Львов, откуда выселяли поляков. Есть такой исторический факт, что известный польский фантаст Станислав Лем был уроженцем Львова, который в момент нахождения в составе Австро-Венгрии носил называние Лемберг.

Наконец есть еще две проблемы. На севере есть очень большие приграничные территории — это фактически этнические белорусские территории и более того, до сих пор там во многих северных районах так называемого Полесья, дороги идут на север, а на юг идут проселочные дороги. То есть это официальные украинские села, но они связаны с Белоруссией.

На крайнем юго-западе существует такая территория, как Буджак, где очень много молдаван, гагаузов, румын, болгар. То есть там был некий «проходной двор» вдоль берега Черного моря, там ходили по территории Украины все. Но учитывая то, что гагаузы — это фактически прямые потомки печенегов, то можете себе представить, сколько сотен лет и десятков веков там продолжался процесс очень сложного перемешивания различных этносов на территории нынешней Украины.

Владимир Ильич Ленин, которого упомянул Владимир Путин, да, он был революционером и мыслил новые формы организации людей, но он фактически, как и Иосиф Виссарионович Сталин, который был наркомом по делам национальностей, принимал эту реальность как данность. То есть Украина — это было некое синтетическое государство.

Стоит также сказать, что Украина даже в границах 1991 года, фактически представляла собой уменьшенную копию Советского Союза.

Единственный момент — она декларировала свое унитарное состояние, но при этом (это, конечно, был нонсенс) она называла себя унитарным государством с автономной республикой Крым.

Если взять смысл слова «унитарный» и прибавить к нему «с автономной республикой Крым», то получится, например, «темный свет», то есть противоречие. Однако оно спокойно существовало на Украине, потому что там были остатки советского межнационального мира. Люди не задумывались о том, живут ли они на исторически русской территории, украинской, крымско-татарской или, условно говоря, на гагаузской. Тем более с включением всех этих территорий в состав Российской империи, а потом Советского Союза — это все были очень условные вещи. В отличие, например, от Кавказа, где горы, пересеченная территория, которая определяет очень четкое разделение этносов, на Украине это было очень смазано. Там были русские села, а в десяти километрах от них украинские и так далее.

Сейчас, конечно, это все раскололось. События 2014 года в силу, с моей точки зрения, крайне недальновидной политики Киева привели к тому, что Крым стал частью Российской Федерации, а Донбасс получил нынешние непризнанные статусы, которые, тем не менее, Россия последовательно поддерживает. Поэтому можно сказать, что историческая коллизия этого замечательного «унитарного государства с автономной республикой Крым» частично разрешена.

Не до конца разрешена, потому что тот же самый Донбасс получил этот статус в непризнанном виде, то есть фактически, никто кроме Российской Федерации даже ближайшие союзники России не согласились с таким статусом Донбасса и продолжают считать Украину единой.

Мы здесь должны действовать как реалисты, если не хотим быть революционерами. Хотя, к слову, революционеры тоже были реалистами, поскольку они построили не какую-то мировую империю пролетариата, а федеративное устройство Советского Союза.

Возвращаясь к выступлению Путина на пресс-конференции, можно констатировать, что он фактически признал то, что Россия помогает ДНР и ЛНР в создании собственной государственности.

Пусть и зависимой от Российской Федерации, пусть и непризнанной, но настоящей, поскольку люди на территории ЛНР и ДНР живут в другой реальности, нежели на территории киевской Украины. Я в принципе считаю, что эта формулировка максимально честна и соответствует политическому реализму.

А историю давайте оставим историкам. Президент может высказать свое мнение, но он не является доктором исторических наук и не обязан знать всех подробностей. Он чувствует ситуацию и я благодарен президенту России за действия 2014 года. Их можно критиковать, обсуждать, но с моей точки зрения, это было то лучшее, что реально можно было получить в 2014 году», — отметил собеседник агентства.

Отвечая на уточняющий вопрос корреспондента, можно ли сказать о том, что Путин признал поддержку построения государственности ДНР и ЛНР, Анпилогов отметил, что об этом говорят слова президента.

«Он фактически поставил Цымбалюка на место, когда тот начал говорить про «террористов» и «сепаратистов». Он сказал достаточно четко то, что ДНР и ЛНР сделали свой выбор. По словам Путина, «Закрытие границы, согласно документу, должно начаться на второй день после проведения выборов и закончится только после всеобъемлющего политического урегулирования, предполагающего изменения в Конституцию Украины и предоставления республикам прав, прописанных в Минских соглашениях». То есть он четко обозначает, что существуют такие республики, которым надо предоставить права», — подытожил Анпилогов.

Новости партнеров