Алексей Селиванов: Во время Первой мировой на исторической арене впервые появился антирусский проект «Украина»

11 ноября 1918 года окончилась Первая мировая война. Памятные мероприятия, посвященные 101-й годовщине окончания Великой войны, прошли во многих регионах России, в том числе и в Луганске.  О значении этой Великой войны ИА «Новороссия» рассказал атаман Верного казачества, глава Патриотической ассоциа

11 ноября 1918 года окончилась Первая мировая война. Памятные мероприятия, посвященные 101-й годовщине окончания Великой войны, прошли во многих регионах России, в том числе и в Луганске.  О значении этой Великой войны ИА «Новороссия» рассказал атаман Верного казачества, глава Патриотической ассоциа

11 ноября 1918 года окончилась Первая мировая война. Памятные мероприятия, посвященные 101-й годовщине окончания Великой войны, прошли во многих регионах России, в том числе и в Луганске.  О значении этой Великой войны ИА «Новороссия» рассказал атаман Верного казачества, глава Патриотической ассоциации Донбасса Алексей Селиванов.

ИА «Новороссия»: Насколько и почему память о Первой мировой войне важна для нынешнего поколения?

Алексей Селиванов: Память о Первой мировой важна по нескольким причинам. Эта война вместе с тремя европейскими империями, к которым добавилась империя Османская, разрушила нормальную человеческую цивилизацию. К началу ХХ века европейская цивилизация бурно развивалась. Но вместе с тем сохранялись правила и принципы, создавшие её. Не зря сегодня так популярна эстетика «стимпанка», когда фантазия художника как бы продолжает стилистику, в которой жили люди конца XIX — начала XX века. Тот «тёплый, ламповый» мир, в котором можно было свободно путешествовать по всем странам без лишних документов и разрешений, мир без тотального контроля, мир, где даже ко врагу относились человечно, безвозвратно ушел. На смену ему пришли тоталитарные идеологии и практики массового геноцида. Первая мировая стала последней войной, где ещё действовали рыцарские обычаи, хотя уже и не все их придерживались. Вспомним хотя бы сражения первых летчиков – когда асы противоборствующих сторон вызывали друг друга на бой, и нормой была честная схватка в небе. Опять же, со сдавшимися в плен было принято обращаться с уважением.

Что касается военного искусства. Первая мировая стала последней войной, где действовала кавалерия как самостоятельный и важный род войск. По крайней мере, на Восточном, Русском фронте. И первой, где орудия убийства достигли такого совершенства и плотности огня, что людям пришлось зарываться в землю, как кротам. Но и это не спасало от снарядов большого калибра. Первая война, на которой было применено оружие массового поражения – отравляющие газы иприт и хлор. Война, которая дала толчок развитию новых родов войск – истребительной и бомбардировочной авиации, подводному флоту, танковым соединениям. И, кстати, русские здесь были в авангарде.

Именно Российская империя – родина тяжелых бомбардировщиков, которые были созданы на основе многомоторных сверхкомфортных лайнеров – русских самолётов «Илья Муромец», построенных другом Царя, киевлянином и русским националистом Игорем Сикорским. Именно в Русской императорской Армии впервые появилось новое ручное автоматическое оружие – автоматы или, как их называют за рубежом, «штурмовые винтовки». Автоматами Федорова успели вооружить лишь несколько небольших подразделений, но это оружие определило принципы развития стрелкового вооружения на века вперёд. Первые военные гидросамолеты и авианесущие корабли – тоже русское достояние.

Первая Мировая – это война старой Русской армии, той славной армии, что сквозь столетия пронесла историческую преемственность древних русских полков, некоторые из которых ведут свою историю еще с допетровских времен. Где в современной армии полки, имеющие преемственность от Петра Великого, от Суворова и Кутузова, от Дениса Давыдова и генерала Раевского? От атамана Платова и фельдмаршала Потёмкина-Таврического? Их нет! А некоторые современные военные на полном серьезе не так давно отмечали «столетие российских вооруженных сил», обрезая всю русскую военную историю до 1918 года. Впрочем, российская армия исправляется. Несколько дней назад Александрийской бригаде ВС РФ был торжественно вручен штандарт полка Александрийских Гусар. Тех самых, которым Николай Гумилёв посвятил свои строки:

«Зато бессмертные гусары, Те не сдаются никогда,

Войны невзгоды и удары Для них как воздух и вода.

Ах, им опасен плен единый, Опасен и безумно люб,

Девичьей шеи лебединой И милых рук, и алых губ.»

В этой войне князья императорской крови сражались рядом с простыми солдатами, совершая подвиги и погибая, как юный князь Олег Константинович, талантливый поэт, на фронте командовавший взводом (!) гусарского полка. И что для нас особенно важно, Первая мировая была войной, когда за освобождение братьев-славян выступал единый русский народ. Малороссы и белорусы, великорусы и казаки, носившие форму полков Русской Императорской армии и еще неразделенные врагами на «братские», но все же разные народы, со своими «республиками» и «суверенитетами».

ИА «Новороссия»: Кстати, понятие «украинский народ» получило первое значительное распространение во время и сразу после Великой войны.

А.С.: Действительно, именно во время Первой мировой впервые на исторической арене появился проект «Украина». До этого сторонников отделения Юго-Западной Руси от остальной России никто не воспринимал всерьез. Таких можно было перечесть по пальцам. Все население малороссийских губерний считало себя русскими, хоть и малороссами. Образованные земляки делали карьеру в структурах империи, простые люди сеяли хлеб и не думали ни о каком украинстве. Более того, русское самосознание, русская идентичность были сильны даже в австрийской Галиции. Большинство галичан считали себя русинами и стремились к воссоединению с Россией! И это пугало наших противников. Поэтому австрийское правительство (и да, австрийский генштаб!) вложили миллионы в пропаганду украинской самостийнической идеологии. На их деньги Михаил Грушевский создал свою изменническую искаженную историю. Для войны с русскими малороссами Австрия создала легион «украинских сечевых стрельцов», которые и стали подлинными предтечами бандеровцев. А всех несогласных жителей Галиции австрияки бросали в концлагеря, безжалостно уничтожая русскость на этой территории. Австрийцы мечтали отделить Малую Русь от России и усадить на её престол марионеточного правителя – командира «сечевых стрельцов», эрцгерцога-гомосексуалиста Вильгельма Габсбурга, специально для этого на украинский манер переименованного в «Васыля Вышиванного».

ИА «Новороссия» Как вы уже упомянули, первые концлагеря в Европе были созданы для русских именно во время Первой мировой. Почему эта тема по-прежнему табуируется?

А.С.: Россию принято выставлять жестоким агрессором. Если достоянием широкой общественности станет вся правда, в том числе, о концлагерях Терезин и Талергоф, о подлинном происхождении украинства и украинской идеологии, от этой идеологии все отшатнутся окончательно. На деле-то все наоборот! Россия и русский народ (включавший и малороссов) – это герои, вынесшие на себе всю тяжесть войны и завоевавшие победу, которая была у России украдена. А украинство, украинские националисты – это просто паразиты и враги, которыми пользуются все недруги России до сих пор.

ИА «Новороссия»: Какой след Первая мировая оставила в истории Донбасса?

А.С.: Донбасс, хоть и был тыловым районом, но, как всегда, был очень важен. Луганск был городом, многие жители которого ушли на фронт. Были даже целые семьи героев, где георгиевскими кавалерами были старшие и младшие мужчины, а женщины становились сестрами милосердия. Такой, например, была семья георгиевского кавалера, луганчанина Сергея Михайловича Савича. В Луганске действовали госпитали, где лечились фронтовики. Множество героев-казаков дали и казачьи земли нынешней ЛНР. Нельзя не отметить важность промышленности Донбасса. В начале ХХ века она бурно развивалась в России, и с началом войны многие заводы в Донбассе давали военную продукцию. Значительная часть рабочих ушли добровольцами на фронт, хоть многие и были освобождены по причине того, что работали на военных заводах. Рабочих рук стало меньше, и оставшимся было тяжелее. Это дало почву для антиправительственной агитации. Позже Донбасс стал ареной Гражданской войны, причем все было не так однозначно, как говорила пропаганда. Как часть казаков пошла в Красную армию, так и многие рабочие пошли в Белую. В том числе, из шахтеров формировались в Донбассе даже элитные части белых – Самурский полк и Дроздовские подразделения. После победы большевиков, конечно, эта часть истории была подвергнута забвению, и сегодня мы не знаем имен большинства наших земляков – георгиевских кавалеров, героев Первой мировой.

ИА «Новороссия»: Может ли повлиять восстановление памяти о Великой войне для возвращения русского самосознания на современной Украине?

А.С.: Для возвращения русского самосознания очень важно восстановление подлинной русской истории. После 1917-го из политических соображений жителям Юго-Западной Руси, в том числе Донбасса, долгие десятилетия навязывали украинскую идентичность. Поэтому возвращение к русской истории досоветского периода – это возвращение памяти об общерусском единстве. И в этом смысле ярким периодом является и Первая мировая. Война, в ходе которой все наши соотечественники воевали за единую и неделимую Россию. Очень важны воспоминания наших земляков. Ведь практически все они повествуют о том, что подавляющее большинство жителей Малороссии и Новороссии, жителей Юго-Западного Края никогда не мыслили себя отдельно от общерусского государства.

ИА «Новороссия»: Сегодня патриотическое воспитание молодежи, в том числе в Донбассе, строится, в основном, на памяти о Великой Отечественной войне. За годы «незалежности» изучение предыдущих периодов общерусской истории у нас было, мягко говоря, запущено. Каким образом можно восстановить полноценное восприятие русской истории у подрастающего поколения в современных условиях?

А.С.: Великая Отечественная война несколько ближе нам по времени. Наверное, поэтому к ней и больше внимания. Но основывать патриотизм только на ней нельзя. Хотя бы потому, что советская власть пропагандировала украинство, хоть и в советском изводе. Если мы основываем патриотизм только на этом периоде, мы автоматически признаем наличие отдельного от русских «украинского народа». А если мы обращаемся и к дореволюционной истории, мы можем говорить, что украинцы-малороссы являются полноправной и неотъемлемой частью большого русского народа. Тогда декоммунизация, о которой так любят говорить украинские пропагандисты, начинает играть новыми красками. Мы как бы говорим: «хорошо, советская власть была неправа. Давайте отменим её решения. Отменим созданную большевиками УССР и её границы. Отдавайте-ка назад русские губернии Юго-Западного Края! И, уж конечно, Донбасс!». Ведь снова собрать Русские земли – это наша историческая задача.

Беседовал Тихон Гончаров.

Новости партнеров