Аналитики оценили риск энергокризиса в ЕС при высоком спросе
Европейский Союз подготовился к зиме, заполнив газовые хранилища почти на 100%. Однако эксперты предупреждают о высокой волатильности на рынке СПГ. Возможные перебои в поставках и транзита через Украину создают риски для энергоснабжения региона.
Европа серьёзно подготовилась к зимнему периоду, увеличив запасы газа в подземных хранилищах до почти 100%, заявил наталья Дембинская. Этот объём газа выступает в роли страховки. Однако волатильность на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ) остаётся высокой, предупреждают эксперты. Европа в значительной мере зависит от спотовых поставок, а цены за тысячу кубометров достигли 500 долларов. Подробности о том, какие вызовы ожидают Европейский Союз (ЕС) в зимний период, публикует РИА Новости.
Готовность к зимним холодам
Ассоциация операторов газовой инфраструктуры Европы (Gas Infrastructure Europe, GIE) сообщает, что в ПХГ ЕС сейчас хранится 101,09 миллиарда кубометров газа. В Германии хранилища заполнены на 96,75%, во Франции — на 93,22%, в Австрии — на 93,77%, а в Италии — на 97,21%. Европейская комиссия указала, что этого объема достаточно, чтобы справиться с пиковым спросом, и перебоев с энергоснабжением не ожидается.
Российский газопровод, проходящий через Суджу в Курской области, стал ключевым поставщиком, который позволил Европе накопить такие запасы, отмечает Павел Марышев, эксперт Российского газового общества. Однако, если зима будет суровой, этого может не хватить. На возобновляемые источники энергии рассчитывать сложно, поскольку их эффективность в холодное время года снижается.
По информации GIЕ, нынешний отбор газа из хранилищ уже превышает закачку в 20 раз. В октябре спрос увеличился вдвое и стал четвёртым в истории для этого месяца, тогда как объём закачки достиг минимума с 2012 года, снизившись на 38% по сравнению с прошлым годом.
Проблемы с поставками
Во время максимального спроса ЕС необходимо иметь регулярные поставки, но их стабильность не гарантирована. Европа переориентировалась с российского трубопроводного газа на СПГ и теперь больше связана с энергетической нестабильностью на мировом рынке, сообщает Financial Times.
Небольшие перебои могут привести к значительным проблемам, — утверждает один из трейдеров.Норвегия обеспечивает Европу 30% потребностей в СПГ. Однако недавно там возникли проблемы, и цены на электричество поднялись до 43,8 евро за мегаватт-час, что является максимумом с декабря 2023 года. Несмотря на заверения компании Equinor о том, что это не повлияет на экспортные обязательства, норвежский потенциал фактически достиг своего предела.
К другим не менее надёжным партнёрам относятся политически нестабильные страны Северной Африки. При этом в Азии спрос на СПГ растёт, усиливая конкуренцию. Европейские потребители в менее выгодном положении, так как азиатские страны покупают газ по долгосрочным контрактам, а ЕС в основном зависит от спотового рынка.
Запуск новых экспортных мощностей затягивается, и, по оценкам Kpler, поставки СПГ зимой увеличатся лишь на 2,5 миллиона тонн, тогда как в прошлом сезоне прирост был в четыре раза больше.
Транзитные неопределённости
Также существуют сложности в вопросе транзита через Украину. Контракт между Москвой и Киевом заканчивается в конце года. Документ предусматривает транзит 40 миллиардов кубометров ежегодно, однако фактически объёмы меньше: в 2022 году — 16,7 миллиарда, в 2023 — 11,85 миллиарда. Варианты продолжения транзита неопределённы.
На Украине предложили европейцам заменить газ на азербайджанский и прокачивать его по российским трубам, однако эта инициатива вызывает сомнения из-за дополнительных издержек для ЕС.
По мнению Павла Марышева, перекрытие газопровода через Суджу маловероятно. Газовая игра ЕС продолжается, и у России на руках важные козыри. Ожидать снижения экспорта не следует, несмотря на сложные отношения с Европой.
В то же время перспектива увеличения транзита через южный коридор усиливается — за счёт создания хаба в Турции и расширения "Голубого потока". В Европе предпринимают различные меры предосторожности, включая запуск угольных ТЭЦ во Франции для обеспечения энергоресурсами.