Анатолий Степанов: Русская церковь симметрично ответила на неканонические действия Александрийского патриарха

В четверг, 27 декабря, Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд решений в связи с действиями Предстоятеля Александрийской Церкви Патриарха Феодора II, который ранее признал украинских раскольников из так называемой «ПЦУ». Решения Синода РПЦ иа «Новороссия прокомментировал историк, писа

В четверг, 27 декабря, Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд решений в связи с действиями Предстоятеля Александрийской Церкви Патриарха Феодора II, который ранее признал украинских раскольников из так называемой «ПЦУ». Решения Синода РПЦ иа «Новороссия прокомментировал историк, писатель, главный редактор агентства «Русская народная линия», председатель Международной общественной организации «Русское собрание» Анатолий Степанов.

По его словам, решения Священного Синода были ожидаемыми, поскольку Александрийский патриархат признал так называемую «ПЦУ» и Русская церковь должна была как-то на это реагировать.

«Я напомню, что первым признали эту раскольничью структуру, созданную при активном лоббировании и поддержке украинских властей, в частности, бывшего президента Порошенко, Константинопольский патриархат, после чего последовала жесткая реакция со стороны Русской православной церкви – было разорвано каноническое общение с Фанаром, то есть были прерваны все дипломатические отношения между двумя церквями. Затем «ПЦУ» признала Элладская (греческая) православная церковь. И также в ответ Священным Синодом РПЦ было принято решение, но здесь уже был некоторый нюанс, как и в решении относительно Александрийского патриархата.

В чем же этот нюанс? С Константинополем были полностью разорваны канонические отношения, со всей церковью. Это создало, кстати, определенные проблемы для мирян, для священников, поскольку в последние годы стало такой благочестивой традицией у многих мирян и священнослужителей Русской православной церкви посещать с паломническими поездками Афон. И поскольку были полностью разорваны канонические отношения, то эта возможность исчезла. На Афон стало возможно ездить теперь фактически только с туристическими поездками. То есть там нельзя было участвовать в богослужениях, нельзя было причащаться… Потом, правда, эти условия смягчили, объяснив, что, например, в нашем русском Пантелеимоновом монастыре можно причащаться и участвовать в богослужениях. Но, тем не менее, позиция Москвы была изначально жесткая.

В случае с Элладской церковью было принято решение разорвать каноническое общение с главой этой церкви архиепископом Иеронимом и с теми архиереями, которые тоже признали «ПЦУ» и участвовали в совместных богослужениях с украинскими раскольниками. Примерно такое же решение было принято и в отношении Александрийского патриархата. Решением Синода было прервано каноническое общение с патриархом Феодором, он был исключен из диптихов, теперь его не будут поминать во время богослужений Московского патриарха.

При этом в решении отдельно подчеркнуто, что со всей Александрийской церковью каноническое общение не разорвано, и оно будет разрываться только с теми архиереями, которые будут признавать «ПЦУ». Это объясняется тем, что решение о признании «ПЦУ» принял фактически единолично патриарх Феодор. Известно, что это решение было принято под давлением со стороны властей Греции, которые действуют в данном случае по указке Госдепа США. Патриарх Феодор не собирал архиерейский собор по этому важнейшему вопросу, хотя прекрасно понимал, какая будет реакция и какой будет эффект от этого решения. Он не был уверен в единодушной поддержке со стороны своих архиереев. То есть фактически решение было принято кулуарно, на уровне Синода Александрийского патриархата. Уже сейчас известно, что с Александрийской церкви есть архиереи и священники, которым это решение не понравилось, они считают его ошибочным.

Дело в том, что Александрийский патриархат распространяет свою юрисдикцию на всю Африку, а Африка, во-первых, очень разная, а во-вторых традиционно во главе Александрийской церкви – так повелось еще с далекой древности – стоят греки. Впрочем, как и во главе Иерусалимского патриархата.

Основная масса верующих, которые входят в состав АПЦ – это местное население. Это арабы, негры, если говорить о центральной и южной Африке. Среди священников и архиереев в АП есть не только греки, а и представители местных народов и народностей. И они как раз и не поддержали эту позицию, продиктованную греческим корпоративным этнофилетизмом* – было даже соответствующее письмо от представителей духовенства в связи с этим решением, за что они даже подверглись репрессиям.

В том числе и поэтому такое гибкое решение принято нашим Синодом. То есть разорвано каноническое общение с патриархом Феодором, который принял это решение, с теми архиереями, которые будут поддерживать это решение и служить с представителями раскольничьей «ПЦУ», но не со всей церковью, не со всеми архиереями и священниками. Что это значит? Если, например, какой-то представитель Александрийского патриархата, который не признает решение патриарха Феодора, захочет приехать в Россию или на Украину, он вполне может участвовать в богослужениях, в таинствах… То же самое в отношении наших священников и мирян.

На заседании Синода также был принят еще ряд вытекающих решений административного характера: закрыто представительство Александрийского патриархата в Москве, размещавшееся в старинной московской церкви на Китай-городе; представительство Московского патриархата в Каире преобразовано в обыкновенный приход РПЦ, а также переподчинены напрямую Москве все русские церкви на территории Александрийского патриархата.

Можно сказать, что со стороны Русской церкви дан адекватный, или, как принято говорить в области светской дипломатии, симметричный ответ на неканонические действия Александрийского патриарха. При этом надо отметить, что священноначалием были учтены те проблемы, которые возникли после принятия решения по Константинопольскому патриархату, когда было разорвано каноническое общение со всей церковью. В отношении Александрии и Элладской церкви такого крайнего решения не было принято, что оставляет двери открытыми и открывает возможности ведения переговоров, взаимодействия с теми архиереями и священниками из этих церквей, которые не поддерживают необдуманные, незаконные антиканоничные решения руководства своих церквей. А это говорит о том, что наше священноначалие все-таки учитывает специфику и в каждом конкретном случае не действует по одному шаблону».

*Этнофилетизм (от греч. ἔθνος (этнос) — народ, племя, и φυλή (фили) — род, племя) или филетизм – предпочтение национальных (этнических) интересов общецерковным.

Новости партнеров