Анатолий Вассерман: Россия отстала от гибели
Одна из самых нашумевших новостей прошедшей недели — интервью писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой украинскому телепропагандисту Дмитрию Ильичу Гордону. Настолько прекрасное в своём либероидном пафосе, что сразу разошлось на цитаты. «Что касается цивилизационного неравенства, мы не можем ста
Одна из самых нашумевших новостей прошедшей недели — интервью писательницы Людмилы Евгеньевны Улицкой украинскому телепропагандисту Дмитрию Ильичу Гордону. Настолько прекрасное в своём либероидном пафосе, что сразу разошлось на цитаты.
«Что касается цивилизационного неравенства, мы не можем стать европейцами, нам нужно ещё 150 лет, а может быть больше. Вот эта разница «догоняния», она на самом деле существует, мы это чувствуем, общаясь с людьми в разных странах». «Мы уплываем в какую-то архаику, и если употреблять слово «прогресс» (если расценивать его как нечто положительное), то, конечно, мы движемся в обратном направлении. И это очень печально».
Открытым текстом соглашаюсь с Улицкой: мы действительно отстали от Европы на целую историческую эпоху — эпоху сползания в пропасть. И даже не на полтора века, а на два-три!
Еврокатастрофа, поначалу неторопливая, ускоряется на глазах. Обвал европейской цивилизации можно было бы ещё остановить, если бы она не оказалась лакомым кормом для отпочковавшейся от неё цивилизации англосаксонской. Та тоже того и гляди рухнет с обрыва, ею же самой выкопанного, но пока надеется продлить своё существование за счёт всех остальных по принципу «умри ты сегодня, а я завтра».
Открытым текстом признаю: русская цивилизация тоже строилась на основе европейской — но впитала достижения и многих других, включая китайскую, латиноамериканскую, да и ту же англосаксонскую. И каждый раз, усвоив очередное заимствование, мы его не просто перевариваем, а сливаем со всем созданным ранее, творчески обрабатываем и в конечном счёте создаём нечто неожиданное для всех, в том числе и для создателей того, что мы использовали.
Это работа очень творческая. Наверное, не всякому под силу. Но всё же открытым текстом надеюсь, что Людмила Евгеньевна напряжётся и поймёт, почему-то, что ей кажется нашей слабостью, как раз и создаёт наше могущество. Да, мы порою отступаем — но только чтобы выбрать верное направление и взять разбег.
Анатолий Вассерман
Источник: РЕН ТВ