Анатолий Вассерман: Шабаш на лысых горах
Одним из первых действий Верховной Рады Украины после летних каникул было одобрение идеи Порошенко рубить леса и вывозить из страны под видом дров. При этом, страна является лидером по незаконным вырубкам леса и незаконному вывозу деловой необработанной древесины в Европу. О дальнейшей судьбе карпат
«Карпаты, как горы, имеют неустойчивую поверхность. Любой дождь может смывать верхний слой почвы, может порождать обвалы и лавины, просто потому что на наклонной поверхности любое падение развивается само по себе.
Поэтому, леса в Карпатах имеют несравнимо большее значение, чем на равнине. Без леса в Карпатах немедленно начинаются катастрофические наводнения, начинаются селевые лавины. Когда Карпаты были в Австрии, там была очень жесткая лесная служба, следившая за сохранностью лесов и за тем, чтобы вырубки были только санитарные. Это не значит, что рубили только заболевшие деревья, это значит, что иногда нужно было снижать плотность насаждений, чтобы оставшиеся деревья росли лучше.
Но в любом случае, и в имперское, и в советское время очень тщательно следили, чтобы леса сохранялись.
С середины весны 1919 и до сентября 1939 года эти земли были оккупированы Польшей. Там начался натуральный беспредел. Леса начали массово вырубать, что быстро привело к весьма тяжёлым последствиям для природы.
Сейчас власть на большей части Украины захватили те, для кого поляки образцы во всём. И леса на восточном склоне Карпат вырубаются совершенно дичайшим образом. С каждым годом всё катастрофичнее наводнения, всё больше обвалов, словом, если такими темпами пойдет, то весь восточный склон Карпат может стать непригодным для жизни.
На западном склоне Карпат дела обстоят строже – там и народ, мягко говоря, не очень доверяющий полякам. В межвоенный период эти земли контролировала Чехословакия, а там, традиционно, хорошее отношение к природе и, традиционно, нет хищнического устремления заработать всё и сразу. Поэтому, наибольшей угрозе подвергается восточный склон Карпат.
Ирония истории в том, что восточный склон Карпат – Галитчина, был избран еще в 1860-х годах полигоном для отработки методов превращения русских в «антирусских». Ну и поскольку такого результата невозможно достичь без тяжелой ломки психики, естественно, человек, искренне поверивший в то, что он только украинец, будет являть признаки душевного нездоровья во многих иных направлениях, в том числе и по части отношения к природе.
Что касается вывоза в Европу необработанного леса-кругляка – проблема чисто экономическая. В любой технологической цепочке большую выгоду получают звенья ближе к ее концу. Поэтому, например, на наше правительство давили много лет и добились так называемого «налогового манёвра», по сути поощряющего экспорт сырой нефти, а не нефтепродуктов. На нашу страну давят, выбивают, чтобы мы позволили вывозить в Финляндию необработанную древесину, и точно так же давили и на Украину, добиваясь вывоза кругляка в Польшу, Венгрию и Чехию, и вот, в конце концов, добились.
Мало того, что у них становится Галитчина непригодной для жизни, так еще и Украине не достанется и десятой доли той выгоды, которую на этом варварски получат другие страны.
Поэтому до тех пор, пока Украина не вошла в состав Российской Федерации, невозможно надеяться на то, что варварское уничтожение карпатских лесов можно будет не то что прекратить, но и остановить».