Андрей Пинчук: Азовские провокации
Ситуация в Азовском море постепенно обострилась. Украинское правительство обвиняет Россию в каких-то провокациях, и в то же время проводит учения на побережье Азовского моря. При этом о положении дел главком ВМС Украины отчитывается в США, которые, в свою очередь, решили передать Киеву два патрульны
«Украинское правительство пытается на практике реализовать старую шуточную песню, в которой говорилось: «подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою». Логика и действия правительства Украины напоминают такую схему. Но если серьезно, то у ситуации, сложившейся в Азовском море, есть несколько ключевых факторов.
Один из факторов – это предвыборная кампания Порошенко, в ходе которой он пытается демонстрировать непрерывную цепь страшных геополитических побед над Россией. Сюда входит и предоставление автокефалии, и резонансные решения по газовым соглашениям, и, естественно, попытка обострить ситуацию в Азовском море. Спор по поводу этого моря основывается на статусе: признавать его внутренними или территориальными водами. Россия настаивает на том, что Азовское море – внутреннее, а после строительства Керченского моста оно стало таким не только юридически, но и фактически. Украина настаивает на обратном: якобы Азовское море является территориальным, и поэтому к нему должны применяться совершенно иные международные требования.
Предоставление американцами своих катеров основывается, прежде всего, на том, что у Украины на сегодня нет возможностей, нет необходимых судов для противостояния России в море. Поэтому появляется донор войны, который периодически выглядывает из-за кулис украинской трагедии – США. И каждый раз США подтверждают этот «высокий» статус конкретными действиями, которые позволяют Киеву поддерживать очаг гражданской войны.
Что касается жалобы в трибунал при ООН, то могу сказать следующее: морской трибунал, по своей практике, чаще всего рассматривает действия одного государства, связанные с арестом кораблей другого государства. Россия украинские суда в настоящее время не арестовывает, только останавливает, причем совершенно легитимно даже с точки зрения украинского законодательства, для осуществления пограничного контроля. Конечно, такой досмотр длится долго, что наносит репутационный и финансовый ущерб Украине. Так что Киеву сейчас важно вынудить Россию произвести один-два ареста для того, чтобы предоставить данную фактуру в морской трибунал. Пока у Украины нет оснований для требования каких-то новых международных санкций. И, конечно, это план не Киева, а США.
Я не исключаю действий и силового характера со стороны Украины. Не стоит забывать, что определенная часть берега Азовского моря расположена на территории ДНР – это поселок Седово, город Новоазовск, населенные пункты по направлению к Мариуполю. Поэтому нельзя исключать нанесение ударов с кораблей Украины по береговой линии ДНР именно в провокационных целях. Еще более опасно минирование морской территории украинскими кораблями. В этих ситуациях Киев рискует своими моряками, которые должны быть уничтожены при нанесении какого-либо ущерба России. Но дело в том, что Украине это и надо.
На самом деле война идет не между Украиной и ДНР или Украиной и Россией, а между США и Россий руками Киева. Американским кураторам глубоко наплевать, сколько погибнет человек на Украине: для них – чем больше, тем лучше. И поэтому Украине вполне может быть поставлена задача спровоцировать Россию на уничтожение украинских кораблей и моряков, чтобы этим аргументировать новые санкции, а также введение международных или просто западных флотилий в акватории Чёрного и Азовского морей».