Андрей Пургин: Гражданский подвиг Донбасса

Приближается четвертая годовщина провозглашения Донецкой Народной Республики. Провозглашение ДНР 7 апреля стало пиком Русской весны, как и референдум 11 мая. Непосредственный участник этих событий, общественный и политический деятель, основатель ДНР Андрей Пургин рассказал подробности создания Респу

Приближается четвертая годовщина провозглашения Донецкой Народной Республики. Провозглашение ДНР 7 апреля стало пиком Русской весны, как и референдум 11 мая. Непосредственный участник этих событий, общественный и политический деятель, основатель ДНР Андрей Пургин рассказал подробности создания Республики.

«Вспоминая события 6 и 7 апреля, необходимо учитывать, что это пик большого количества действий и событий случившихся задолго до этих дат. Точкой отсчета можно назвать создание палаточного городка в центре Донецка, в январе 2004 года. Именно там фактически сложился костяк нашей организации “Донецкая республика“, со всей дальнейшей эпопеей — уголовными делами, обысками, нападениями, арестами и подписками о невыезде. Тем не менее, процесс, который потом привел к провозглашению Донецкой Народной Республики, начался именно тогда 25 января, в гостинице «Ева» прошло первое мероприятие, на которое приехали наши сторонники из Ростова, Воронежа, Белгорода, Луганска, Донецка. На этом большом собрании мы впервые обозначили не только методы работы в  идеологическом направлении и форматы взаимодействия, но и способ вынесения этих знаний в массы. В этот же день мы попытались разогнать «евромайдан» в Донецке – и это всё стало началом действенной реакции на происходящее в Киеве.

Дальше наиболее активные действия разворачивались 8 и 9 февраля под областной прокуратурой, в годовщину Донецко-Криворожской Республики, а после – 1 марта, в день начала Русской весны. Стоит отметить, что 1 марта – это один из самых важных исторических моментов, которые переживал Донбасс. Тогда люди хотели увидеть от местных органов власти инициативу, хотели быть услышанными, искали способы взаимодействия. От областного совета этого так и не дождались – он последний раз заседал как раз 1 марта и после этого местная власть разбежалась. Но есть и хороший пример: в тот день Игорь Мартынов и Татьяна Мармазова фактически поставили ультиматум мэру Лукьянченко, он созвал внеочередную сессию городского совета, на которой было принято постановление о необходимости референдума. И это очень воодушевило людей.

Мы все помним, какие события происходили в марте: выступления на митингах, штурм здания областной администрации, противостояния и аресты – тогда за один месяц у многих прошла целая жизнь. Областная администрация проводила политику затягивания процесса, власть готовилась подавить протесты. Губернатор Тарута не один раз выступал и говорил, что нужно арестовать 500 человек, данные которых уже есть в специальном списке, и после этого протесты прекратятся. По субботам и воскресеньям, когда проходили митинги, власти перекрывали дороги, из других городов не ездили в Донецк маршрутки и автобусы.

Учитывая все эти факторы, к 6 апреля у нас остался такой «ленинский» вариант: сегодня рано, завтра – уже поздно. То есть, 6 апреля мы поняли, что если не возьмем на себя какую-то ответственность и сделаем окончательный шаг, то 13 апреля, в следующую субботу на тот момент, уже не будет митинга – его просто не дадут проводить. Несмотря на свою немногочисленность, мы – активисты «Донецкой Республики» решили возглавить протест, и нам удалось. Александр Матюшин с молодой частью организации растянул огромный баннер, за которым выстроилась колонна участников митинга. Именно эти люди после и штурмовали здание областной администрации.

Естественно, после штурма затягивать дальнейшие процессы мы не могли, и уже на 7 апреля было назначено заседание Координационного совета. Этот совет весь февраль, март и начало апреля проводил постоянные заседания в гостинице «Ева», «Централь» – встречи вели Сергей Барышников и Кирилл Черкашин. За полтора месяца эти люди выработали общую позицию, и поэтому на основе именно этих гражданских активистов сформировался Координационный совет 7 апреля. В нем были представители политических партий, городов, общественных организаций, активные люди, которые выдвигались на митингах – фактически, там была представлена вся область, причем довольно пропорционально.

Следующим шагом было провозглашение ДНР. Всё происходило в абсолютной тайне, мы боялись срывов, провокаций, и поэтому о самой декларации и документах, которые озвучивались 7 апреля, знали три человека. За ночь их составил коммунист Борис Литвинов, мы вместе с Кириллом Черкашиным внесли мелкие правки. Уже в зале я попросил, к сожалению ныне покойного, Владимира Маковича зачитать документы, а Петра Шимановского обеспечить звук через громкоговоритель и съемку. На тот момент в зале, кроме нас троих, никто не знал, что в этих документах: ни люди, сидящие в президиуме, ни те, кто потом записал себя в каких-то 17 или 18 подписантов – это «вписанты» в историю, а не подписанты.

Документ о провозглашении Республики и проведении референдума был ожидаемым: другого зал, наверняка не воспринял бы. Так же было понятно, что на референдум нужно выносить вопрос о суверенитете: мы были областью территории Украины, и, согласно международному праву, мы должны были получить независимость, чтобы дальше распоряжаться своей судьбой.

Необходимость подобных срочных действий витала в воздухе. Уже 11 апреля было объявлено о начале так называемой «АТО». У меня до этого проходили обыски, была третья попытка ареста: только толпа на улице смогла отбить и не дала меня вывезти на территорию Украины.

Конечно, все эти события прошли не зря. Напомню, что первая Русская весна прошла еще в 1994 году, когда в Крыму был избран Мешков, который старался ввести рубль и устанавливал московское время. Весной 1994 года у нас в Донбассе проходил референдум о федерализации, он тогда получил массовую поддержку – 91%. Это была тоже своеобразная Русская весна. Донбасс всегда поднимал эти вопросы. Когда голосовали о независимости и распаде Советского Союза, у нас раздавались листовки против этого. Статьи, так сказать, за условный сепаратизм у нас появились в 1965 году. Такого культа товарища Артема, профсоюзного лидера и создателя Донецко-Криворожской Республики, которая входила в состав России, нет больше нигде.

Это непрерывный процесс, который длится в Донбассе с 1917 года, и процесс трагичный. Украинская сторона преподносит наши сегодняшние события, как результат действий российской власти. Но это не так. Спустя столько лет мы снова смогли сделать свой выбор. Это большой подвиг народа Донбасса. Очень часто таких поступков, как в Донбассе, не происходит в течение нескольких поколений.

Мы знали, что объявлена так называемая «АТО», видели, что перемещается тяжелая техника, идет «война блокпостов». В День Победы 9 мая погибли люди в Мариуполе, после украинские военные расстреляли толпу в Красноармейске. Но наши жители знали, на что идут – это не что иное, как гражданский подвиг. И этот подвиг сильно изменил наш народ».

Новости партнеров