Андрей Винниченко: Экономический рост в ДНР – гарантия востребованности специалистов-«технарей»

Сотрудник ДНТУ, участник общественной инициативы «Юг России» Андрей Винниченко рассказал ИА «Новороссия» о проблемах Высшей школы ДНР, в частности старейшего Вуза Донбасса – Донецкого национального технического университета и возможных путях их решения. ИА «Новороссия»: Какие специальности сейчас на

Сотрудник ДНТУ, участник общественной инициативы «Юг России» Андрей Винниченко рассказал ИА «Новороссия» о проблемах Высшей школы ДНР, в частности старейшего Вуза Донбасса – Донецкого национального технического университета и возможных путях их решения.

ИА «Новороссия»: Какие специальности сейчас наиболее востребованы в донецком техническом университете?

Андрей Винниченко: Насколько мне известно, предприятия ДНР ежегодно обращаются в вуз с предложением трудоустроить выпускников практически по всем направлениям подготовки. Это показатель факта востребованности наших молодых специалистов – горняков,   металлургов, электронщиков. Увы, это самый минимум, чистая инициатива предприятий, но он, при нынешней ситуации вокруг Республики, все же есть.

Если говорить о числе абитуриентов, ежегодно подающих документы для поступления в ДНТУ, первенство по поступлению на стационар держит факультет компьютерных наук и технологий. В целом, специальности, связанные с автоматикой, IT-технологиями, компьютерной техникой и автоматизацией производства, микропроцессорами и электроникой. Причем не только в нашем вузе, но и в Донецком национальном университете (ДонНУ). Отчасти, этим же можно объяснить и причину недобора в ДНТУ на те специальности, которые в последние 5 лет также открыли на базе национального университета.

Среди абитуриентов информация, что «там, в ДонНУ, учиться легче, чем в техническом университете» распространяется быстро и действительно имеет под собой основание. Уж и не знаю зачем, не хочется думать, что в банальной погоне за контингентом, на некоторых факультетах национального университета, который никогда не готовил «технарей», были открыты эти же специальности, которым обучали много лет в ДПИ, а потом и в ДНТУ. В итоге получилось, что нормального набора по этим специальностям теперь нет ни в ДНТУ, ни в ДонНУ.

Однако, со всем уважением к специалистам из ДонНУ, того уровня подготовки, который есть у преподавателей-«технарей» в ДНТУ, у них пока нет, и на его повышение уйдет лет 10-15. В нашем вузе все преподаватели, кроме ученых степеней, еще имеют большой производственный опыт.

Вопрос к функционерам министерства: вы этого не знали, когда разрешали открывать на базе ДонНУ специальности, дублирующие те, которые много лет существуют в ДНТУ? Или возможно вы оптимистично полагаете, что тут контингент абитуриентов неисчислимый? В таком случае вернитесь из командировки на Марс назад в ДНР. Вариант с какой-то коррупционно-кумовской схемой разрешающей открытие дублирующих специальностей в ДонНУ даже не хочется озвучивать, надеюсь, его не было. А там … кто знает…

ИА «Новороссия»: А как решается вопрос с трудоустройством выпускников в ДНР?

А.В.: Государством – никак. Вообще. До войны была и сейчас на Украине есть практика выделения мест на предприятиях для выпускников вузов. Хоть какой-то минимум, но есть. У нас же в Республике с 2015 года в этом направлении не сделано ничего. И, похоже, ничего не предполагается делать и в будущем. То есть получается вот что – за счет бюджета ДНР мы в вузах готовим специалистов для работы в России или на Украине, но совсем не для того, чтобы они оставались и работали в ДНР.

При этом так называемый «госзаказ» на выпуск специалистов по каждой специальности озвучивается министерством в начале обучения первого курса постоянно. То есть говорится, что «есть необходимость выпустить специалистов по этой специальности столько-то». На практике такие цифры по отдельным специальностям невозможно реализовать. Чаще всего, правда, по достаточно объективным причинам: отсутствие полного набора на специальность, низкое качество контингента студентов.

Тут надо, однако, сразу оговориться, что с подобным в последние 5-6 лет столкнулись все ВУЗы как на Украине, так и в России. Качество образования выпускников школ, а соответственно абитуриентов и в последующем уже студентов упало ниже всяческих плинтусов. И, что важно, сами студенты это понимают и про это не стесняются говорить. Так что тут проблему надо рассматривать совместно со средним образованием. Не будет возврата к нормальному обучению в школе – не будет и качественного специалиста после обучения в ВУЗе.

Возвращаясь к проблеме трудоустройства молодых специалистов, хочу отметить единственный, положительный момент. Ежегодно с предприятий Донецка, которые ещё работают, в вуз вообще и к нам конкретно на кафедру обращаются с предложениями о трудоустройстве выпускников. То есть спрос на молодёжь есть, но, к сожалению, уровень зарплат на предлагаемых должностях невысок, отчего многие выпускники выезжают кто в Россию, а кто и на Украину.

ИА «Новороссия»: Существует ли контрактная система в вашем вузе?

А.В.: Да, существует. Однако… В довоенные времена число контрактников было весьма значительным и в отдельные годы бюджет ДНТУ за счет обучения по контракту мог превышать бюджет, выделяемый государством на так называемых «бюджетников». Например, в один из предвоенных годов бюджет, выделенный на ВУЗ государством, составлял 52 млн гривен, а поступления от обучающихся по контракту были 58 млн гривен. Это, подчеркиваю, в год. Сейчас число контрактников упало весьма значительно. В основном контрактников довольно много на заочном обучении, правда оплата заочников за обучение не превышает приблизительно 1/3 от платы за обучение на стационаре.

ИА «Новороссия»: Есть ли спрос на выпускников ДНТУ в России? Каких специальностей?

А.В.: Насколько я знаю, из России не поступало предложений для наших выпускников их трудоустроить, но это не значит, что при желании они сами не находили там себе место работы. В общем-то, практически по всем направлениям подготовки.

Вряд ли в России рынок востребованных специалистов сильно отличается от других стран, разве есть еще значительный спрос на специальности, связанные с геологией.

ИА «Новороссия»: Удалось ли решить вопрос по аккредитации ДНТУ в России? Улучшает ли такая аккредитация, на ваш взгляд,   качество образования?

А.В.: В 2015-16 годах со стороны наших вузов, в том числе и ДНТУ, шла работа по прохождению аккредитации в России. Были приведены в соответствие программы подготовки, которые теперь полностью соответствуют российским. И, скорее всего большая часть вузов за несколько лет прошли бы аккредитацию в России и к этому году многие ее бы получили.

Ситуацию радикально поменял Указ Президента России весной 2017 года о признании наших документов. В том числе и дипломов учебных заведений, которые выдаются в Народных Республиках. Поэтому вопрос о необходимости проходить обязательную аккредитацию в России отпал сам собою. Просто в ней сейчас нет необходимости, но если ВУЗ желает ее получить, то – пожалуйста.

Оттого всего-то два ВУЗа ДНР на настоящий момент ее имеют – это наш мединститут и бывший МИСИ. Со вторым вузом понятно – нынешний министр был его ректором, поэтому им сам Бог велел получить аккредитацию. К великому сожалению, всё это не влияет совершенно на качество образования. Качество образования связано только с качеством контингента студентов. Чем меньше контингент студентов, тем качество образования всё хуже.

ИА «Новороссия»: Сколько получают преподаватели ДНТУ?

А.В.: Давайте начнем с самого низа. Первой преподавательской должностью, через которую проходят все, является должность ассистента. На сегодня, после нескольких повышений в прошлые годы, его оклад составляет 7636 рублей. Следующей ступенью является должность старшего преподавателя, оклад его лежит между ставками ассистента и доцента. Ставка доцента составляет 9362 рубля. Оклад профессорской ставки не превышает 10000 рублей.

Чтобы понимать, как это соотносится с соответствующей оплатой этих же должностей в России, давайте рассмотрим самый рядовой российский технический вуз Керчи. Не так давно пришлось общаться с бывшей сотрудницей, ныне работающей в теническом вузе Керчи, которая в разговоре озвучила оклады в их вузе. Цифры даю округленные: оклад ассистента около 11000 рублей, доцент получает 15000 рублей, соответственно по аналогии оклад старшего преподавателя посередине и близок к 13000. Наша в прошлом коллега была приглашена в российский вуз на должность заведующего кафедрой, что приятно было услышать, и как доктор наук на профессорской должности имеет довольно высокий оклад – около 45000 рублей.

ИА «Новороссия»: Как осуществляется внедрение научных разработок преподавателей ДНТУ в ДНР, пользуются ли они спросом?

А.В.: Наработки есть, однако со стороны промышленности и бизнеса в Республике, к сожалению, интерес минимальный. Практически нулевой. Возможно потому, что государством это мало популяризируется, мало выходит предварительной информации о проведении «ярмарок» разработок и про них большинство узнает уже из отчета в новостях. Вот вам реальный пример.

Доцентом нашей кафедры разработано информационное многофункциональное табло, которое можно применять в различных местах, начиная от транспорта, до магазинов, общественных мест. Похожие системы есть и используются. Однако, данная разработка на несколько порядков выше существующих аналогов. Увы, никто до сих пор этим не заинтересовался, может ваша публикация этому поможет.

ИА «Новороссия»: Участвуют ли преподаватели ДНТУ в международных конференциях, например, в России?

А.В.: Да, участвуют. К сожалению, это всё делается на энтузиазме, за свой счёт. К нам регулярно поступают приглашения принять участие в различных мероприятиях, либо предложения опубликовать разного рода работы в специализированных изданиях. Знаю, что это не остается без внимания, но, повторюсь, всё за свои кровные, по собственной инициативе.

ИА «Новороссия»: Какие проблемы, по вашему мнению, необходимо решать в высшем образовании в первую очередь?

А.В.: Основная проблема в том, что наше министерство, ответственное за высшую школу, считает, что оно управляет. К сожалению, понимания ситуации нет. Кроме того, министерство, как таковое, обладает нулевыми правами. Всю стратегию им спускают сверху из Совмина, поэтому, перефразируя народную мудрость, надо вернуть «царя» в «голову». Возможности у министерства, особенно финансовые, мизерные, поэтому, если надо решать какие-то вопросы по вузу, ответ один: «сами, ребята, изыскивайте средства».

Одной из важнейших функций министерства является обеспечение кадрами. Но фактически, единственная и основная функция министерства – «корзина» по распределению. По этой же причине, как говорят злые языки, был снят наш ректор, вместо которого сейчас работает в должности и.о. другой. Именно потому, что наш ректор сам ездил и находил в той же России возможности сотрудничества ДНТУ с предприятиями, которым было что предложить из наших наработок, а, соответственно, получить для вуза так необходимые средства на различные нужды. Естественно, работа российских партнёров с ДНТУ шла бы напрямую, и финансирование бы шло только университету, минуя министерство.

Функционерам не понравилось, что вопросы решались через голову министерства, поэтому были приняты меры по замене ректора. Можно сказать, министерство в существующем виде, является   обычной «прокладкой», которая желает, чтобы через него качались финансовые средства.

ИА «Новороссия»: Есть ли в ДНР будущее для выпускников технического вуза, на ваш взгляд?

А.В.: Однозначно могу сказать, есть, даже в нынешней ситуации. Однако пока руководство Республики вообще никак не пытается влиять на стратегию развития и сохранения того, что у нас есть, каких-то положительных сдвигов не будет. Увы… Надо, чтобы заработала промышленность и не так, как сейчас. Нужно создать четкую программу наиболее эффективного использования предприятий, которые еще можно запустить или увеличить отдачу от уже работающих. Только тогда специалисты, которых готовит ДНТУ, смогут найти работу в Республике.

Из официальных СМИ мы постоянно слышим бодрые рапортички, что те-то и те побывали на таких-то международных форумах, при этом имели некие встречи с очень высокими начальниками из Первопрестольной. И что у нас понемногу работают какие-то предприятия, короче, всё не так плохо, а кто говорит иное, тот враг, пособник и отщепенец. Но, можно говорить что угодно, вот только люди-то не слепые и не глухие.

Многие заметили, что уже больше месяца молчит гудок ДМЗ, который за последние лет 50-60, дай Бог памяти, умолкал всего один раз в 80-х, когда несколько недель был на капремонте. Сейчас же он молчит по причине банального отсутствия пара для его работы, из-за простаивающей теплоцентрали, которая ему этот пар подавала. А стоит она потому, что стоит завод, да и ладно бы, завод, случалось, стоял и раньше, но на заводе было чем обеспечить работу хотя бы для производства пара, а сейчас и этого нет. И жители это всё видят и выводы делают.

Чтобы загрузить наши предприятия, надо договариваться напрямую с соседними регионами России, тем более, есть возможность работать в рамках еврорегиона «Донбасс», а не решать эти вопросы через далекую Москву. Это в нашей ситуации всё равно, что посылать посылку в Таганрог через Находку. Сможем решить эти вопросы – будет работать промышленность, будет финансирование, а значит, и специалисты понадобятся.

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

Новости партнеров