Богдан Безпалько: Атрибут националистического государства
Украинская раскольническая религиозная организация «ПЦУ» намерена изменить правила посещения храмов. В частности, планируется отменить обязательное ношение головных уборов для женщин. Об этом сообщил глава раскольников Епифаний (Думенко). Эксперт по Белоруссии и Украине, член Совета по межнациональн
«В некотором послаблении для женщин по форме одежды при посещении храма нет ничего предосудительного. Но, на мой взгляд, только такими реформами люди из так называемой «православной церкви Украины» не ограничатся. Они явно пойдут на еще большие реформы, которые можно смело отнести к либеральным и которые будут касаться более серьезных изменений церковной жизни. Возможно, речь пойдет о второбрачии священства, переходе на новый календарь или же перемены коснутся пасхального календаря, который фактически является священным для православной церкви.
На самом деле все устремления по либерализации церковной жизни по примеру того, как живут современные протестанты или же другие деноминации, наблюдались еще в начале 20-го века. С подобными требованиями выступали самосвяты Василия Липковского. И во многом, как я считаю, люди, которые поддерживали Липковского, делали это не только ради какого-то национального единства или идеи, но и ради того, чтобы осуществить такого рода либеральные идеи.
Будет очень любопытно проследить, как с течением времени так называемая «новая церковь» будет относиться к проведению гей-парадов на Украине. Будет ли она их поддерживать или просто стараться не замечать? Или будет выкручиваться, как раскольник Епифаний в разговоре с пранкерами, то есть, просто уходить от ответа.
Я подозреваю, что ради политической целесообразности и европейской интеграции к подобного рода явлениям «церковь» будет относиться доброжелательно или нейтрально. Конечно, это никак не соответствует тому, как православное учение относится к такому поведению человека и таким явлениям в обществе.
Должен заметить, что есть еще один немаловажный момент, который сейчас начинают освещать. Это возможное слияние «православной церкви Украины» с униатской – греко-католической церковью. При таком раскладе изменения внутри церкви будут ещё больше: как формальных, эстетических, так и касающихся непосредственно богословского учения.
Я думаю, что часть прихожан, как и часть клира, перейдет в «новую церковь», и процесс этот уже идет. Такому развитию событий способствуют несколько факторов. Первый – это насилие, второй заключается в том, что многие люди просто не разбираются в этих церковных перипетиях. Третий фактор составляют те, кто сами в определенном националистическом виде всячески приветствуют «ПЦУ».
Я встречался с украинскими националистами, которые очень четко отличали каноническую церковь от неканонической, и давно мечтали о том, чтобы раскольническая группировка Филарета получила признания со стороны Константинополя, потому что это «придало бы ей каноничности». Конечно, я не могу говорить за всех верующих Украины, но если новые либеральные реформы будут носить пусть постепенный, но достаточно радикальный характер, то прихожан это оттолкнет. Кроме тех, кто видит в церкви атрибут националистического государства».