Богдан Безпалько: Белоруссия медленно превращается в Украину
Накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко и его украинский коллега Зеленский провели телефонный разговор, в котором белорусский лидер поздравил главу Украины «с успешным проведением политических кампаний, пожелав успехов в формировании органов власти и в целом в дальнейшей работе», а также
Накануне президент Белоруссии Александр Лукашенко и его украинский коллега Зеленский провели телефонный разговор, в котором белорусский лидер поздравил главу Украины «с успешным проведением политических кампаний, пожелав успехов в формировании органов власти и в целом в дальнейшей работе», а также лидеры двух стран обсудили ситуацию в Донбассе. Кроме того, на прошлой неделе Лукашенко попросил главу представительства ЕС в Белоруссии Андреа Викторин оказать содействие стабилизации ситуации на Украине.
С чем связана такая активность Лукашенко в отношении Украины и как сегодняшняя политика Белоруссии может повлиять на отношения страны с Россией? Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» рассказал эксперт по Белоруссии и Украине, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
«Украина достаточно важный экономический партнер для Белоруссии, а точнее для белорусского президента. Она обеспечивает рынок сбыта белорусских товаров, а до недавнего времени еще и была одним из крупных покупателей нефтепродуктов, которые в Белоруссии производили из российской нефти.
Напомню, что одна из претензий, по поводу которой неоднократно выступали российские эксперты, касалась того, что ВСУ заправляются именно теми нефтепродуктами, которые произведены в Белоруссии и любезно поставлены на Украину.
Призывы Лукашенко к Евросоюзу о помощи Украине — это с его стороны диверсификация внешней политики и демонстрация независимости. Некая двойственность: с одной стороны, он вроде бы ничего антироссийского не говорит, но с другой стороны, он пытается показать свою независимость и самостоятельность, призывая Евросоюз помочь Украине. В реальности, конечно, это ровным счетом ничего не значит для отношений ЕС и Украины, потому что они между собой прекрасно коммуницируют, и в данной ситуации, в помощи и советах Лукашенко не нуждаются.
Это скорее демонстрация для России того, что Лукашенко может «повернуть, уйти на Запад», и Россия потеряет «последнего союзника». Кроме того, что он через представителя ЕС призывает помочь Украине, Лукашенко и сам неоднократно делал заявления, которые можно расценить как предложения о более тесном взаимодействии между Белоруссией и Европейским союзом.
Он неоднократно давал понять, что не против того, чтобы взять кредит у Международного валютного фонда, не против эскалации развития отношений с США, однако это не от Лукашенко зависит (да, он всего этого хочет, но это не происходит по той простой причине, что и в ЕС, и в США пока с этим вопросом не спешат). Безусловно, это говорит о том, что сам белорусский президент действительно двигается от России, и что в данной ситуации он всячески стремится снизить зависимость Белоруссии от РФ, несмотря на то, что они являются ближайшими союзниками, входят в единое союзное государство, оборонный союз, экономический и т.д. Для союзнических отношений между Россией и Белоруссией — это безусловно тревожный знак. Однако западные элиты в самом Лукашенко не заинтересованы — их интерес в том, чтобы к власти в Белоруссии привести абсолютно лояльные для себя, русофобские и послушные им элиты. Они не хотят вкладывать деньги в режим Лукашенко, его семью и него самого лично — им это не нужно, это лишняя трата денег. К тому же, они прекрасно видят, куда ушли миллиарды долларов, которые Россия вкладывала и в режим Лукашенко, и в его семью. В данной ситуации, эти деньги ушли в никуда.
В итоге, на сегодняшний день происходящее укладывается в целом в ту картину, которую мы наблюдаем — это очень медленное превращение Белоруссии в Украину. Без «майданов», без уличных беспорядков, без гражданской войны. Просто белорусская элита переходит на прозападные рельсы», — сказал собеседник агентства.
Безпалько также напомнил о росте националистической риторики в Белоруссии.
«Введение в Белоруссии запрета на украинскую нацистскую символику в сложившейся сегодня ситуации в контексте российско-белорусских отношений ничего не значит. Действительно, человека, который будет ходить с эмблемой УПА* или со свастикой, могут привлечь к уголовной ответственности. Напомню, что подобного рода ответственность предусмотрена и в Польше. Является ли Польша в связи с этим русофильским государством? Нет, не является. Также и Белоруссия. Там совсем недавно отправили в тюремное заключение гражданина Шевченко, который воевал в Донбассе за Народные Республики. Ему вынесли такой приговор именно из-за этого.
В целом, те процессы, которые происходят в Белоруссии можно охарактеризовать, как осторожную поддержку или заимствование националистических белорусских идей и практик. А они не преследуются уголовно в Белоруссии. Очень мало, кто сейчас в Белоруссии будет носить нацистскую и бандеровскую символику. Конечно, теоретически могут найтись такие люди, но, в целом, это для Белоруссии несвойственно.
Вызывает беспокойство та форма национализма, при которой пытаются сменить День Победы 9 мая на 3 июля, заменить георгиевскую ленточку «яблочной» (я напомню, что в Слуцке 9 мая с девочки сорвали георгиевскую ленточку и это не радикалы «с улицы», а преподаватель государственной идеологии посмел допустить такое хамство), запрет шествия Бессмертного полка или его полное нивелирование, когда в одном городе его запрещают вообще, а в Минске разрешают пройти пару сотен метров. Это и есть тот национализм, который сейчас начинает превалировать в Белоруссии.
Идеи «самостийничества», идеи того, что Белоруссия — это государство, которое должно двигаться подальше от России. Кроме того, заменяется историческая память, когда, например, утверждают, что героями, национальным достоянием Белоруссии были Калиновский и Домейко, и это утверждалось не кем-нибудь, а Владимиром Макеем. Происходит смена исторических ориентиров — это можно увидеть, проанализировав учебники истории Белоруссии, где, например, в качестве выдающихся белорусов выставляют всякого рода польских магнатов, таких, как Радзивилл — это все полное искажение истории. Также сейчас в Белоруссии активно развивают, абсолютно копируя с Украины, «день вышиванки» и «вышиванка» тоже превращается в атрибут местечкового национализма.
Поколения, которые вырастут на этих учебниках, на такой государственной идеологии и такой символике может и не будут бегать со свастиками, не будут ультраправыми радикалами, но они точно не будут сторонниками союза с Россией, они будут выступать за движение Белоруссии на Запад.
Вызывает беспокойство не маргинальный радикальный национализм в Белоруссии, а именно этот масштабный национализм на государственном уровне, под красно-зелеными знаменами. Однако нам, русским, в принципе должно быть все равно, под какими знаменами нас будут ненавидеть и презирать — под националистическими бело-красно-белыми или под нынешними государственными красно-зелеными с «вышиванкой», — подытожил эксперт.