Богдан Безпалько: Лукашенко должен осознавать масштабы последствий «верчения головы» в сторону Запада

Россия не запрещает и не собирается запрещать Белоруссии «повороты головы» в сторону Запада и уж тем более не пребывает в «истерике» по этому поводу, однако белорусский лидер Александр Лукашенко должен осознавать масштабы последствий таких «поворотов». Об этом заявил эксперт по Белоруссии и Украине,

Россия не запрещает и не собирается запрещать Белоруссии «повороты головы» в сторону Запада и уж тем более не пребывает в «истерике» по этому поводу, однако белорусский лидер Александр Лукашенко должен осознавать масштабы последствий таких «поворотов». Об этом заявил эксперт по Белоруссии и Украине, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько, комментируя для ИА «Новороссия» обвинения Лукашенко в сторону России.

Ранее белорусский лидер пожаловался на то, что Россия вводит против Белоруссии различные ограничения и называет Минск «нахлебником». По его словам, сотрудничество Белоруссии с Западом вызывает у Москвы истерику и «некую аллергию». Он также подчеркнул, что Белоруссия находится «в эпицентре событий — в центре Европы», поэтому обязана постоянно «вертеть головой» и упреки России о развороте Минска на Запад являются «неуместными».

«Речь идет не о том, что Россия «запрещает» Белоруссии «вертеть головой» или «разворачиваться на Запад». Дело в том, что в таком случае встанет вопрос о субсидировании белорусской экономики.

Если говорить прямо и открыто, то белорусские государство, экономика и вертикаль власти, на вершине которой находится почти монаршая семья Лукашенко — они все существуют за счет российской экономики. В том числе за счет российского бюджета, который либо непосредственно финансирует Белоруссию, например, за счет кредитов, либо за счет того, что наш бюджет недополучает определенной части вливаний и прибыли.

В связи с этим, если господин Лукашенко хочет переориентироваться на Запад — пожалуйста. Однако тогда встанет вопрос о том, что Россия сократит все те экономические механизмы, которые сейчас работают на пользу все тех же белорусских экономики, государства и вертикали власти. А это по своим размерам колоссальные механизмы для столь небольшого государства.

На сегодняшний день Россия предоставляет Белоруссии возможность фактически спекулировать нашими энергоресурсами, нефтью. Причем в данной ситуации это 22 млн тонн. До недавнего времени Белоруссия закупала нефтепродукты по российским ценам и за рубли, а продавала на Запад по мировым ценам и за валюту.

Кроме того, Россия предоставляет для Белоруссии свой рынок сбыта. Я не помню, чтобы сейчас какая-либо из европейских стран предоставляла столь масштабные возможности для белорусских производителей.

Также Россия предоставляет масштабные кредиты, в том числе чтобы в Белоруссии строилось высокотехнологичное производство (вроде атомной электростанции). Белоруссия сама не потянула бы такое строительство — у нее нет соответствующих ни финансовых, ни интеллектуально-технологических возможностей.

Напомню, что Белоруссия также пользуется тем, что Россия предоставляет ей большую скидку на газ. Это самая низкая стоимость газа, за которую Россия продает кому бы то ни было», — сказал Безпалько.

Он отметил, что в случае «поворота на Запад» все эти механизмы тут же будут сокращены. Эксперт привел в пример ситуацию на Украине.

«Украина ведь тоже жила за счет сотрудничества, за счет торговли с Россией и за счет российского рынка сбыта. Как только отношения между двумя странами испортились (после так называемого «евромайдана») и эти механизмы были разрушены, в основном по инициативе украинской стороны — на Украине наступила разруха. Тоже самое ожидается и в Белоруссии в случае подобного рода действий.

Помимо всего прочего хочется напомнить господину Лукашенко, что и Россия, и Белоруссия являются частями так называемого Союзного государства России и Белоруссии. Существует политическое объединение, которое накладывает определенные обязательства. В союзном договоре были предусмотрены механизмы развития интеграции, в том числе в экономической области, финансово-экономической, бюджетной, тарифной и политической. Ничего этого на протяжении последних 20 лет с белорусской стороны исполнено не было.

Поэтому в данной ситуации, если Лукашенко хочет «вертеть головой» во все стороны, то пусть тогда объявит о выходе Белоруссии из союзного государства, из ЕАС и ОДКБ и пожалуйста, пусть «вертит головой» на здоровье. Но в этом случае ему необходимо об этом четко заявить.

На данный момент вся политика белорусского руководства на протяжении последних 20 лет строилась на принципе «нефть в обмен на поцелуи». То есть из Белоруссия получает из России массу ресурсов, при этом не делая никаких шагов в ответ (разве что, весьма символических). Лукашенко обещал признать Южную Осетию, Абхазию — не признал, а только что в своем большом послании он заявил, что не признает Крым российским. Соответственно, если одна из частей союзного государства не признает суверенитет на другой части своей территоррии, то о каком вообще сотрудничестве можно говорить?», — заявил Безпалько.

На вопрос о возможности объединения Белоруссии и России, собеседник агентства отметил, что в этом вопросе Лукашенко также крайне неоднозначен.

«Александр Лукашенко в принципе человек, который очень любит много говорить, при этом зачастую используя резкие и эмоциональные формулировки. Если сравнить его высказывания по какому-либо вопросу за определенный промежуток времени, то они могут оказаться прямо противоположными. В один момент он говорит, что «мы готовы к интеграции, но готовы ли к этому наши народы», теперь он говорит, что «98% белорусов против объединения с Россией».

Белорусский президент также любит говорить от имени народа и приводить цифры, которые никак подтвердить нельзя потому, что на территории Белоруссии запрещено проводить социологические исследования, а полагаться на данные, которые озвучивает сам Лукашенко и подконтрольные ему службы – нельзя.

Он заявлял, что граждане Белоруссии не потерпят вхождения страны в состав России. Лично я — в этом не уверен. По моему мнению, если бы предложили такой вариант развития событий гражданам Белоруссии, то, возможно, значительная часть из них, как раз и выбрала бы этот вариант. Почему? Потому, что означал бы повышение уровня их благосостояния: например, получение российской пенсии, открытый для них трудовой рынок и так далее.

Но прежде всего, в риторике переговоров между Россией и Белоруссией шла речь об интеграции, о строительстве того, что мы называем Союзное государство Россия и Белоруссия. Если господин Лукашенко считает, что этот вопрос невозможен, то тогда действительно остается только выти из этого проекта и объявить его неактуальным. Пусть или объявит об этом, или проведет, например, открытый референдум при большом количестве наблюдателей с разными формулировками вопроса: «хотят ли граждане Белоруссии вхождения в состав России», «хотят ли они развития интеграционного проекта Союзного государства», хотят ли они чего либо другого и уже в соответствии с результатами действовать», — подытожил эксперт.

Новости партнеров