Богдан Безпалько: России пора отбросить все сомнения и отстаивать свои интересы
Сам факт проведения исследований агентством по международному развитию США USAID на территории Белоруссии вызывает недоумение. России необходимо тщательно отслеживать все события, в том числе и такого рода, которые происходят на территории пока еще существующего союзного государства. Об этом в комме
Напомним, что в Белоруссии USAID совместно с агентством PACT и белорусской социологической службой MIA Research провели в августе-сентябре опрос о настроениях местных жителей. Респондентов просили назвать самые, на их взгляд, дружественные и недружественные страны, а также предлагалось высказать мнение на предмет того, в составе какого межгосударственного союза Белоруссии было бы лучше.
«В первую очередь, отмечу, что у меня вызывает чрезвычайное изумление тот факт, что этот опрос вообще был проведен в Белоруссии. В этой стране социологические опросы кроме, как государственными службами Белоруссии запрещены.
Поэтому то, что USAID удалось провести там опрос, да еще и на политическую тематику (не какую-нибудь бытовую, экономическую, непосредственно социальную и так далее), а на политическую вызывает у меня прежде всего изумление. Очевидно, что этот опрос был проведен с разрешения властей, то есть с разрешения Александра Григорьевича Лукашенко.
Второе, что хочу отметить, это означает что сейчас американским неправительственным организациям (НКО) и тому подобным структурам будет дан зеленый свет для работы в Белоруссии. А он, по сути, уже дан – в течение последних нескольких лет они очень активно там работают, причем не только в столице, но и в белорусской провинции. Конечно, к самим результатам опроса я бы все-таки предпочел относиться с осторожностью, потому что, как человек все же причастный к социологии, я знаю, что очень многое зависит от того как сформулирован вопрос, от того, кто его проводит, от того как сформулирована сама группа вопросов. Зачастую ответ заложен именно в самом опросе и зачастую сами эти вопросы проводятся для того, чтобы получить требуемый процент в виде цифры от населения по какому-либо конкретному вопросу.
Поэтому я бы относился к ним с осторожностью, хотя, безусловно, изменения в белорусском обществе происходят. Однако там по-прежнему более 80% рассматривают Россию в качестве дружественной страны, там по-прежнему сильны пророссийские и прорусские симпатии, которые люди очень боятся высказывать открыто.
Особенно в свете того, что ряд публицистов, всего лишь высказывавших эти симпатии в российской прессе, а также критиковавших ряд негативных, по их мнению, явлений в Белоруссии, попали на 14 месяцев в тюрьму. Я имею ввиду Сергея Шиптенко, Дмитрия Алимкина и Юрия Павловца. С них не сняты обвинения и единственное позитивное событие в этой всей истории это то, что они сейчас уже не находятся в местах заключения.
В данной ситуации, раз USAID провел опросы в Белоруссии, то логично было предложить белорусскому руководству провести подобного рода опрос каким-нибудь российскими службами — ВЦИОМ, «Левада центр», каким угодно, а можно и сразу нескольким. А почему бы и нет? Ведь мы же союзное государство, и, к слову, деятельность USAID на территории Российской Федерации запрещена и довольно странно, что в Белоруссии, зная этот факт, допустили эту службу проводить подобного рода исследования на территории страны.
На мой взгляд, подобного рода исследования, если и будут использованы белорусским руководством, то исключительно в негативных для России целях. Первое — это с целью обосновать негативное отношение граждан Белоруссии к каким-либо интеграционным проектам с Россией, а второе — это для того, чтобы убедить граждан Белоруссии в том, что они действительно «ко всему этому негативно относятся».
Я считаю, что нам нужно тщательно отслеживать все события, в том числе и такого рода, которые происходят на территории пока еще существующего союзного государства», — сказал эксперт.
На вопрос корреспондента о том, может ли ситуация с опросом говорить о том, что США начинают в Белоруссии такие же процессы, какие были на Украине, Безпалько отметил, что в этом случае необходимо понимать, что для каждой страны разрабатывается свой сценарий.
«Я думаю, что они не будут стремиться проецировать украинский сценарий на Белоруссию.
Для каждой страны существует свой сценарий, но существует определенная стратегическая цель, которая может объединять все эти страны: и Украину, и Белоруссию, и даже Киргизию с Арменией – это стремление вывести эти страны из-под российского влияния.
Это стремление максимально разбить, дефрагментировать постсоветское пространство, а по возможности и саму Российскую Федерацию. Естественно, что американцы будут использовать все имеющиеся у них инструменты для того, чтобы лишить Белоруссию этого статуса. Это не обязательно должен быть «евромайдан», революция и пылающие покрышки — это может быть выбор самой белорусской элиты, это может быть «мягкая смена» белорусской элиты и многое другое. Однако неприсоединение — это уже не союзничество. Если государство говорит о том, что оно не будет присоединяться к российским инициативам, то оно не может считаться нашим союзником. С нашей точки зрения и с моей лично, тогда оно не может претендовать на какую-то помощь со стороны России. Пусть тогда решает свои проблемы самостоятельно, пусть закупает нефть в Саудовской Аравии, газ у Норвегии и именно в эти же страны продает свои товары — молоко, грузовики и так далее. Почему мы тогда должны поставлять им беспошлинно нефть, да еще и по внутренним российским ценам?
Я думаю, что России нужно делать выводы. Россия практически все это время не реагировала на те негативные явления, которые происходили в Белоруссии, в том числе и на этот опрос. Поэтому, на мой взгляд, сейчас пришло время реакции с нашей стороны и я думаю, что она должна быть максимально твердой, жесткой, объемной.
Это не означает, что мы пойдем войной на Белоруссию — это означает, что мы должны защищать свои собственные интересы. Почему-то, когда любая другая страна, даже самая маленькая, защищает свои интересы, то мы всегда высказываем в адрес этой страны уважение, но, когда мы сами должны это делать, то у нас зачастую это вызывает некоторого рода сомнения: «ну как мы можем поступать с нашими союзниками?». А союзники большей частью становятся союзниками уже в кавычках», — подытожил Безпалько.