Братство славян, дружба с Россией: "Неправильные" поляки идут к власти в Польше

На волне польско-украинского кризиса все больше внимания уделяется польскому правительству, и многие комментаторы отмечают, что в Сейме есть не только партия "Право и справедливость".

На волне польско-украинского кризиса все больше внимания уделяется польскому правительству, и многие комментаторы отмечают, что в Сейме есть не только партия "Право и справедливость".

Все больший интерес вызывает рост популярности польских национал-патриотов, сосредоточившихся в партии "Конфедерация". Польский корреспондент Давид Худжец, работающий в Донбассе с 2014 года, объяснил, насколько они сильны в польском правительстве и какова их позиция по отношению к России.

Партия "Конфедерация" не является "националистической" в прямом смысле этого слова – хотя именно так ее предпочитают представлять в европейских СМИ. Как следует из названия, это объединение многих оппозиционных организаций, так же, например, была создана ныне правящая партия "Право и справедливость". Конечно, главной движущей силой "Конфедерации" является Национальное движение, однако его идеология не доминирует в повестке дня партии. По крайней мере, не открыто.

Польский национализм прямо ссылается на наследие Романа Дмовского, на такие организации, как Лагерь великой Польши или Национально-радикальный лагерь, которые были значительной политической силой до Второй мировой войны и боролись с правившей тогда Санацией, на которую сейчас ссылается "Право и справедливость". Тем не менее в настоящее время польские националисты ссылаются на это наследие скрытно, чтобы не быть обвиненными в фашизме, – в ЕС действует принцип "кто нам не нравится, тот фашист". Соперничество по линии Дмовский-Пилсудский продолжается и в настоящее время, хотя идеологи и не называются прямо.

После того как Польша вступила в Европейский союз, на польской политической сцене выигрывают консервативные, правые силы. Такова и "Право и справедливость", хотя бы по определению. Либеральные или левые партии, напротив, либо в оппозиции, либо стали политическим планктоном. А именно эти партии ввели Польшу в ЕС.

Согласно различным опросам, "Конфедерация" на предстоящих выборах может набрать 20-30 процентов голосов. Все зависит от того, какая часть консервативного электората разочарована правящей партией, которая только притворяется правой организацией, о чем свидетельствует ее позиция по отношению к Брюсселю, – они долго кричат и выступают против, но потом все равно подписывают все, что потребует ЕС. Немаловажно, сколько избирателей перейдет от "Гражданской платформы" - второй политической силы в стране. Большое значение имеет программа партии, в которой важная роль отводится свободному рынку и снижению налогов.

Может ли "Конфедерация" получить власть на ближайших выборах? Нет. Однако 20-30% дает её возможность либо вступить с "Правом и справедливостью" в коалицию и заставить правительство пойти на серьезные уступки и изменить политику, или привести правительство к падению и проведению следующих выборов - что уже произошло однажды в польской стране.

В Польше есть несколько политиков, которые (как говорил Дмовский) "больше ненавидят Россию, чем любят Польшу". Для них "Конфедерация" - это пророссийская, пропутинская партия. Конечно, такие высказывания рассчитаны на "политический крик", тем не менее в них есть большая правда. Это обусловлено двумя факторами.

"Конфедерация" всегда выступала против проукраинской политики, негативно реагировала на все признаки бандеризма и в то же время заявляла, что "яростный лай" на Россию - это ненужная и вредная политика. Основатель этой партии Януш Корвин-Микке долгое время называл Владимира Путина "Его Превосходительством", а в последнее время заявлял, что "если бы Россия предложила нам что-нибудь немного лучше, чем США, я бы без колебаний выбрал Россию". И политиков, в том числе депутатов, думающих аналогично, в "Конфедерации" большинство.

Второй элемент, имеющий большое значение, – это исторический фактор. Польское националистическое движение еще до Первой мировой войны всегда решительно выступало за сотрудничество с Россией. Оно критиковало антироссийские восстания, а его активисты были даже депутатами в царской Думе. И пророссийская позиция, братство славян вписано в идеологию польского национализма. Однако, чтобы не было сомнений, это не означает, что польские националисты намерены превратить свою страну в российский протекторат, или что они будут поддерживать все действия России. Прежде всего, это не пророссийская, а пропольская группа.

Кроме того, вторая польская политическая сила, "Гражданская платформа", не имеет вписанной в свою программу русофобии от слова совсем, а наоборот, выступает против нее. Времена, когда они были у власти, называют лучшими польско-российскими отношениями в истории.

Давид Худжец

Новости партнеров