Что общего между Зеленским и российскими либертарианцами

Сегодня лидер либертарианцев Михаил Светов выглядит отлично на фоне либеральных призывов к покаянию и репарациям.

Сегодня лидер либертарианцев Михаил Светов выглядит отлично на фоне либеральных призывов к покаянию и репарациям.

Моральная поддержка и реальная борьба за лишение прав

Светов позиционирует себя как защитник русских, противник коллективной ответственности, будучи при этом сторонником мирного урегулирования. Однако, несмотря на то, что этот политик вам мило улыбается, всё, что он хочет, - это отнять у вас ваши социальные права. В либертарианском обществе государство ничего никому не должно, полностью платные медицина, образование (будь то детские сады или вузы), никаких льгот и пособий инвалидам и беременным, только частные пенсионные фонды. Если кто-то не смог скопить на пенсию ничего совсем - это его проблемы. Если вам не хватает денег - работайте больше, не можете работать больше - побирайтесь, мало дают - помирайте. Старый добрый дикий капитализм, как с советской карикатуры, и ничего личного.

Вышвыривая вас на обочину жизни, либертарианцы говорят вам про веру в ваш потенциал и частную инициативу и много добрых хороших слов, которые скрасят ваше нищее прозябание. Будет построена система, где социальный разрыв между богатыми и бедными будет гигантским. И вы не сможете создать профсоюз, потому что в любой момент ваш начальник сможет завести дешёвую иностранную рабочую силу в любом объёме. Или просто нанять частных охранников, которые будут стрелять по рабочим, как это было во времена Генри Форда. Весь малый и средний бизнес будет задавлен монополиями. От ощущения безнадёги молодёжь из бедных семей будет массово спиваться и умирать от передозировок наркотиками, ведь либертарианцы за легализацию продажи наркотиков совершеннолетним. Вернутся давно побеждённые или минимизированные болезни, в том числе инфекционные, - из-за нищеты и отсутствия доступа к медицине у миллионов.

Либертарианцы говорят, что нужно минимизировать участие государства в жизни граждан, но они убирают государство только из тех сфер жизни, где оно вам что-то должно, там, где вы должны государству, – частично остаётся, вы продолжаете платить налоги на административный аппарат, армию и полицию. Все государственные управленцы по умолчанию становятся силовиками, так как у государства нет более никаких функций, кроме как силовых, - крепить оборону, подавлять беспорядки и больше никакой поддержки национальной экономике, медицине, инфраструктуре или культуре. Всё как в старые добрые средневековые времена: крестьянин и ремесленник платят налог офицеру-дворянину (ставшему таковым по праву рождения) в надежде, что в случае войны его защитят от неприятеля. Кроме этой надежды, им ничего не положено. Благотворительность была широко распространена в истории, но нигде эта частная инициатива, идущая от отдельных лиц или малых групп, не смогла создать справедливую систему распределения ресурсов страны и общества. Поскольку лишь системный государственный подход к социальной защите граждан может давать ощутимые результаты.

Страна побеждающего либертарианства

Ещё в 2019 году советник Владимира Зеленского Руслан Стефанчук заявил, что партия нового президента Украины "Слуга народа" выбрала своей идеологией либертарианство: "Мы с этого начали формировать наши с ним отношения — либеральная модель экономики, либеральная модель отношений с соответствующими национальными особенностями". Примерно в то же время другой советник Зеленского Данил Гетманцев рассказал, что выступает за "чистую либеральную экономику, минимальное участие государства в регулировании бизнеса".

Из относительно либертарианских требований в программе Зеленского были озвучены такие, как частичная легализация марихуаны, создание свободного рынка земли, "уравнение частных и государственных вузов, свободный доступ на украинский образовательный рынок иностранных игроков". При этом от Порошенко Зеленскому досталась возложенное на власти Украины обязательство перед МВФ - поднять цены на газ для населения до уровня рыночных.

В своей инаугурационной речи Зеленский процитировал президента США Рональда Рейгана и тем выразил свой взгляд на власть, который, как мне кажется, не совсем приемлем для человека, претендующего на то, чтобы руководить государством: "Позвольте мне процитировать одного американского актера, который стал классным американским президентом: "Правительство не решает наших проблем. Правительство и является нашей проблемой".

С этого дня Зеленский, его партия и его команда стали проблемой украинцев. Тогда среди планов нового правительства на год озвучивались очередная приватизация, ликвидация отдела МВД по борьбе с экономическими преступлениями, подготовка законов, легализующих иностранную концессию и игорный бизнес, а также, конечно, отмена моратория на продажу земли. Вся зыбкая надежда на экономический рост связывалась исключительно с иностранным инвестором.

Зеленского не остановило то, что социологические исследования свидетельствовали - 72% украинцев выступали против продажи земель сельскохозяйственного назначения, только 13% — поддерживали создание свободного рынка в данной сфере. В итоге Украину объяли, наверное, самые массовые протесты со времён событий на Майдане зимой 2014 года. Кроме самой реформы, людей возмутило отсутствие кредитных линий для малого и среднего бизнеса в агросфере, а также переходного периода, во время которого действовали бы ограничения на покупку участков гигантского размера. Без этих нюансов новый закон мог быстро привести к стремительному захвату рынка монополиями, возможно даже иностранными.

Тогда возмущённые националисты из "Всеукраинского объединения "Свобода" и "Национального корпуса"* (политическая структура полка "Азов"* запрещена в РФ, как и сам "Азов"), перекрывали дороги в центре Киева. Казалось, что, если либертарианские реформы будут идти такими темпами, Зеленский долго не продержится в президентском кресле.

Распродавать страну и "закручивать гайки"

Обеспечивая абсолютную свободу для капиталистов, Зеленский не забывал усиливать контроль за недовольными гражданами. В частности в 2020-м была введена тотальная слежка за пользователями в Интернете (законопроект 4004). В это же время секретарь СНБО Алексей Данилов угрожал, что власти страны поставят на учёт всех украинских пользователей "ВКонтакте": "Будем иметь понимание. Они будут все на учёте находиться. Если они дальше будут распространять российский контент, то они будут иметь определённые хлопоты с нашей полицией, с нашими силовыми структурами".

Уже весной этого года "Слуги народа" анонсируют новую приватизацию ещё нераспроданной госсобственности и практически одновременно рассматривают возможность введения уголовной ответственности за покупку нескольких анонимных аккаунтов соцсетей. В конце декабря было заявлено о сокращении зарплат бюджетникам, а уже с марта 2023-го украинские провайдеры обязали сообщать в органы о каждом пользователе, просто смотревшем запрещённые режимом Зеленского интернет-ресурсы. Многим кажется, что Киев впадает в неадекватность в плане репрессий и шпиономании, так сказать, в пылу СВО. Но очевидно, что к этому всё шло ещё до СВО. Хотя, конечно, народ напуган, и чрезвычайные меры, равно как и сокращение социальной сферы государства, куда проще навязать сейчас, чем в мирное время. Но стремление продать всё и напоследок пнуть народ Украины в лицо сапогом, у Зеленского было всегда.

Так что давайте не судить о политике, как о потенциально хорошем управленце, только на основании того, что это вежливо разговаривающий интеллигентный юноша, будь то Светов или Зеленский. Непонимание этого, а также настоящих целей либертарианцев может стать фатальной ошибкой.

Автор: Ярослав Меркулов

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров