Что показала СВО: 20 трлн выброшены на ветер. Генерал Балуевский не сдержался и раскрыл правду об армии
Бывший глава Генерального штаба России Юрий Балуевский заявил о провале в спецоперации на Украине русской артиллерии, танков и авиации. Руководство страны и Минобороны с ним не согласны.
Рекордная в истории России государственная программа вооружений, стоившая бюджету порядка 20 трлн рублей за десять лет, не смогла устранить отставание русского вооружения от западного. Специальная военная операция на Украине продемонстрировала проблемы всех основных видов вооружений ВС России – артиллерии, ракетных систем, танков и самолётов, а также стратегии и тактики боя, считает экс-глава Генштаба России. Своими выводами генерал поделился в предисловии к сборнику военно-научных статей "Алгоритмы огня и стали", посвященном спецоперации России и военным конфликтам последних лет.
Нужна модернизация
По словам Балуевского, несмотря на потраченные годы и деньги, отечественная артиллерия и ракетные комплексы до сих пор серьёзно уступают западным аналогам, из-за чего в ближайшие годы будет требоваться их "приоритетная и кардинальная модернизация". При этом артиллерия снова находится "на пьедестале бога войны", как и 80 лет назад, отметил генерал армии.
Бывший глава Генштаба называет повышение дальности стрельбы и применение высокоточных боеприпасов главной задачей.
"Эволюция артиллерии изменяет и принципы контрбатарейной борьбы. В ней на первый план все больше выходят беспилотные разведчики и наводчики", – рассуждает Балуевский.
Кроме того, он отметил переход тактического преимущества от артиллерийских батарей и дивизионов к одиночным орудиям, которые "сами приобретают характер высокоточных средств поражения и могут использоваться по отдельности".
Фото: globallookpress.com/Anton Belitsky
"Едва ли не определяющим фактором боя и операции становится количество выпущенных снарядов".
Балуевский также напомнил о проблемах, которыми обернулось применение в ходе боевых действий танков.
Танк стал одной из главных жертв опыта боевых действий последних двух лет. Недавний символ ударной силы и боевой мощи оказался легко обнаруживаемой и легко поражаемой целью, очень уязвимой для мин. Решения ждут проблемы преодоления минных полей, защиты от барражирующих боеприпасов и FPV-дронов, создания комплексов активной защиты нового поколения на новых физических принципах.
Помимо этого, было фактически обесценено преимущество русской авиации в небе, так как задача подавления систем противовоздушной обороны противника "оказалась нерешаемой".
СВО выявила огромное отставание российской артиллерии и ракетных систем и требует приоритетного кардинального их перевооружения в ближайшие годы, резюмирует экс-начальник Генштаба.
Мнение Путина
Заявление Балуевского кардинально отличается от оценки, которую 2 февраля дал президент России Владимир Путин в ходе рабочей поездки по Тульской области.
Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda
"Если сравнивать современное вооружение НАТО и вооружение последнего периода советского времени, там в чем-то оно уступает, кстати говоря, не всегда. А если брать наши новейшие вооружения, то они явно всех превосходят. Это очевидный факт", – сказал Путин на встрече с участниками форума "Все для победы".
Он также добавил, что данный вывод касается всего вооружения, применяемого в ходе СВО.
Что говорят эксперты
Военный специалист Дмитрий Стефанович в беседе с RTVI отметил, что роль артиллерии в спецоперации на Украине колоссальна, именно она приводит к подавляющему числу потерь.
"Собственно, когда начинает работать артиллерия больших калибров, то даже бронированной технике приходится несладко, в том числе от близких разрывов снарядов. Обеим сторонам крайне важно достичь преимущества в большем количестве стволов и боеприпасов", – заявил Стефанович.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
Еще одной проявившейся в ходе СВО тенденцией эксперт назвал "стремление к более подвижной артиллерии, поиск более легких колесных или гусеничных платформ для появления возможности быстрой передислокации артсистем". Стефанович также указал на преобладание производственных ресурсов, которые позволяют выпускать как можно больше боеприпасов, над тактическими возможностями.
Портал EUobserver со ссылкой на сведения Еврокомиссии писало ранее, что артиллерийский бой между Россией и Украиной по интенсивности сравним со второй битвой при Эль-Аламейне времен Второй мировой войны: русская армия производит минимум 20 тысяч выстрелов в день, а украинская – от 4 до 7 тысяч. При этом запасы ВСУ расходуются очень быстро, а западные страны не способны их восполнять в полной мере.
Председатель Военного комитета альянса адмирал Роб Бауэр заявлял, что после начала СВО цена одного 155-миллиметрового артиллерийского снаряда стандарта НАТО выросла в 4 раза. Сейчас он стоит около 8,5 тысячи долларов.
Проблемы ПВО России
Ранее эксперты Военно-воздушной академии имени Жуковского также писали о проблемах противовоздушной обороны России, которая, по их словам, малоэффективна против малых беспилотников.
В силу размеров, материалов конструкции и применяемых двигательных установок малоразмерные дроны обладают малой радиолокационной, тепловой, оптической и визуальной заметностью.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
Вот что пишут авторы материала, приводя в пример зенитно-ракетные комплексы малой дальности "Тор" и "Панцирь":
"Результаты полигонных испытаний показали, что РЛС обнаружения целей ЗРК "Тор" обеспечивает обнаружение малоразмерных БПЛА на дальностях всего 3-4 километров. Результаты полигонных испытаний ЗРПК "Панцирь-С1" показывают, что стрельба ракетным оружием по малоразмерным беспилотникам практически невозможна. Причиной этому является малая дальность обнаружения малоразмерных БПЛА РЛС обнаружения и целеуказания, которая также как и для ЗРК "Тор", составляет 3-5 километров, что практически совпадает с ближней границей зоны поражения ЗУР".
Наравне с целевой/огневой канальностью и производительностью средств противовоздушной обороны рубеж обнаружения ими угроз – один из ключевых факторов, определяющий время, которое есть в распоряжении средств ПВО на поражение обнаруженных средств воздушной атаки.
У Америки дела не лучше
Если сравнивать русскую и американскую ПВО, которая может бороться с беспилотниками, то здесь Штаты в явном проигрыше. Фактически у американской армии таких систем нет.
На вооружении армии Соединённых Штатов имеются "большие" ЗРК семейства Patriot, а также фактически передвижной ПЗРК с пулеметом, на колесной базе Хаммера, Avenger, между которыми в нишах средств ПВО малой и средней дальности просматривается огромная дыра.
Фото: globallookpress.com/Sebastian Gollnow
Вашингтон эту дыру хочет закрыть. Эксперты упоминают пару программ разработки, в этой связи – LOWER AD и AI3.
"В 2012 году компания Raytheon сообщила о получении контракта от армии США стоимостью 79,2 миллионов долларов на разработку ракеты-перехватчика AI3 для защиты личного состава от дронов, тактических ракет и минометных снарядов. Над таким проектом EAPS с ракетой MHTK трудилась и фирма Lockheed Martin вместе с американским научно-исследовательским центром авиации и ракетных систем. Известно, что Raytheon и Lockheed Martin проводили контрольные тестовые пуски собственных ракет еще в 2013 году и собирались продолжить свои разработки в рамках вышеуказанной программы Intercept, IFPC Inc 2-I, но до этих пор это не привело к созданию каких-либо демонстрационных образцов зенитно-ракетных комплексов, подобных отечественным "Панцирь-С1" и "Тор", – сказано в докладе сотрудников Военно-воздушной академии имени Жуковского.
Взбучка от Шойгу
В начале февраля министр обороны Сергей Шойгу посетил оборонный завод "Уралтрансмаш" в Екатеринбурге и сделал выволочку руководителям предприятия.
В ходе своего визита Шойгу обошёл цеха военного предприятия, поговорил с рабочими и ознакомился с производственным процессом завода. Министра всю дорогу сопровождали местные конструкторы и генеральный директор "Уралтрансмаша", которому была устроена публичная порка. Прямо среди работающих станков, на глазах у работников и журналистов.
Сергей Шойгу с разгромной критикой обрушился на руководителя предприятия, который не смог наладить на заводе выпуск достаточного количества вооружений. Стоит отметить, что "Уралтрансмаш" производит артиллерийские комплексы "Коалиция СВ", в которых так нуждаются наши войска, вынужденные вести постоянную контрбатарейную борьбу против ВСУ.
Бюрократы от промышленности заверяли высокопоставленного гостя, что завод полностью выполняет поставленные задачи, объёмы наращиваются и с документацией всё хорошо. Однако министру обороны так не показалось.
"Кончайте дурака валять, ребята! Мы этим плотно стали заниматься в 2022 году. А в 2023-м эти машины должны уже работать по полной программе. А я смотрю, у вас тут всё так спокойненько. Так сказать, хорошо", – отчитал руководство предприятия Шойгу.
Фото: globallookpress.com/MOD Russia
Руководству предприятия было поставлено чёткое условие: министр ждёт от завода конкретных предложений для достижения необходимых показателей производства артиллерийских установок в оперативные сроки.
"Коалиция СВ" — это самоходные артиллерийские установки, которые передвигаются на шасси танка Т-90 и отличаются высокой проходимостью по пересечённой местности. Данный комплекс используется для подавления и уничтожения миномётных и артиллерийских орудий противника. Кроме того, "Коалиция СВ" может быть использована против вражеских танков и комплексов ПВО.
САУ выгодно отличается тем, что она имеет систему автоматического наведения орудия и выбора цели при наведении. А дальность "Коалиции СВ" составляет 80 километров, что позволяет войскам вести крайне эффективную контрбатарейную борьбу против артиллерийских расчётов противника.
Помимо "Уралтрансмаша", Сергей Шойгу посетил и ряд других оборонных предприятий Урала, в том числе и знаменитый "Алмаз-Антей", на котором производятся крылатые ракеты. Но подобных случаев разгромной критики руководства заводов больше нигде не происходило.
Ранее глава военного ведомства поставил задачу наращивать изготовление высокоточных боеприпасов, а также модернизировать их, а именно переводить отдельную линейку снарядов из разряда обычных в категорию высокоточных.
Высокоточных снарядов будет больше
Шойгу также побывал с инспекцией на предприятиях оборонно-промышленного комплекса – корпорации "Тактическое ракетное вооружение" в Подмосковье и рассмотрел технологический процесс сборки вооружения. Он показали запущенные в серийное производство в прошлом году современные образцы высокоточных снарядов, а также перспективные образцы оружия.
"Необходимо эту работу наращивать. Сегодня основная боевая работа проводится не по площадям, а по конкретным целям", – сказал Шойгу.
По словам главы Минобороны, управляемые модули планирования и коррекции для оснащения свободно падающих авиабомб калибра 250, 500 и 1500 кг успешно зарекомендовали себя в ходе проведения спецоперации на Украине.
В Министерстве обороны добавили, что испытания системы унифицированных высокоточных помехозащищенных снарядов находятся на заключительной стадии.