Да здравствует Культурная революция!
Очень похоже на то, что вражеское наступление, о неизбежности которого долго твердили все здравые люди, таки началось. Говорить о чём-либо в этой связи пока ещё рано. Но знаете, какое чувство самое отвратительное для тех, кто на передовой?
Чувство «голой спины». Когда ты не понимаешь, что у тебя в тылу. И если бойцам прошлых лет в этом плане было чуть проще, то сейчас у каждого из них есть смартфон, а в смартфоне – интернет. И бойцы прекрасно знают о творящемся у них за спинами. И нет, речь не только и не столько о разборках в военных кругах (которые – совершенно отдельная песня). Речь о творящемся «на гражданке». О том сообществе откровенных предателей, что действует там, не особо скрываясь. Многие сейчас говорят о «понауехавших». Что ж, вопрос и в самом деле «животрепещущий». Но вот только куда актуальнее не те, кто уехал, а те, кто «понаоставался».
Максимально показательно в этом смысле недавнее дело доцента с исторического факультета СПбГУ г-на Белоусова. Напомню, персонаж не просто открыто глумился над СВО и памятью погибшего там студента. Он организовал вокруг себя настоящее активное сообщество студентов, которое подмяло под себя университетское СМИ. А ещё он занимался травлей студентов, занимавших патриотическую позицию. При этом многие отмечали, что персонаж очень долгое время вёл себя откровенно вызывающе, всячески демонстрировал собственную неуязвимость, что давало основание полагать о наличии у него серьёзной «крыши». Что косвенно подтверждается той нерешительностью, которую демонстрировало начальство университета, когда история начала раскручиваться. Да, в итоге его вышвырнули. Но произошло это, скорее всего, по двум причинам: во-первых, персонаж зарвался и перегнул палку, а во-вторых, произошёл дичайший скандал, что для любого чиновника является решающим фактором, включая и чиновников от образования. Но даже теперь остались вопросы. Во-первых, какова будет дальнейшая судьба этой мрази. И во-вторых, а что станется с теми самыми студентами-русофобами, которых он вокруг себя сплотил? Про них забудут? Им позволят выпуститься? Их допустят к работе с детьми? Серьёзно?
А не прошло и пары дней, как в том же Питере обозначился ещё один такой же «доцент». На сей раз юрист, а не историк, по фамилии Макаркин. Он же – действующий адвокат. Не думаю, что дело тут в Питере как таковом. Вообще, рассказы о нём как о гнезде либералов и русофобов, мягко говоря, преувеличены. Если вообще соответствуют действительности. Дело в другом. Я практически не сомневаюсь, что и г-н Макаркин так или иначе поплатится за свою позицию предателя. Но сколько ещё таких «г-нов Макаркиных»? И «г-нов Белоусовых» тоже. Проблема в том, что с каждым из них приходится разбираться практически «в ручном режиме», привлекая для этого чуть ли не все доступные ресурсы государства и общества. А их много. Их очень много. И далеко не все из них вот так активно обозначаются. Далеко не все из них пакостят открыто – многие делают это исподтишка, занимаясь саботажем. Их тоже видно. Но предъявить им куда сложнее. И на них закрывают глаза – у государства просто физически не хватает рук на всех таких граждан. По крайней мере, в нынешней парадигме.
У меня для вас плохая новость: их и не хватит. Потому что сейчас уже нужны не «эпизодические ситуационные действия», а масштабная зачистка. И вот именно на неё государство и не способно. По целому ряду причин. В первую очередь – юридических. Многие вещи откровенно тяжело доказуемы с правовой точки зрения, при том что с общественной, информационной и просто человеческой – они абсолютно очевидны. Данные персонажи составляют крайне малую часть населения в абсолютном выражении. Но при этом они рассредоточены всюду и в очень важных сегментах социума: в образовании, в информационной сфере, в культуре и так далее.
Повторюсь, государство с этим справиться не может. Более того, в таком масштабе оно очень редко когда могло справиться даже исторически.
Но это не значит, что методов борьбы нет. Наоборот, они есть. Только наше нынешнее государство их боится. И нет, речь не идёт о каких-то «массовых репрессиях» в стиле «кровавого Сталина». Речь о задействовании в процессах гражданского общества. Потому что только оно и может с этим справиться. И я приведу пример ровно такой же ситуации, когда гражданское общество вопрос решило невероятно быстро и эффективно.
Это т.н. «Культурная революция» в Китае. Про неё много чего наговорили, превратив, фактически в либеральное пугало. Обсуждать это я не буду. Равно как и чьё-либо отношение к коммунизму в принципе. Разговор сейчас не об этом, так что я выношу коммунизм за скобки и рассматриваю ситуацию в принципе. Итак, что же было в Китае. Там велось государственное строительство на основе определённых принципов, разделявшихся подавляющим большинством народа. Кроме того, страна была в кольце врагов, не имела союзников и опиралась на собственные силы. Ничего не напоминает? Едем дальше. Одновременно в стране было огромное количество т.н. «контры», которая массово занимала места в системе образования, в культуре, в сфере информации, etc. Ещё раз: ничего не напоминает? И этим гражданам тоже мало что можно было предъявить с формально-юридической точки зрения. По крайней мере, en masse. Но они были проблемой, так как занимались массовым саботажем на всех доступных уровнях. И что же делает Мао? Он обращается к тому самому гражданскому обществу. Только китайскому. Конкретно – к молодёжным активистам. Тем самым «хунвейбинам». И он даже не даёт им конкретных приказов (то есть вообще приказов не отдаёт). Он поступает очень по-китайски – присылает им в подарок плоды манго. И все всё поняли. Буквально на следующий день та самая «контра» начала искать пятый угол. В итоге общество меньше чем за год было вычищено едва ли не «до сияния». Причём с самым минимальным участием государства. Вот чем на самом деле была Культурная революция.
И в России сейчас в этом плане что-либо сделать можно только с использованием именно таких инструментов. Нынешнему государству пора преодолеть собственную кастовую чванливость и собственный страх перед гражданским обществом. Потому как выбор у него невелик. Давайте уж называть вещи своими именами.
Так что или пусть оно сразу в гроб ложится и даёт людям возможность выжить без собственного драгоценного участия, или да здравствует Культурная революция.
(с) Павел Кухмиров