Давид Худжец: Чёрный список для бандеровцев

Глава польского МИДа Ващиковский заявил, что Варшава запретит въезд в Польшу украинцам, которые демонстрируют антипольские настроения. Это коснется, например, тех, кто "демонстративно носит мундиры СС "Галичина". Польский корреспондент в Донбассе Давид Худжец объяснил, что означают п

Глава польского МИДа Ващиковский заявил, что Варшава запретит въезд в Польшу украинцам, которые демонстрируют антипольские настроения. Это коснется, например, тех, кто "демонстративно носит мундиры СС "Галичина". Польский корреспондент в Донбассе Давид Худжец объяснил, что означают подобные "игры" польского правительства.

"Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский дал понять, что Республика Польша больше не будет мириться с бандеровцами на Украине, так это было показано во многих СМИ. Это заявление преподносится, словно новая надежда, что сегодня, может быть завтра Польша выйдет из НАТО, подаст России руку дружбы, и даже объявит Украине войну, чтобы забрать западные области, которые Польше, в принципе, не нужны. Для некоторых людей Ващиковский сразу стал почти героем.

В Польше о Ващиковском думают как о человеке, который сначала говорит, а затем думает – причем и с тем, и с другим у него есть проблемы. Его сердитые русофобские высказывания ни в коем случае не должны быть забыты, и он не будет следующим, кто был на стороне бандеровцев, а теперь светит лицом на прямых эфирах российских ток-шоу – там уже нет места для таких.

Во время недавних выборов правящая партия "Право и справедливость" пообещала, что потакания украинскому шовинизму больше не будет. Это была ставка на консервативных избирателей, особенно кресовян. Однако после победы политики забыли свои обещания: Киеву были предоставлены очередные "кредиты", и вместо того, чтобы сражаться с бандеровцами, полякам предложили войну с советскими памятниками и с Россией в целом – о чем партия не упоминала до выборов.

Над Вислой с 1997 года действует закон, запрещающий пропаганду символики, которая считается шовинистической, расистской и так далее. Под это положением легко попадает идеологическая деятельность полка "Азов", "Правого сектора", или хотя бы высказывания Вятровича. Достаточно одного судебного разбирательства, после которого Верховный суд признает запрещенной идеологию бандеровцев, подобные прецеденты уже были. Между тем, ничего не происходит.

Три года назад в Польше говорили, что на Украине нет никаких бандеровцев, и что это вымысел русской пропаганды. Потом сказали, что бандеровцев немного. Еще позже сообщили, что это не антипольская идея, а уничтожение польских памятников, нападения на польские школы – это "работа" России. Над этим усердно работало и правительство, и все крупные СМИ. Но такая ложь поляков не подкупила, наоборот, сегодня защита бандеровцев рассматривается как предательство.

Для "Права и справедливости" Украина была почти святой, ведь президент этой партии Ярослав Качинский кричал на Майдане "Слава Украине!", польский депутат Госевская фотографировалась с так называемыми добровольцами "Айдара". Когда в польском обществе стали высказывать возражения, правительство "Права и справедливости" либо молчало, либо кто-то из его представителей кратко заявляло, что бандеровцы – это зло, и так далее. Затем на Украину "пошли" деньги, а в новостях рассказывали, что Киев защищает Европу, Россия снова обстреливает Донецк.

Позавчера Ващиковский сказал, что он подумает или порекомендует польскому президенту посетить Украину в это время, и сообщил, что начинаются процедуры запрета на въезд на территорию Польской Республики украинцам, прославляющих дивизию СС "Галичина", или затрудняющим восстановление польских мест памяти. Стоит подождать, пока министр подумает или порекомендует. Поэтому нецелесообразно комментировать его заявление, пока он еще размышляет.

Сама декларация как таковая борьба против бандеровцев или антипольских действий на Украине звучит многообещающе. Однако я скептически отношусь к такой информации, как и к идентичным действиям литовцев: до сих пор ни один из них решительно не заявлял, что он будет вмешиваться, например, в вопрос о принуждении поляков к изменению их имен. Украинский вопрос более заметен в Польше, и он может сыграть большую роль.

Прежде всего, это момент, когда Ващиковский говорит эти слова. В Киеве происходит еще один "майдан". На этот раз там нет господина Качинского, и Госевская не собирается обниматься с солдатами "волонтерского" батальона. Против Порошенко выступают радикалы, которые до сих пор не мешали польскому Министерству иностранных дел. Даже наоборот, в эти батальоны в 2014 году отправлялась гуманитарная помощь. Но теперь эти люди хотят власти на Украине, и они являются первыми кандидатами в черный список.

Я серьезно сомневаюсь, будет ли Порошенко в черном списке, ведь он своей рукой подписал закон, признающий  членов СС "Галичина" и УПА героями Украины. Я аккуратно подхожу к нынешнему польскому заявлению – нужно подождать конкретики".

Новости партнеров