Давид Худжец: Дуда бросил Израилю объедки после обеда
Сразу после заявления власти от имени партии «Право и Справедливость» (ПиС) в Польше, разгорелась настоящая война за контроль над Конституционным трибуналом. Этот конфликт привлек внимание Европейского союза и Соединенных Штатов. Партию Ярослава Качинского обвинили в покушении на демократию и попы
Тема Конституционного трибунала, скорее всего, вернется, об этом напомнят Соединенные Штаты, заинтересованные в ней больше, чем сами Поляки. Все дело в противоречиях, имеющихся в законе о запрете бандеровской пропаганды и обвинениях Польши в Холокосте евреев. Президент Анджей Дуда подписал законопроект, но передал его в вышеуказанную судебную инстанцию.
С технической точки зрения, мы имеем дело с абсурдной ситуацией. Глава государства может подписать законопроект, наложить на него вето или передать его Трибуналу, если у него есть сомнения. Здесь же, президент показал, что сомнений никаких не имеет, но, тем не менее, отправил закон на рассмотрение после его подписания. Шансы на то, что трибунал обнаружит в законопроекте нарушения нулевые. Однако, поскольку он полностью контролируется правительством, и данное право закреплено в конституции с 1997 года, это фактически не внесет ничего нового. Трибунал не может констатировать, что конституция несовместна с Конституцией.
Тогда зачем все это?
Это похоже на остатки еды, брошенные собакам с одновременным объявлением, что они больше ее не получат. Этими собаками являются Израиль и США. Естественно, закон в основном касается Украины, но на это никто (кроме Киева) не обращает никакого внимания. Тема Холокоста быстро затмила тематику УПА, и если бы поправка ограничилась бы только запретом бандеровской пропаганды, никто в мире не обратил бы на это внимания.
Любопытна реакция Израиля, который выразил надежду на то, что КТ будет работать по согласованию с ним. Таким образом, иностранное государство хочет, чтобы институт, гарантирующий суверенитет страны (по крайней мере, теоретически), согласно праву вассальной зависимости, начал с ним консультироваться. Но, перед появлением законопроекта в Сейме, он уже был согласован с израильским посольством, которое не выражало никаких сомнений. Лишь позднее Иерусалим поднял шум. Почему?
Поправка продолжает стратегию, которая действует уже в течение длительного времени. Эта стратегия – создания мученического ореола вокруг евреев как чего-то уникального и единственного в своем роде. При этом, геноцид славян, цыган или армян является таким незначительным, о чем совсем не стоит и говорить. Только данный закон никоим образом не меняет, просто подчеркивает вину Третьего Рейха и выступает против ответственности Польши за преступления Германии. Польши как нации и страны, имевшей отдельные единичные случаи геноцида, которые уже были осуждены.
В чем же проблема?
В течение нескольких лет на Западе сформировались два «новых исторических мифа». Первый должен быть известен россиянам, это умаление роли СССР в победе над Рейхом. Во втором идет речь о польских «лагерях смерти», которых на самом деле не было. Были немецкие лагеря, которые были построены на территории Польши, оккупированной Рейхом. Однако такие россказни продолжаются до сих пор. Из Германии Израиль больше не может вытянуть компенсации, пришло время найти кого-то другого, кто будет платить — и в этой роли евреи видят Польшу. Страна, которая до недавнего времени не только не защищала свою историческую позицию, наоборот, везде вступала, как в вопросе с культом УПА в Украине. Теперь это медленно начало меняться, а это Израилю-США совсем не по вкусу.