Давид Худжец: Зачем «Фаланге» нападать на венгров на Украине?

В четверг, 22 марта Парламентская комиссия по делам спецслужб должна обсудить роль российских спецслужб в мероприятиях по дестабилизации польско-украинских отношений в Украине. Руководители основных служб безопасности и разведки в Польше должны представить свои доклады по этому вопросу. Непосредств

В четверг, 22 марта Парламентская комиссия по делам спецслужб должна обсудить роль российских спецслужб в мероприятиях по дестабилизации польско-украинских отношений в Украине. Руководители основных служб безопасности и разведки в Польше должны представить свои доклады по этому вопросу.

Непосредственным поводом для созыва собрания является попытка поляков поджечь культурный центр венгерского меньшинства в Ужгороде. В конце февраля Агентство внутренней безопасности задержало по этому делу подозреваемых. По мнению украинской стороны, они, являясь активистами низовой группы организации «Фаланга», должны были предпринять две попытки поджога здания, и записать свои действия на видео. По словам заместителя начальника Службы безопасности Украины Виктора Кононенко, подозреваемые действовали по указанию российских спецслужб. ABW подтвердила факт задержания четырех человек, из которых трое находятся под арестом, подтверждены также международные связи подозреваемых.

Польские СМИ, цитируя СБУ, сообщают, что активисты «Фаланги» должны были сражаться в качестве добровольцев на стороне Донецкой и Луганской Народных Республик. Лидер упомянутой группы, Бартош Бекер был в Донбассе в 2014 году, где выступал на митинге на площади Ленина и встречался с Денисом Пушилиным, однако СБУ никогда не предъявляла никаких доказательств какой-либо военной деятельности активистов «Фаланги». Аналогичным образом, средства массовой информации в Польше не информируют читателей о том, что подобные обвинения не имеют оснований.

Бекер на своей странице в Facebook утверждал, что «Фаланга» не проводила террористических акций, а он не командовал легионом добровольцев в Донбассе. Конечно, он не мог написать иначе, не подвергая себя опасности ареста и запрета своей организации.

Матеуш Пискорский, президент общественной организации «Смена», уже более года находится в следственном изоляторе. Он был задержан по подозрению в шпионаже, причем прокурор уточнил, что речь идет о подозрении в шпионаже в интересах России, никакой другой информации обществу не было предоставлено, что также вызвало озабоченность депутатов Сейма. Матеуш Пискорский был несколько раз в Донбассе, России, а также в Крыму. СБУ задолго до ареста также обвинила его в том, что он работал на «русскую гибридную войну».

В 2016 году группа, называвшая себя «Cichociemni», начала акцию по демонтажу памятников, посвященных Украинской Повстанческой Армии, которые незаконно находятся на территории Польши. Все акции были засняты, а затем опубликованы вместе с логотипом Лагеря Великой Польши, обществом, которое занимается организацией антибандеровских демонстраций в Польше и гуманитарной помощью для Донбасса. Через год украинские хакеры взломали электронную почту Александра Усовского, который, по слухам проукраинских кругов, должен был финансировать антиукраинскую деятельность в Польше. Сам Усовский заявил, что перечислял финансовые средства в частном порядке, его связи с российской разведкой не были доказаны. В сотрудничестве с ним сознался активист Лагеря Великой Польши, Войцех Вацлав Вайтулевич, но само OWP отрицало это и вывело Вайтулевича из своих рядов.

СБУ всегда обвиняет поляков в одном и том же. Все антипольские действия на территории Украины и антиукраинские акции в Польше украинские политики и чиновник называют «элементами русской гибридной войны» и российской провокацией. Из этого следует, что все прослойки населения, которые не пылают любовью к Украине, поддерживаются, вдохновляются и направляются якобы из Москвы, в частности, российскими разведывательными службами. В подобном духе в Киеве оценивали деятельность Польского института национальной памяти и властей Республики, что привело, например, к принятию закона, запрещающего пропаганду бандеровцев, а также резолюции, установившей 11 июля Национальным Днем Памяти Жертв геноцида, совершенного украинскими националистами. Из этого следует, что президент Анджей Дуда и большинство польских парламентариев воодушевлены российскими спецслужбами…

Можно выдвинуть рискованное предположение, что Александр Усовский или другие частные лица или общественные организации сотрудничали с людьми или ассоциациями из Польши, для проведения совместных политических акций против Украины (бандеровцев), а также международной поддержки Донбасса. Можно предположить, что сотрудничество будет касаться организации демонстраций, просвещения общественности о бандеровской угрозе, ситуации в Донбассе или же демонтаже памятников УПА. Похоже то, что начали делать небольшие организации, со временем было воспринято властями Республики Польша: памятники УПА демонтируются городскими администрациями, исторические преступления УПА никто больше не скрывает, никто не утверждает, что «Правый сектор» и батальон «Азов» (запрещены в России) — это пропольские организации (как пытались делать это Томаш Мацейчук и депутат Малгожата Госьевска), за пропаганду бандеровщины можно, в лучшем случае, оказаться в тюрьме. Похоже, польское правительство теряет терпение к киевской власти. Исходя из украинской риторики, это должно значить, что «Путин овладел Польшей».

То же самое относится к антипольской деятельности на Украине. Слушая сообщения СБУ, которые так любят повторять СМИ в Польше, российские диверсанты-провокаторы-агенты снимают польскую символику с кладбища Львовских Орлят, в костеле во Львове повесили портрет Бандеры, но сам костел не хотят передать Польше. Российские разведчики, переодетые в польскую форму, заблокировали дорогу в защиту прав польского меньшинства. Они также стреляли в польское консульство и т.д. У этого всего есть свое «историческое измерение», и украинцы также обвиняют россиян за Волынскую резню, если, конечно они не говорят, что этого не было вовсе.

В последние месяцы много говорилось об «изменении польской политики в отношении Украины». В российских СМИ часто появлялись комментарии, в которых прямо указывалось, что Польша готовит почву для агрессии, намерена выйти из ЕС / НАТО, принять пророссийскую ориентацию и т. д. Это, конечно, наивные пожелания. Власти в Варшаве не ожидали такого агрессивного ответа на поправку к Закону об Институте национальной памяти и, скажем откровенно, хотя позиции Израиля и Соединенных Штатов по вопросу о «польских лагерях смерти» вызвали много путаницы, украинское возмущение никого не одолело. Дело быстро заглохло. Подобно «черному списку бандеровцев» (который никто никогда не видел), составленному бывшим министром иностранных дел Витольдом Ващиковским, запрет бандеровщины может оказаться только пропагандистским действием. Почему? Ответ содержится в одном слове: выборы.

В ближайшее время в Польше пройдут местные выборы. Перед парламентскими выборами правящая партия «Право и Справедливость» заявила о конфронтации с украинской исторической политикой. Однако, фактически, эту тему старались изо всех сил спрятать, что вызвало негативную реакцию среди огромной потенциальной части консервативных избирателей. За несколько месяцев до выборов было принято решение что-то с этим сделать. В то же время власти Варшавы заверили в своей поддержке президента Порошенко, и Дуда не без основания выбрал Харьков в качестве цели своего визита. Антироссийская риторика не была оставлена ни на мгновение. Средства массовой информации в Польше постоянно выдают сообщения о том, что за все зло этого мира отвечает исключительно Владимир Владимирович. То, что показывают общественности — якобы анти-бандеровскую, даже не акцию, а только действия «на досуге» — всего лишь предвыборный цирк. В то же время на каждом шагу общественности напоминают, что Россия является врагом номер один.

Тем не менее, волна антиукраинских настроений, которая охватила Польшу, не ускользнула от внимания правителей. Это не удалось скрыть, хотя тщетный поиск российских агентов на Facebook не увенчался успехом. Поляки просто не любили Бандеру, что здесь еще можно сказать.

И в этот момент Служба безопасности Украины сообщает, что активисты «Фаланги», которые якобы «сражались в Донбассе», предприняли две попытки поджечь здание венгерского меньшинства в Ужгороде. Польское агентство внутренней безопасности задерживает подозреваемых, и все СМИ в Польше переписывают сообщение СБУ без какого-либо критического замечания или независимой попытки противостояния «фактам», более того, они делают это в течение четырех лет, поэтому ничего нового не происходит. Все ясно: российская разведка несет ответственность за все.

Какую цель преследовала «Фаланга» (или люди, считающиеся ее активистами), поджигая здание Венгерской культурной ассоциации? Для каждого, кто хоть немного знает поляков, очевидно, что любые антивенгерские действия для них всегда будут неприемлемы. Польско-венгерская дружба настолько вошла в национальную идентичность, что подобные действия будут восприняты по крайней мере с возмущением, особенно среди сторонников националистических и консервативных взглядов. Логично предположить, что была предпринята попытка обвинить в пожаре украинцев, лучше всего из среды радикальных националистов. В этом случае назревающий украинско-венгерский конфликт только усилится. Основной вопрос — зачем у подозреваемых видеокамера? Чтобы подтвердить свое («польское») присутствие на месте? Ни один из них не имеет украинского происхождения, или, по крайней мере, об этом неизвестно, подделаться под украинца было бы очень сложно, даже если на видеозаписи никто ничего не говорил, а было только действие — это также недостоверно.

«Фаланга» любит саморекламу, и, как и каждая небольшая организация, не упустит возможности показать себя. Но этой акцией похвалиться они бы не смогли, поскольку совершили юридическое и политическое самоубийство. Участие поляков не имело бы смысла, разве что польские националисты официально захотели бы напасть на венгров, тогда зачем и почему это делать на Украине, если они могли это сделать дома? Для такой акции гораздо лучше завербовать украинцев. Видеоматериал с горящим зданием и крики «Слава Украине» были бы на 100% убедительнее. Кроме того, российским спецслужбам не нужно никого подставлять, достаточно просто вдохновить украинских радикалов, если уж Кремль вдохновляет польское правительство, в чем проблема?..

В настоящее время ситуация выглядит следующим образом: польские националисты дважды пытаются поджечь венгерское учреждение, чтобы спровоцировать украинско-венгерские конфликты. Они терпят неудачу, СБУ знакомится с их личными данными, но задержанные остаются в Польше по причине договоренности между ABW-SBU. «Фаланга» в Польше также дискредитирована, потому что анти-венгерскую деятельность правое окружение не простит. СМИ на Висле добросовестно повторяют заявления СБУ: «зачем вдаваться в подробности?» В Сейме проводится специальное заседание комитета. Найдено простое решение: виновата российская гибридная война.

«Фаланга» от проведенной акции ничего не получила, даже если бы она была успешна. Только все потеряла. С другой стороны, сторонники теории о том, что Кремль стоит за всей этой антипольской и антиукраинской деятельностью, получают подарок, о котором они даже не могли мечтать. Тем более, что, зная ситуацию Матеуша Пискорского, можно ожидать, что общественность больше ничего так и не узнает, подозреваемые долго будут под арестом, а само расследование будет засекречено. В выигрыше будут только СБУ и их сторонники в Польше, а также парламентская фракция русофобов, к которой, по странному стечению обстоятельств, относится и председатель комитета Марек Опиола.

Выводы просты — либо в «Фаланге» действуют пропащие неудачники, либо в очередной раз из общественности пытаются сделать идиотов. Дело, по-видимому, может разрешить только следствие.

Новости партнеров