Дело Тайчибекова: Партнеры российской элиты сажают за верность России
Казахские националисты умнее украинских. Гораздо умнее. Чтобы извести у себя все русское и выслужиться перед Западом, им не пришлось устраивать поганящий столицу майдан, давать волю и оружие полоумным нацикам, устраивать кровавую войнушку у границ. И даже с официальной Москвой ссориться не пришлось,
Казахские националисты умнее украинских. Гораздо умнее. Чтобы извести у себя все русское и выслужиться перед Западом, им не пришлось устраивать поганящий столицу майдан, давать волю и оружие полоумным нацикам, устраивать кровавую войнушку у границ. И даже с официальной Москвой ссориться не пришлось, ей все как всегда фиолетово. В том числе на репрессии в отношении русофила Тайчибекова.
Что хорошего может быть из Алма-Аты?
Когда 23 сентября в далекой Алма-Ате, когда-то носившей русское название Верный, в дом освободившегося только в 2017 году политического узника Ермека Тайчибекова вломилась полиция, в столице когда-то великой империи никто из вершителей судеб не поперхнулся. Хотя этот политический узник сознательно боролся за то, чтобы та земля, которая теперь называется государством Казахстан, воссоединилась с Россией, как во времена ее — России — могущества. Он так и подписывался, кстати, в соцсетях, живу, мол, в городе Верный, когда-то основанном русскими казаками…
И сейчас, спустя более чем полмесяца, в горних высях высокой российской политики по поводу наспех отправленного за решетку, по сути, за любовь к России казахстанского диссидента, ни у кого не болит ни сердце, ни душа: ни тебе выражений озабоченности лохматыми бровями, ни даже крикливых заявлений в эфире базарных ток-шоу. Впрочем, а остались ли там еще сердца и души? Да и много ли осталось тех, кто смотрит эти шоу? Статистика свидетельствует, что миллионы просмотров нынче собирают хипстерствующие блогеры, которые скорее поплачут по проевропейским страданиям Навального, чем о каком-то там пророссийском, всегда неуместном и постоянно не вписывающемся ни в какие рамки казахском возмутителе спокойствия Ермеке Тайчибекове.
«Нет пророка в своем отечестве», говорит нам известный перифраз евангельской истины. Так получилось, что Тайчибеков — это человек-космос, объединивший в себе осколки некогда единой Вселенной, когда-то называвшейся Русский Мир (сейчас большей частью так называют какие-то мутные организации, раз в год организующие отчетные конкурсы военной песни в далеких Филиппинах, а когда-то…). Вот только наши современники, как те тараканы, растащили эту вселенную по своим углам, самые ушлые уселись во главе пищевой цепочки и давай теоретически обосновывать исконность-посконность-уникальность своего закутка, мол наш закуток со всей комнатой не имеет ничего общего, он всегда была эдакой вещью в себе, а потому сидеть мне тут во главе пищевой цепи век, как и потомкам моим! И понятно, что для таких соломенных божков человек-космос — злейший враг. Которого либо ату и низвергнуть со скалы, либо на цепь, в глубокое темное узилище, дабы исчез из истории от нехватки воздуха и света. Потому что помнит Тайчибеков, что его Родина — это и горы Алма-Аты, и золотые купола Москвы. Вот только не нужен пророк ни Алма-Ате, ни Москве, потому как говорит правду, которая хозяевам пищевых цепочек неудобна и неприятна. И грозит переформатировать их уютный мирок, в котором они соломенные божки и лучшие партнеры.
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему некогда негодна…».
Тюрьма открывает глаза
Тяжела судьба пророков во все времена. Крестный путь Тайчибекова начался в 2015 году. Тогда его впервые осудили «за разжигание межнациональной розни». За то, что радовался «Русской Весне» на далекой Украине, предрекал Казахстану и многим осколкам Русского Мира аналогичную судьбу, собирал помощь воюющему Донбассу. Ну как такого могли оставить на свободе?
«Я не могу себе позволить в Казахстане выйти на улицу с флагом Российской Федерации, — рассказывал Тайчибеков. — Не то, чтобы с флагом ДНР, меня сразу привлекут к уголовной ответственности. Мне даже за флаг Российской Империи (черно-желто-белый, династический — ред.), который висит у меня за спиной (во время онлайн-стримов — ред.) постоянно угрожают, что посадят. Отсюда можно сделать вывод, что Казахстан — это вражеское государство к Русскому миру и к России. К сожалению, Кремль это недопонимает. И мне очень печально, что Кремль играет в эту игру, согласовав ее с Астаной, с Назарбаевым, тем самым у местных русских еще больше опускаются руки, это выглядит как выстрел в спину. То есть если Казахстан — это прямой враг русским, то сами русские Казахстана надеются, что Кремль хотя бы не будет мешать им. А он вместо этого всячески способствует тому, чтобы добровольцы получили наказание».
Этот разговор произошел у нас недавно, когда Россия по запросу Казахстана выдала гражданина этой страны — Евгения Щербака, воевавшего в Донбассе за Русский Мир. И он был, к сожалению, не первым, и не единственным. До этого, за аналогичное, сроки в Казахстане получили ополченцы Евгений Вдовенко, Александр Урашев и Тимур Лямин.
«Я уверен, что если бы Евгений Щербак принимал участие в боевых действиях где-нибудь в Колумбии или Эквадоре, Казахстану было бы безразлично. Просто политика властей Казахстана направлена на то, чтобы Россия никогда не восстановилась в исторических границах», — говорил тогда Тайчибеков.
И было понятно, в чем интерес элит Казахстана заковать защитников Донбасса в тяжелые цепи, отправить их в глухие казематы, в окруженные пулеметными вышками концлагеря, урановые рудники, в самые глубокие шахты, чтобы ничто не угрожало их золотым юртам, белоснежным суперджетам под небесно-голубыми флагами, а их степная кормовая база всегда бы оставалась за ними и за их избалованными отпрысками.
Но в чем интерес России? Почему уважаемым московским партнерам было не посмотреть в раскосые очи партнеров из Астаны и не сказать: «А вот таких ребят трогать не надо!. Мы и так вырастили изнеженное поколение идеальных потребителей и эффективных менеджеров под аккомпанемент англоязычных шансонеток в передаче Вани Урганта. Мы вырастили тех, кто за модные кроссовки или грин-карту мать родную продадут. Поэтому у нас каждый русский воин на счету». Но не говорят же так!
Когда я общался с Тайчибековым по этому поводу, в его тоне уже сквозила некая предрешенность: он понимал, что надеяться особо не на что и не на кого, но от своих взглядов отказываться не собирался. Рассказывал о том, что все понял где-то к году 2016-му, первый срок на многое открыл глаза. До этого он полагал, что олицетворением мирового зла является проклятый Госдеп США и англичанка, которая, как известно, всем гадит, а вот Россия мужественно борется с мировым злом. Но на деле все оказалось несколько не так, и в качестве посланницы добра и света к русским Казахстана выходила Валентина Матвиенко с коронной фразой: «Учите казахский язык!». Говорил, что все русские сайты в стране умерли, после того, как были осуждены Игорь Сычев и Татьяна Шевцова-Валова, обсуждавшие в соцсетях возможность крымского сценария в Казахстане. Оказывал консультационную помощь русским, попавшим под каток дружелюбия титульной нации: кого-то избили из национальной неприязни, кого-то обманули. Помогал и соплеменникам, тем, кому досталось от аульной автократии. Те, кому он помог, записывали ролики с благодарностями, вчерашние сидельцы вспоминали, что Ермек Кенесович помогал им по юридической части, абсолютно бесплатно, за что пользовался неизменным уважением во время отсидки. А еще давал интервью зарубежным изданиям — российским и израильским, потому как в казахстанских медиа его давно сделали персоной нон грата, над которым можно смеяться, можно проклинать, но никогда — прислушиваться. Последнее и сыграло свою роковую роль.
Внешняя политика или БДСМ?
«Ермек давал интервью порталу Украина.ру на тему русофобской кампании (в Казахстане — ред.), он просто критически отнесся к национальной политике, проводимой главой государства, и они (представители карательной системы Казахстана, заказавшие экспертизу против него — ред.) сказали, что здесь имеются признаки возбуждения розни, — рассказал адвокат Ермека Тайчибекова Галым Нурпеисов. — А также он дал интервью телеканалу ItonTV (русскоязычный израильский телеканал — ред.), где прокомментировал ситуацию в Южном Казахстане, там у нас был конфликт между дунганами и казахами».
По словам адвоката, Ермек дал нелестную оценку роли казахского большинства в этом конфликте, рассказал, что дунганская община распоряжается землями гораздо эффективнее, чем казахская, а также он нелестно отозвался о руководстве района. И во всем этом экспертиза также нашла признаки разжигания национальной розни.
«При этом хочу обратить внимание, что разжигание розни — это определенное действие, которое оправдывает насилие или принижает какую-то группу людей, — заметил Нурпеисов. — Я имею довольно большой опыт работы по этой статье, в экспертизах научного исследования текстов интервью я не увидел, но увидел мнение эксперта, который дал свое видение, но не научное исследование. Поэтому считаю, что это заказное дело, у Ермека есть свой взгляд на политику, на судьбу Казахстана, и это его конституционное право свободы слова и свободы его выражения. А также это его конституционное право на убеждения, поэтому, если человека обвиняют в том, что он имеет убеждения, это нонсенс!».
И нонсенс не только это. Нонсенс еще и то, что следователь, ведущий дело Тайчибекова, дважды сказал ему: «Тебя нужно расстрелять публично!» Вот прямо так, прямым текстом, сочась ядовитым вонючим миазмом ненависти. Нонсенс то, что просьбу Ермека об отводе следователя вкупе с жалобой адвоката на подобное давление на его подзащитного «потеряли». То, что адвоката не пригласили на заседание по выбору меры пресечения. То, что человека упрятали в СИЗО, так и не определившись с квалификацией его деяния — но все равно упрятали. И страшно думать, что будет дальше. И понятно, для чего создавали независимый Казахстан. В том числе на русских землях Семиречья, Рудного Алтая и Южной Сибири. Чтобы творить все, что душе угодно, упиваясь властью и ломая людские судьбы.
Но нонсенс не только это. Нонсенс то, что официальная Москва продолжает делать вид, будто ничего не происходит. И мило улыбаться, похлопывая казахстанских царьков по пиджакам. Будто из Казахстана не происходит ежегодная многотысячная миграция местных русских. Будто 60% местных русских топонимов не были переименованы на тюркский лад, в их числе города Семипалатинск и Гурьев в Семей и Атырау, а Лебяжинский и Качирский районы Павлодарской области — в Аккулинский и Теренкольский. Будто у местного руководства нет планов перевести казахский язык на латиницу, а русский язык лишить статуса языка межнационального общения — подписи за это в едином порыве собирают представители «национальной интеллигенции», а также местные русские попки, которых после такого впору называть «вчерашними русскими». Будто делопроизводство и документооборот в обязательном порядке не переводят на казахский, а от госчиновников и депутатов не требуют выступать только на казахском. Будто бы прикормленные общественные организации не добиваются от местного МИД начать через «ООН, ОБСЕ, Конгресс США, Европарламент, ОБСЕ» процедуру признания так называемого «Ашаршалыка» — казахстанского варианта украинского голодомора, виновата в котором, конечно же, Россия, как правопреемница СССР, а тот, в свою очередь, как все знают, целенаправленно морил голодом исключительно нацменьшинства. В конце концов, будто бы не замечают подобострастных книксенов казахстанской элиты в сторону Вашингтона. И не оценивают, чем могут обернуться такие экивоки.
Какой мы видим ответ официальной Москвы на все это? Ну, тот, кто заварил всю эту кашу — Нурсултан Абишевич получает орден Александра Невского. И широченную улицу в центре Казани в его честь еще при жизни переименовывают, не жалко.
Ничего не жалко. В том числе поломанной судьбы Ермека Тайчибекова. Сейчас на его странице ВКонтакте резвится виртуальная нежить с усиками Дудаева на аватарке. Хлопает в ладоши, желает больше никогда не выйти из мест заключения. Учитывая, какие нравы царят в так называемой правоохранительной системе Казахстана, подобное не кажется чем-то невозможным. И вот интересно, после того как Москва сдаст последних тайчибековых, не страшно ли ей будет остаться один на один с огромным, распухшим от безнаказанности и потворства совокупным Дудаевым?
Алексей Топоров
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.