Дело Вышинского: Говорить о реальном изменении политики Киева рано
В среду, 28 августа, украинский суд освободил руководителя РИА Новости Украина Кирилла Вышинского из-под стражи. Мера пресечения изменена на личное обязательство, журналист обязан будет являться в суд или к следователю по первому требованию. Сам Вышинский связал свое освобождение со сменой режима на
В среду, 28 августа, украинский суд освободил руководителя РИА Новости Украина Кирилла Вышинского из-под стражи. Мера пресечения изменена на личное обязательство, журналист обязан будет являться в суд или к следователю по первому требованию. Сам Вышинский связал свое освобождение со сменой режима на Украине. При этом Кирилл подчеркнул, что намерен добиваться своего полного оправдания.
Многие восприняли изменение меры пресечения как некий глобальный шаг президента Зеленского на пути переформатирования политики Украины. Естественно, что отпустив Вышинского, более года безосновательно находившегося за решеткой, Зеленский отмежевался от методов нацистского режима Порошенко. Тут можно согласиться с Кириллом в том, что суд принял решение об изменении меры пресечения просто потому, что пропало давление со стороны прежних властей, и сам Зеленский тут ни при чем. Но тут обязательно нужно отметить, что решение киевский суд принял в том числе благодаря недавнему определению Конституционного суда Украины о том, что мера пресечения для обвиняемых по статьям «измена родине» и «сепаратизм» может быть не связанной с содержанием под стражей. То есть под вчерашнее решение суда заранее была подготовлена определенная юридическая почва.
При этом связывать данное решение суда с глобальными изменениями в политике Киева не стоит. Скорее, это начало оправдания надежд тех, кто связывал президентство Зеленского с послаблением режима и прекращением откровенных политических репрессий. Последует ли продолжение? Будут ли освобождены другие политзаключенные? Это станет известно после формирования нового правительства и органов власти командой «Слуги народа». Пока позиции старого режима достаточно сильны, да и нацистские группировки, зачастую выступавшие в роли спецотрядов украинских силовиков, никуда не делись. Для окончательного слома порочной системы нужны достаточно радикальные действия, которые вызовут резкое сопротивление украинских радикалов.
С другой стороны, освобождение из-под стражи Кирилла Вышинского – это вынужденный шаг президента Зеленского в рамках его международных обязательств. После сигнала Запада о готовности продолжать работу в «Нормандском формате» по урегулированию конфликта в Донбассе, российская сторона, поддержав саму идею новой встречи, дала понять, что для ее организации нужны реальные подвижки со стороны Киева. Поэтому наряду с идущими с переменным успехом попытками разведения сил и установления реального перемирия в Донбассе, освобождение Вышинского может быть воспринято как реальный сигнал украинских властей о готовности к повышению уровня своей договороспособности.
Освобождение главреда РИА Новости-Украина – это сигнал одновременно Западу и России. Недаром решение киевского суда практически одновременно одобрили ОБСЕ и Москва. Причем и там, и там выразили надежду на полное снятие всех обвинений с Кирилла.
Этот шаг украинских властей может также быть использован Западом для давления на Москву с требованием ответных шагов. По информации ряда телеграм-каналов, уже завтра может состояться обмен заложниками между Киевом и Москвой в формате 33 на 33. При этом инсайдеры отмечают, что Москва готова отпустить режиссера-террориста Сенцова в обмен на возвращение в Россию Кирилла Вышинского, а переговоры по обмену Вышинский-Сенцов ведутся отдельно от утвержденных сторонами списков. Сегодня Сенцова уже перевезли из колонии в ЯНАО, где он отбывал наказание, в Москву — в СИЗО «Бутырка».
Обмен Кирилла Вышинского на террориста Сенцова вызывает ряд вопросов. Во-первых, в деле Вышинского просто отсутствует состав преступления, а Сенцов обвинен в подготовке теракта, а это несколько разные вещи. Во-вторых, сам Кирилл и до освобождения, и после выхода из СИЗО заявлял о желании остаться на Украине и добиться полного снятия всех обвинений. Каким образом все эти вопросы решатся, мы узнаем уже в ближайшие дни.
В любом случае освобождение Кирилла Вышинского – это вынужденное решение Зеленского, которое может послужить началом реального продвижения в переговорах Киева с Москвой, а переговоры эти в любом случае придется вести. С другой стороны, обмен заложниками и освобождение политзаключенных – это тот минимум, на который рассчитывали даже скептически настроенные к перспективам сотрудничества Киева и Москвы при новом президенте.
При этом пока говорить о реальном изменение политики Киева на российском направлении очень рано. Даже освобождение Кирилла Вышинского и возможный обмен заложниками может так и остаться политтехнологическим шагом, за которым никаких изменений политики украинского режима не последует. Запад усиленно лепит из Зеленского русофоба с человеческим лицом. Поэтому какие-то внешние изменения стоить воспринимать именно в этом ключе. Украина продолжает вести последовательную антироссийскую политику, пусть и в более мягкой форме.
Не исключено, что в рамках стратегии по внешней либерализации режима, Киев может попытаться протолкнуть некий вариант поглощения республик Донбасса. На это вчера намекнул главный кукловод «Слуги народа» олигарх Коломойский. При этом все понимают, что будет означать для жителей ДНР и ЛНР такой вариант развития событий. Важно при построении диалога с Киевом не перейти красную линию, иначе катастрофа Донбасса аукнется далеко за пределами республик.
Тихон Гончаров, специально для ИА «Новороссия».