День народного единства: в 2022-м почти, как в 1612-м

Донецк, израненный обстрелами и продолжающий сталкиваться с ними каждый день, стоит, несмотря ни на что. Стоит и в смысле наличия на лице земли, и в том смысле, что держится. И, несмотря на всю горечь от обстановки и на большие вопросы к российским политикам, он чувствует, что не один на этом свете и что с ним миллионы русских людей разного возраста, дохода, характера и букета кровей.

Донецк, израненный обстрелами и продолжающий сталкиваться с ними каждый день, стоит, несмотря ни на что. Стоит и в смысле наличия на лице земли, и в том смысле, что держится. И, несмотря на всю горечь от обстановки и на большие вопросы к российским политикам, он чувствует, что не один на этом свете и что с ним миллионы русских людей разного возраста, дохода, характера и букета кровей.

4 ноября Россия отмечает День Казанской иконы Божией Матери и одновременно День народного единства. ДНЕ, конечно, не настолько нелепый праздник, как День России 12 июня. Многие люди, радуясь лишнему выходному в середине первого месяца лета, даже не думают, что отмечают День декларации о суверенитете РСФСР, а фактически России от СССР. Праздник независимости от рассудка, собственной истории и будущего, день одного из самых размашистых шагов к Беловежской катастрофе 1991 года.

ДНЕ базируется на более солидной и пристойной исторической базе, связанной с борьбой против иностранных интервентов и их ставленников. Но все же, выбирая именно эту дату в качестве праздника со столь громким названием, наши правящие круги преследовали две цели: 1) чтобы это было максимально календарно близко к 7 ноябрю, который, по сути, тем самым заменяли и отменяли 2) чтобы это был праздник классового сотрудничества, а не классовой борьбы. При этом как-то забылось, что, собственно, торжество над внешним недругом стало в начале XVII века возможным благодаря союзу непривилегированных сословий, олицетворяемых гражданином Мининым, и наиболее прогрессивных и патриотичных слоев знати, олицетворяемых князем Пожарским. Ядро же элиты было очень не прочь оптом и в розницу торговать Отчизной, что, собственно, и привело поляков в Москву, а всю страну – к ситуации, которую пришлось разрешать.

Сейчас, как мы видим, ядро правящего класса вновь склонно к использовании Отчизны как разменной монеты, свидетельство чему – многочисленные «деэскалации», «жесты доброй воли», обмены одних врагов России (членов запрещенного в РФ «Азова» и иностранные наемники) на других (Медведчук), «зерновые сделки» и их возобновления. Но одновременно мы видим новое единство. И это вновь единство наиболее здравомыслящих и национально мыслящих (увы, немногочисленных) членов правящего класса  и большинства гражданского общества, поддерживающего СВО.

Это единство в значительной мере компенсирует неподдержку СВО статистически немалой частью простых россиян в силу искренних или корыстных соображений. К сожалению, компенсировать антипатриотизм, шкурничество и малодушие куда меньших по численности, но в тысячи раз более влиятельных элитариев получается, понятное дело, хуже. Однако и тут получается делать почти невозможное, вооружая, одевая и кормя целые подразделения.

Единство социальное, пусть и весьма, если его изобразить графически, искривленное дополняется единством географическим. Мы реально видим миллионы линий, соединяющих Россию от Курил и Калининграда до Луганска и Херсона. Здесь, на передовой, я еще отчетливее убедился в иллюзорности теории известного британского ученого Бенедикта Андерсона о нации как воображаемом сообществе. Идея вроде неглупая: о какой общности можно говорить между людьми, которые никогда в жизни друг друга не увидят, и чем больше страна, тем меньше шансы одного гражданина (француза, русского, американца, китайца) увидеть другого хотя бы мимоходом. Здесь мы видим целые грузовики посылок и помощи, направляемых людьми, которые, скорее всего, никогда в жизни тебя не увидят лично. Но они направлены именно тебе, пусть даже и не персонально, а как собирательному русскому воину (хотя много и личных историй, например, добровольцам из тех или иных регионов РФ и, конечно, их подразделениям) – от их знакомых и земляков).

Отдельный жанр – детские письма, направленные, опять-таки, собирательному русскому воину. Эти письма, с котиками, солнышком, мирным небом и защищающими все это танками и бойцами в униформе, украшенной буквой Z, написанные и нарисованные детской, часто трогательно неумелой рукой, способны растрогать и самого скептичного бойца. Он стоит, шевелит губами, жалуется, что не может разобрать букву в фамилии автора. Ему хочется знать, как зовут юного собеседника и соотечественника, пусть встречной возможности и нет. Впрочем, почему – ответные благодарности детям и взрослым в видеоформате уже становятся доброй традицией. Даст Бог, кто-то с кем и свидится вживую.

Донецк, израненный обстрелами и продолжающий сталкиваться с ними каждый день, стоит, несмотря ни на что. Стоит и в смысле наличия на лице земли, и в том смысле, что держится. И, несмотря на всю горечь от обстановки и на большие вопросы к российским политикам, он чувствует, что не один на этом свете и что с ним миллионы русских людей разного возраста, дохода, характера и букета кровей. Это позволяет простым людям сохранять силы и веру, а бойцам на передовой поднимает воинский дух. Таково истинное народное, национальное единство. Будем надеяться, что, как и 310 лет назад, оно не окажется растоптанным внутренними и внешними врагами, чье единство, надо признать, заметно сильнее по возможностям. Но с нами Бог, и пусть он нас не оставит.

Автор: Станислав Смагин, политолог, публицист, военнослужащий Народной милиции ДНР

Новости партнеров