Дети и культурный геноцид. Колониальные практики, Украина и юридический абсурд
За год эмоционального давления, юридических усилий и активного внешнеполитического лоббирования украинской стороне не удалось убедить ни Международный уголовный суд (МУС), ни ООН в том, что российская сторона якобы осуществляет геноцид украинского народа.
Оценка серьёзности обвинений Гааги
На сегодняшний день единственным обвинением МУС остаётся "депортация украинских детей на международной признанную территорию Российской Федерацию". И более - ничего. В соответствии с Женевской конференция депортацию бывшего украинского населения легально осуществлять только на территорию регионов, которые Украина хотела бы вернуть: ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области, а также Крым. Однако при разговоре о несовершеннолетних обвинения в депортации выглядят крайне сомнительными. Депортация предполагает принудительное перемещение, в то время как дети не обладают дееспособностью и находятся в опасности, т.е. непринятие мер по защите детей в ситуации боевых действий также влечёт за собой уголовное преследование.
Вывезенные дети делятся на три группы – сироты, дети, которые в виду случайного стечения обстоятельств оказались с родителями по разные стороны фронта, а также ребята, оставшиеся без присмотра в силу взятия родителя под стражу в связи с какими-либо обвинениями. Очевидно, что вывоз сирот осуществляется при содействии и согласии сотрудников детских домов, юридически несущих ответственность за недееспособных детей, и не может считаться депортацией.
За ребёнком, потерявшимся во время боевых действий, также как и за любого потерявшегося несовершеннолетнего, до нахождения его родителей отвечает государство, контролирующее территорию, на которой находится ребёнок. Что касается обвиняемых, в соответствии с законом, малыши старше 3-х лет не могут находиться с родителями в СИЗО, более старших детей оставшихся без попечения и других лиц, находящихся на иждивении, следователь передаёт родственникам или в соответствующее детское учреждение. Украинские СМИ регулярно сообщают о возвращении потерявшихся детей граждан Украины в случае их обращения, например, 10 февраля 2023 года FREEДOM писал о возвращении Российской Федерацией 128 украинских детей.
Иными словами, все обвинения в депортации детей выглядят очень слабыми из-за отсутствия классифицирующих признаков, а именно - институционального применения принуждения к дееспособному лицу, родителям детей или опекунам.
При этом украинская сторона хотела бы, чтобы случаи усыновления сирот или детей граждан Украины, оставшихся без присмотра, чьи родители не найдены, расценивались бы как "геноцид". В соответствии с международным правом, "насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую" - действительно является геноцидом. Однако не существует никаких (!) доказательств, что украинские сироты изымались у законных опекунов с применением насилия, а также того, что при их усыновлении отдаётся предпочтение приемным родителям, относящимся к какой-либо одной национальной, религиозной или социальной группе.
В тоже время очевидно, что современные практики ювенальной юстиции подпадают под определение геноцида. Дети из религиозных семей могут передаваться в атеистические семьи, из гетеросексуальных – в однополые, из семей культурно-отличных мигрантов в семьи унифицированных граждан. Фактически любое усыновление принудительно изъятых детей, без учёта их этнической принадлежности, можно объявить геноцидом. Не удивительно, что деятели МУС не захотел поднимать на весь мир эту проблему.
Может ли усыновление и обучение детей быть формой геноцида
В реальности, которой мы живём, угроза проведения геноцида в форме принудительной ассимиляции изъятых детей, выглядит немного искусственной и надуманной. Но в истории такие примеры были. Одним из наиболее известных из подобных разновидностей культурного геноцида является институт янычар в Османской империи.
Турки принудительно мобилизовывали для длительной воинской службы (до старости или ранения) юношей из покорённых христианских народов: албанцев, армян, боснийцей, болгар, греков, грузин и сербов. Молодых людей воспитывали в строгой исламской традиции. Кроме того из 8-16 летних подростков делали жестоких и безжалостных боевиков, готовых безропотно служить Османской империи. Почти 200 лет янычарам запрещалось жениться и обзаводится собственным хозяйством, а всё их нажитое в течение жизни имущество, после смерти возвращалось государству.
Подобные формы принудительной ассимиляции широко применялись властями США и Канады до относительно недавнего времени.
Так, в 1883 году первый премьер-министр Канады Джон Макдональд говорил "Детей индейцев нужно по мере возможностей как можно больше оградить от влияния родителей и единственный способ сделать это – поместить их в централизованные ремесленные школы, где они приобрели бы привычки и образ мышления белого человека".
О масштабах принудительного изъятия детей коренных народов Канады
По данным Euronews, в период с XIX века по 1970-е годы около 150 тысяч детей индейцев были изъяты из семей и насильно направлены в школы-интернаты. В тоже время по информации радио "Свобода" речь идёт о времени с 1863 по 1998 годы. Учреждения финансировались правительством Канады. Изъятые из семей индейские дети сталкивались с жестокостью, насилием, недоеданием и антисанитарией, им не разрешалось говорить на родном языке, осуществлять какие-либо культурные практики своего народа. По разным данным за время существование подобных интернатов умерло от 3 до 6 тысяч (!) воспитанников, часть из них покончили с собой. Деятельность данных заведений была подробно расследована "Комиссией по установлению истины и примирению Канады" (действовавшей с 2008 по 2015 годы). В декабре 2015-го Комиссия пришла к выводу, что подобная модель обучения представляла собой культурный геноцид.
С 1960-х по 1980-е годы XX века власти Канады проводили политику поощрения межрасового усыновления, 20 тысяч детей были изъять у родителей индейцев, и помещены в белые семьи. Схожая практика по отношении к аборигенному населению существовала и в Австралии.
Стоит отметить, что к 2011 году 3,6% детей коренных народов Канады воспитывались в приёмных семьях, в то время как для других групп доля таких детей составляла 0,3%. В 2012 ООН выражал обеспокоенность в связи с данной практикой.
Американские школы-интернаты для коренных индейцев
В США с середины 1800-х годов действовали школы-интернаты для американских индейцев направленные на их ассимиляцию и культурную интеграцию. Школы существовали за счёт правительства и давали детям базовое образование, но в тоже время подталкивали их к отказу от своей самобытной культуры. Дети носили европейскую одежду, и стрижки, получали новые английские имена. Запрещалось говорить на родном языке, петь национальные песни, танцевать танцы своего народа, носить элементы традиционной одежды, даже в свободное от учёбы время, нередко нельзя было даже общаться с родителями, последних могли не уведомить о болезни или смерти ребёнка. Известно, о случаях насилия по отношению к воспитанникам. В целом дисциплина была жёсткая и включала в себя телесные наказания и трудовую повинность. Из-за переполненности и антисанитария в интернатах возникали вспышки туберкулёза, кори и трахомы. Также как и в случае с Канадой есть свидетельства о гибели учащихся, однако точные цифры пока ещё предстоит установить. К 2007 году большинство школ-интернатов были закрыты. Количество детей индейцев в школах-интернатах упало до 9,5 тысяч.
Уничтожение живой традиции и принижение культуры коренного население считалось частью программы привития цивилизации индейцам, проводимой Генри Ноксом и Джорджом Вашингтоном. Основателем системы школ-интернатов, находящихся вне индейских резерваций, был бригадный генерал Ричард Генри Пратт, которому приписывают фразу "Убей индейца, спаси человека", ставшую выражением идеологии Индейской промышленной школы в Карлайле (штат Пенсильвания). После получения образования выпускник мог помещаться на три года в неиндейскую семью для лучшей культурной интеграции.
В 1887 году Конгресс США принял Закон об обязательном образовании индейцев, это привело к тому, что через несколько лет повсеместной стала принудительна практика изъятия детей под предлогом обучения. Известны случаи, когда отцов препятствующих отправки своих детей в школы-интернаты, заключали под стражу.
На протяжении XX века число детей в индейских школах-интернатах стремительно увеличивалось. Пик развития данных заведений пришёлся на 1970-е. В 1973ем - 60 тысяч детей индейцев были зачислены в школы-интернаты. Лишь в 1978 году у коренных американцев появилось право отказаться от помещения своего ребёнка в интернат. В итоге, к началу XXI века оставалось всего несколько десятков подобных заведений.
Принудительная ассимиляция и Украина
Очевидно, что описанные выше колониальные практики, негативный опыт которых в какой-то степени лег в основу международной правовой нормы о недопустимости изъятия детей у одной группы людей и передачу их другой группе, очень далеки от действий российских чиновников в отношении детей находящихся в прифронтовой зоне, а точнее – вообще не имеют с ними ничего общего. Всем здравомыслящим людям ясно, что спасать детей от гибели, спасать от угроз, которые несут военные действия – это не преступление, а наоборот, благодеяние.
В тоже время правительство Зеленского проводит последовательную политику принуждения русских к ассимиляции. Сюда входит и стремительное сокращение сферы применения русского языка, в том числе запрет его использования даже в неформальных беседах в ряде высших учебных заведений Украины. Отмена русской культуры и литературы, снос памятников, гонение на РПЦ. Нет ни малейшего сомнения, что детей, изъятых у людей, арестованных за содействие или сочувствие Российской Федерации, будут воспитывать "настоящими украинцами" и больше никем, равно как и этнически русских сирот Украины. И если украинец из Крыма может пойти и взять в российском детдоме ребёнка из Запорожской области, чтобы воспитать его в традициях украинской культуры, то у русского из Львова аналогичной возможности просто нет. Потому что в Украине провозглашён курс на принудительную ассимиляцию русских.
Было бы хорошо обсудить на самой высокой международной трибуне права на культурное и национальное самоопределение для украинских и русских детей, и сойтись на том, что никого нельзя заставлять ассимилироваться. На том, что в Украине происходит культурный геноцид русских, а не украинцев. Но ни Международный Уголовный суд, ни западные СМИ не дают нам такой возможности.
Автор: Ярослав Меркулов
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия