Диаспоры ликуют, пока нет выстрела на поражение: МВД на грани. Россия наступает на прежние грабли
На фоне участившихся нападений приезжих на сотрудников правоохранительных органов и вызывающе мягких приговоров за это российское общество задается вопросом: почему государственная монополия на силу существует лишь на бумаге?
На фоне участившихся нападений приезжих на сотрудников правоохранительных органов и вызывающе мягких приговоров за это российское общество задается вопросом: почему государственная монополия на силу существует лишь на бумаге?
Об этом "Новороссия" говорит с обозревателем "Царьграда" Иваном Прохоровым.
– В последнее время мы все чаще становимся свидетелями удивительного контраста: наши правоохранительные органы эффективно задерживают шпионов ВСУ, террористов. Но не могут защитить сами себя от избиений приезжих. Что это?
– Это – результат того, что сложившаяся в МВД и многих других правоохранительных ведомствах бюрократическая система взяла своих сотрудников в заложники. Смотрите, что происходит. Когда речь идет о государственной безопасности, волкодавам говорят "фас" и разрешают жесткую работу. Система на их стороне: даже если при задержании того же террориста возьмут "немилосердно", это будет оправдано – и тем, что таким образом предотвращается опасность для сотрудников. И тем, что первые минуты после задержания преступника максимально важны, – именно тогда от него можно получить важнейшие сведения.
Но когда речь идет не о государственных преступлениях, система обращается против самой себя. Закон парадоксальным образом не на стороне сотрудников правоохранительных органов. Каждый из них по умолчанию виновен больше, чем пьяный дебошир или приезжий, каждый связан по рукам и ногам огромным количеством инструкций и приказов. И статья 318 УК РФ "Применение насилия в отношении представителя власти" их не защищает – за избиение полицейского суды массово назначают штрафы, условные сроки, заменяют лишение свободы на принудительные работы. В Нефтеюганске, Каменске-Уральском, Санкт-Петербурге и многих других городах России масса таких приговоров.
– Но почему суды выносят такие мягкие приговоры по статье, даже первая часть которой предусматривает до пяти лет лишения свободы?
– Судебная система заражена вирусом бюрократического благополучия. Для судьи главное – не восстановить справедливость, а "не испортить отчетность". Это же важно и для руководства МВД на всех уровнях. На потерпевших сотрудников оказывается давление: "Он же извинился, иди на мировую". Прокуратура формально обжалует мягкость приговоров, но система работает на условные сроки и смехотворные штрафы. Добавьте сюда давление диаспор и криминальных лобби, нежелание провоцировать конфликты с диаспорами – и вы получите идеальную среду для безнаказанности.
– Многие при этом вспоминают американский подход. В чем его принципиальное отличие от нашего?
– В США действует простая и жесткая логика: жизни полицейских и мирных граждан важнее жизни преступника. Поэтому угроза полисмену физическим действием и даже намеком на него пресекается мгновенно и решительно – с помощью огнестрельного оружия. Секрет не в жестокости, а в безупречной юридической базе. Решения Верховного суда США устанавливают стандарт "объективной разумности": если офицер полиции обоснованно считает, что ему или окружающим угрожает смертельная опасность, он имеет право применять летальную силу. Тренировки построены на принципе "остановить угрозу", а не "задержать для суда". И система защищает своего офицера, если он действовал по протоколу.
– Но многие возражают, что в России иная правовая культура и не легализовано оружие.
– Это лицемерная отговорка. На преступников отсутствие легального оружия у законопослушных граждан не влияет. Они вооружены. А наши силовики запуганы своим же руководством и контролирующими органами. Диаспоры ликуют, пока нет выстрела на поражение. Пора менять и судебную практику, и все служебные инструкции. Преступник, идущий в атаку на представителя власти, должен знать: его остановят. Не задержат для получения условного срока, а остановят. Решительность – не жестокость, это элементарная логика безопасности. Пока мы боимся решительности, пока позволяем диаспорам давить на суды, бородатые "подростки" будут и дальше избивать патрульных, зная, что им за это ничего не будет. МВД на грани, а Россия наступает на прежние грабли.