Дмитрий Бабич: Киев не сможет навязать хорватский вариант для ЛДНР
Глава украинской делегации в Контактной группе по мирному урегулированию на востоке Украины Леонид Кравчук в интервью российскому агентству ТАСС заявил, что Украина будет искать новый формат переговоров по Донбассу, если её будут «водить за нос» в рамках минского формата. «Мы предлагаем конкретные ш
Глава украинской делегации в Контактной группе по мирному урегулированию на востоке Украины Леонид Кравчук в интервью российскому агентству ТАСС заявил, что Украина будет искать новый формат переговоров по Донбассу, если её будут «водить за нос» в рамках минского формата. «Мы предлагаем конкретные шаги, а если нас будут водить за нос с той стороны, будут искать только предпосылки эти шаги остановить, тогда надо закрывать минский процесс и искать другие формы влияния», — сказал он.
Напомним, компромисс, по словам Кравчука, возможен, если Украине отдадут контроль над границей между Россией и Донбассом, а также выведут из региона «незаконные вооружённые формирования», после чего Рада будет принимать закон об особенностях выборов в Донбассе.
По мнению политолога, публициста, обозревателя агентства «Россия сегодня» Дмитрия Бабича, которое он высказал с беседе с ИА «Новороссия», позиция Кравчука в этом вопросе не нова.
«Это была также позиция бывшего президента Украины Порошенко и нынешнего президента Зеленского. В течение последних трёх лет в Киеве неоднократно заявлялось о первоначальном установлении полного контроля над Донбассом, ликвидации структур ЛДНР, а уже потом о проведении выборов. Данная позиция, высказанная киевской делегацией ещё в 2015 году, явно противоречит Минским соглашениям, поскольку в документе, если посмотреть, что там написано, речь шла прежде всего о том, что в ЛДНР вначале должна установиться нормальная жизнь, в том числе проведена амнистия, восстановлена система денежных транзакций, а уже потом должны быть проведены политические мероприятия.
Киев же с самого начала настаивал на восстановлении контроля над границей, проведении выборов с участием украинских партий, что касается амнистии, её даже не обещали. Было заявлено что-то вроде «кого хотим, того и амнистируем». И вот теперь Кравчук, по сути, продолжает проводить эту же самую линию, которая для Донбасса совершенно неприемлема.
Получается, что вначале Донбасс должен выполнить чужую часть обязательств, а уже потом, оказывается, что-то должна делать киевская власть. К тому же что это будет за амнистия или заявленное самоуправление, когда Киев решает, в каких объёмах это предоставить? Наверняка, закрыв границу Луганска и Донецка с Россией, Украина сможет провести там какую угодно зачистку, так как сейчас всё необходимое для жизни граждане республик получают с российской территории. А сколько сможет продержаться такой город-миллионник, как, например, Донецк или Луганск, без воды и еды? Ответ на этот вопрос, думаю, понятен. Поэтому, получается, что Кравчук практически повторяет то, что провозглашали до него Порошенко, Яценюк и другие деятели национал-шовинистической власти, пришедшие в 2014 году. И именно это доказывает банкротство старых украинских элит. Когда вдруг выяснилось, что и Кравчук, и Кучма, которые вроде бы являлись оппонентами в 1994 году, спорили о разной степени сближения с Россией, оказались в условиях победы национал-шовинистов на Украине совершенно одинаковы. И Кравчук, и Кучма примыкают к самым радикальным реакционным кругам нынешней киевской власти, и это доказывает, что никакого политического разнообразия на Украине нет, а есть единый национал-шовинистический монолит, действующий в самом жестоком направлении», — добавил политолог.
По его словам, позиция Кравчука объясняется происходящими на постсоветском пространстве глубинными геополитическими изменениями.
«Позиция Киева в этом вопросе связана с действием мощных геополитических волн на территории бывшего Союза, которые ведут к новым конфликтам. Давайте посмотрим, когда на этой территории, как будто синхронно, начинались военные конфликты. Первая волна войн вспыхнула в конце 1980-х — начале 1990-х, во время развала СССР. Захватившие власть национал-шовинисты в ряде республик восприняли эту ситуацию как своего рода «движение гор». То есть изменение геополитического ландшафта побудило их к перекрою границ в угоду тем или иным этническим группировкам.
В итоге сразу же вспыхнули войны: в Карабахе, затем в Грузии, Молдавии. Произошёл целый ряд военных конфликтов, которые потом в течение нескольких лет стихли, поскольку «горы перестали двигаться» — СССР развалился. И всё это застыло в каком-то положении к 1994 году. Затем была попытка возобновления этих волнообразных движений в 2008–2014 годах на Украине и в Грузии. Это связано, в первую очередь, с расширением НАТО. Тогда у многих политических деятелей национал-шовинистического толка в той же Грузии, на Украине возникло ощущение, что опять начинают «двигаться горы» на их стороне и именно в это время можно изменить ситуацию.
Несмотря на купирование Россией этого процесса и в Грузии, и в других местах, с 2008 года условно начинается вторая «эра» этого геополитического движения, связанная с расширением НАТО. И она в данное время не закончилась», — сказал эксперт.
Он указал, что именно это может подтолкнуть Киев к усилению военной агрессии в Донбассе.
«Это может подтолкнуть Украину на активно-авантюрные действия в Донбассе. То же самое «подтолкнуло» и Азербайджан. В Киеве и Баку подумали, что якобы Россия сейчас ослаблена, у неё много внутренних проблем, поэтому именно сейчас надо действовать, а завтра нам окажут поддержку на Западе».
Политолог подчеркнул, что хорватский вариант, на который постоянно рассчитывает Киев, на самом деле невозможен в Донбассе.
«Украинские власти неправильно оценивают нынешнюю ситуацию. Поскольку, на самом деле, несмотря на победу Байдена, ничего нового, сплачивающего западный альянс не произошло. Это впечатление именно ультралиберальных кругов в США и Евросоюзе. Они настолько упоены эйфорией от победы их кандидата на выборах, что как будто не замечают, что, например, половина населения США голосовала против Байдена. Во-вторых, внутри и Европы, и США такие кризисные явления, что им нечего и думать об изменении границ Украины и России. К тому же для России намного важнее этот регион (Донбасс), чем для Америки или Евросоюза. Тем не менее на Украине сложилось такое ложное впечатление, которое и озвучил Кравчук. Это хорватский вариант, то есть действовать тогда, когда противник ослабит внимание. Кстати, про этот вариант в Киеве никогда не забывали, фактически он у них всё время на устах, весь вопрос в том, когда же наступит момент, когда можно будет действовать. Некоторым в Киеве кажется, что этот момент уже наступил», — резюмировал Дмитрий Бабич.