Дмитрий Бабич: Вокруг России нужно создавать дружественные государства

Постсоветское пространство всё сильнее лихорадит — к шестилетнему конфликту в Донбассе недавно добавились политический кризис в Белоруссии, война между Арменией и Азербайджаном в Карабахе и послевыборная смута в Киргизии. Политолог, публицист, обозреватель агентства «Россия Сегодня» Дмитрий Бабич в

Постсоветское пространство всё сильнее лихорадит — к шестилетнему конфликту в Донбассе недавно добавились политический кризис в Белоруссии, война между Арменией и Азербайджаном в Карабахе и послевыборная смута в Киргизии.

Политолог, публицист, обозреватель агентства «Россия Сегодня» Дмитрий Бабич в беседе с ИА «Новороссия» рассказал, как эти события отразятся на политике России и ее взаимоотношениях с другими странами.

«Я бы не стал в каждом из конфликтов, которые действительно происходят вокруг России искать руку Запада. Так получилось, что летом и осенью обострилась ситуация в Белоруссии, Киргизии, вновь вспыхнул Карабах. В частности, на Киргизию Западу абсолютно плевать, он это не раз демонстрировал.

Если вы сейчас почитаете западные газеты, то увидите, что они достаточно радостно интерпретируют эти события. По их данным, Россия, чтобы справиться с этими событиями, должна будет тратить ресурсы — давать займы Белоруссии, помогать Киргизии, а в итоге у Путина станет меньше денег, и он в какой-то момент рухнет. Как пример могу привести статью в газете NYT. Её заголовок «Путин давнишний сеятель нестабильности в бывшем СССР теперь сам оказался в кольце конфликтов». Это показывает, как они хотят видеть эту ситуацию. Я категорически не согласен с этим утверждением. В нём практически всё ложно. Объясню почему.

Путин не хотел конфликтов на Украине и в Белоруссии — это понятно любому способному мыслить человеку. Россия совершенно в этом не заинтересована. После 1991 года была радость из-за того, что «Украина отделилась, а если бы этого не произошло, была бы вторая Югославия, Горбачёв молодец, поскольку спас нас от многих неприятностей». Вы знаете, что это оказалось неправдой. На самом деле от неприятностей Горбачёв не спас. Он просто отложил конфликт. Ногу отрезали, однако включили наркоз, а когда он стал окончательно отходить, то стала нарывать сумасшедшая боль. Мы до сих пор почти каждый день кричим от этой боли. Путин, конечно, не хотел этих конфликтов. Они возникают мимо его воли», — высказал своё мнение Дмитрий Бабич.

Сейчас все эти страны взывают к России о помощи — даже те, кто вели себя по отношению к Москве непотребно, — продолжает эксперт. — Вспомним хотя бы президента Белоруссии.

«Давайте посмотрим, как изменилось отношение руководства этих стран и большей части населения к России. Лукашенко, который несколько последних лет по-хамски вёл себя в отношении России, демонстрируя возможность уйти на Запад. Сейчас появились «дружеские отношения», Белоруссия готова заключить практически любое соглашение, только чтобы её не бросали. Между прочим, это голос не только Лукашенко, но и огромного количества белорусов. Может быть, их не так видно, как тех людей, которые выходят на демонстрации и протесты, но огромное количество белорусов, работающих на предприятиях, связанных с Россией, которые реально думают о своей зарплате и о будущем своей страны, понимают, что вожделенная демократизация в Белоруссии возможна только при посредничестве России. Настоящая оппозиция может появиться в Белоруссии, только если на это даст благословение Россия.

То же самое с Киргизией. Два враждующих клана — южный и северный. Соответственно, два президента. Бывший лидер Атамбаев и нынешний Жээнбеков — оба взывают к Москве о помощи. Они ориентированы на Россию больше, чем когда-либо. Я считаю, что Москва должна требовать, чтобы русский оставался одним из государственных в Киргизии. Россия заинтересована в том, чтобы поменять кое-что в топонимике — там убрали некоторые русские названия. Москва может многое потребовать у руководства страны взамен на свою благосклонность.

Теперь о Нагорном Карабахе. Никол Пашинян сразу, как пришёл к власти, хамил России. Он говорил, что Армения — это государство западной цивилизации. Теперь он умоляет о помощи, вдруг вспомнив, что, оказывается, Армения — член договора о коллективной безопасности. Совсем недавно белорусская оппозиция говорила, что первое соглашение, которое они разорвут с Россией — будет договор ОДКБ. По их словам, он противоречит многовекторности страны. Это на самом деле эвфемизм для обозначения направленности языка для лизания большой задницы Запада», — подчеркнул собеседник агентства.

Украина же стоит особым порядком в этом списке. Выбрав шесть лет назад свой антироссийский вектор, сегодня Киев пожинает плоды своей недальновидной политики, считает политолог.

«Ковидная ситуация нивелировала те немногие плюсы, которые были связаны с Европейским союзом у Украины. «Безвиз» прекратился. Ковид всех посадил на полный «виз». Никуда вы по закону сейчас не уедете ни с Украины, ни на Украину. Все эти внешние вещи нивелировались. Им не хватает культурного общения и экономического сотрудничества с Россией. Зеленский всё-таки чувствует необходимость взывать именно к этой части общества. Другое дело, что он эту часть общества так сильно обманул, что вернуть доверие практически невозможно. Конечно же, радикалы толкают его к возвращению к политике Порошенко. Я сейчас читаю статью американского аналитического центра. Её автор — Тарас Кузьо. Он много лет жил на Украине, сейчас дистанционно преподаёт в Киево-Могилянской академии (жуткое заведение с прекрасным названием). Он прямо говорит, что Зеленскому нужно вернуться на позиции Порошенко, прекратить заниматься идеализмом, искать какой-то компромисс, поскольку Россия все компромиссы отвергла.

Я верю в нашу победу, поскольку невозможно победить, исходя из ложных фактов. Нынешний западный нарратив о происходящем на постсоветском пространстве исходит из вещей, которые не соответствуют действительности. Он считает, что Россия хочет восстановить Советский Союз. Это абсолютно не так, поскольку та же Киргизия в 2010 году, когда были погромы в Оше, предлагала России ввести войска. Это было в газетах, попало в западные СМИ. Самое интересное, что тогда Запад не возражал, потому что была тяжёлая ситуация. Москва просто отказалась и сказала, что мы примем любое решение киргизского народа, «сами разбирайтесь в своих проблемах, избирайте руководство, мы ему поможем, заключим все договоры, однако оккупировать вас мы не собираемся, мы не хотим новых территорий». На Западе этого совершенно не заметили, а для меня это было совершенно символично. Путин и российская власть не хотят новых территорий. Они желают поддержать соотечественников, а также иметь прочные отношения с Западом и обеспечивать свой суверенитет. Это возможно только при нормальном экономическом развитии. Однако Россия совершенно не занимается империализмом. Эта посылка западных авторов ложная», — добавил политический обозреватель.

Я считаю абсурдными заявления о том, что все эти конфликты на территории бывшего СССР только ослабляют Россию. Отчасти они даже усиливают Москву, — подчеркнул эксперт.

«Запад в нынешнем своём состоянии не только не способен послать войска, чтобы утихомирить погромщиков в Киргизии или в Карабахе, он даже не может быть нормальным дипломатическим посредником на мирных переговорах. У Запада настолько жёсткая новая идеология, что он может только требовать полного следования своим правилам и канонам. Сейчас Польша и Венгрия чуть-чуть заговорили о христианстве, о католицизме, а весь Евросоюз уже извёлся. Он вводит санкции. Даже ведётся разговор о персональных ограничениях против венгерского премьера Виктора Орбана и польского фактически правителя страны Ярослава Качинского. Откуда эта озлобленность? Когда у вас жёсткая идеология, вы не можете быть посредником. Ранний Советский Союз не мог быть посредником, а мог только указывать. Так как Запад, не может ни Армения, ни Карабах, ни Азербайджан. В итоге получается, что последним возможным посредником осталась Россия. Поэтому, когда мы слышим слова украинской оппозиции и её западных спонсоров, того же Кузьо, что Россия ни на какие компромиссы не идёт, мы должны понимать, что это ложь. Россия предлагала массу решений. К сожалению, нынешний украинский режим устраивает только одно решение — восстановление контроля над границей Донбасса с Россией. Это сразу же означает блокаду городов-миллионников. Дальше они проведут фильтрацию и покорят эту территорию. Это так называемый «хорватский вариант». Ничего другого мы пока не слышим. Разница лишь в том, что Порошенко обещал всё это провернуть вооружённой рукой, а Зеленский якобы всех покорит своими шуточками и добьётся того же результата.

Есть отдельные страны, которые Россия никогда не возьмёт в свой состав. Даже по демографическим причинам. Например, Узбекистан. В советское время там было 20 млн жителей, сейчас где-то 34–35 млн. Это огромная страна, которая уже сравнима с Польшей и скоро догонит Украину. Как ей управлять из Москвы? У руководства России нет планов по возвращению этих огромных стран. Это невозможно. Постепенно приходит понимание того, что Запад сейчас настолько враждебен, что надо строить свою технологическую систему — тот же Рунет защищать от возможного «загашивания» Западом. Параллельно, я надеюсь, придёт понимание того, что вокруг России нужно создавать дружественные государства. Сейчас у меня возникло ощущение, что разговоры о сдаче Приднестровья Молдавии не идут. Россия даже с Додоном не пойдёт ни на какую сдачу этих территорий и позиций, поскольку можно упустить и уже не вернуть. Это будет враждебная России территория. Я полагаю, что Москва не будет сдавать Донбасс и Крым. Она будет приглядываться к тем процессам, которые идут на Украине. Всю Украину присоединять никто не собирался. Конечно, нам бы хотелось иметь там более разумное и спокойно относящееся к России руководство. Если этого не будет, значит, придётся существовать за счёт этих анклавов. Нас анклавы защищают — Калининград, Приднестровье, Крым. Я думаю, что время играет на эти анклавы. Россия будет понимать, что это не чемоданы без ручки, а очень важные и необходимые для её безопасности и развития вещи», — резюмировал Дмитрий Бабич.

Новости партнеров