Дмитрий Болкунец: Лукашенко в рамках Союзного государства выкачивает деньги из России
Москва и Минск договорились о создании единого парламента и правительства в рамках объединения в Союзное государство. Об этом 29 ноября заявил посол Белоруссии в России Владимир Семашко. По его словам, такое решение приняли лидеры двух стран Александр Лукашенко и Владимир Путин. Также страны обсужд
Москва и Минск договорились о создании единого парламента и правительства в рамках объединения в Союзное государство. Об этом 29 ноября заявил посол Белоруссии в России Владимир Семашко. По его словам, такое решение приняли лидеры двух стран Александр Лукашенко и Владимир Путин. Также страны обсуждают переход на унифицированное налоговое законодательство, создание единых рынков нефти, газа и электроэнергии.
Заявления белорусского посла о создании единого правительства и парламента, которое появилось в СМИ, уже опровергнуто белорусским посольством — там сообщили, что послание неправильно поняли, а фразу вырвали из контекста. Москва и Минск не готовы к таким шагам — стороны не устраивает положение о «равных правах». Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал политолог Дмитрий Болкунец.
«Вероятнее всего, посол сослался на документ о создании Союзного государства 1999 года. В этом документе речь идет об экономической, гуманитарной и политической интеграции — он также предусматривает создание парламента Союзного государства, правительства и органов власти. 8 декабря будет отмечаться 20 лет с момента подписания документа о создании Союзного государства. Спустя столько лет следует констатировать, что этот проект в целом не реализовали. Он был реализован частично, но фактически остался на бумаге. Уже больше года двухсторонняя российско-белорусская группа занимается вопросами углубленной интеграции, пытаясь воплотить в жизнь те направления, которые были заложены в союзном договоре 1999 года.
Были попытки реализации договора, но они все провалились. На мой взгляд, в этом договоре заложена тяжелая и неудачная модель, которая в теперешнем виде труднореализуема для Белоруссии и России. Конечно, какие-то вещи можно воплотить, но вопросы единого парламента и правительства — решить трудно. Я думаю, белорусское руководство на это не пойдет, собственно, как и российское.
Дело в том, что в союзном договоре фигурирует фраза о «равных правах». Это значит, что две стороны будут иметь равные полномочия по всем вопросам. При таком раскладе предполагается, что Белоруссия будет иметь 50% своих министров в общем правительстве — это невозможно. Такой проект, конечно, очень сложный, но отдельные элементы реализовать можно», — высказал свое мнение специалист.
Истерические заявление Лукашенко, которые мы недавно слышали, подтверждают, что лидер страны не рад этому договору, — отмечает эксперт. — Поэтому ожидаемо, что подписание бумаг по этому вопросу сорвется.
«Лукашенко хотел бы и дальше получать от союзного договора и интеграции деньги из Москвы — он это делает уже много лет. Белоруссии ведь предоставляют льготные цены на нефть, а она ничего не отдает взамен — белорусский рынок для российских товаров закрыт. Россия хотела бы открытия рынка, но этого не происходит. Поэтому вряд ли 8 декабря что-то подпишут, хотя стороны к этому идут, ищут компромиссы.
Уже был реализован принцип «равных прав граждан двух стран». Хотя, я отмечу, некоторые моменты этого принципа существуют только на бумаге, а по факту не выполняются. Например, принцип «равного трудоустройства». Для граждан Белоруссии трудоустройство в российские компании с государственным участием — закрыто. То же самое происходит и в Белоруссии. Это значит, что есть исключения из правил. И таких моментов множество — то же медицинское обслуживание — там масса нестыковок. Эти элементы как раз и оттачивает рабочая группа.
Следующий вопрос — газ. Это проблема, которая появилась с того момента, когда распался СССР. С тех пор она всплывает каждый год. Лукашенко требует от Москвы цену на газ, как в Российской Федерации (дословно — как в Смоленской области). При этом он забывает, что в Калининграде цена на газ выше, чем в Смоленской области. Почему-то он не требует цену как в Калининграде. Это вопрос переговорной позиции. Москва готова предоставить Белоруссии цену на газ, как в российских регионах, если, конечно, она станет частью России (или же при условии реализации принципа «две страны — один рынок»)», — подчеркнул Дмитрий Болкунец.
Думаю, что газ — не первостепенная проблема. Лукашенко больше волнует проблема нефти, которая обеспечит его выживание на многие годы. Благодаря союзной риторике, он вытягивал из Москвы нефть в нужных объемах и балансировал в политическом плане, сохраняя экономическую стабильность Белоруссии, — отмечает спикер.
«Для России Союзное государство — это геополитически важный проект, ведь Белоруссия всегда была достаточно лакомым и близким союзником Москвы. Хотя в последние годы мы видим, что происходит отдаление по некоторым направлениям. Это очевидно и заметно, хоть и не озвучивается официально. Вспомним громкие и скандальные заявления Лукашенко на международной арене, когда его телеканалы обвинили Россию в разжигании войны 1812 года и Первой мировой. Это значит, что белорусские власти пытаются отгораживаться от России.
Даже если Лукашенко подпишет какие-либо соглашения в рамках Союзного государства, он не будет ничего реализовывать. Это известно — за время его президентства такое уже многократно повторялось. Он обвинит кого-нибудь в срыве договоренностей, найдет либералов или журналистов и скажет, что они виновны в срыве наших союзных отношений. Я не очень понимаю, почему Россия ведется на риторику Лукашенко — он ничего не будет выполнять — его задача досидеть до президентских выборов в Белоруссии, получить поддержку Москвы, а после этого начать отдаляться от России.
Для Лукашенко это очень важно, ведь от этого зависит выживание нынешнего политического режима и его клана. За 25 лет в Белоруссии сложилась семья — клан Лукашенко и его окружение, которые контролируют финансы в стране и контрабанду. Россия бы хотела эти вещи пресечь. Конечно, она рассчитывает это сделать с помощью интеграционных проектов. Лукашенко будет максимально сопротивляться, чтобы этого не произошло. Поэтому, я убежден, даже если он и подпишет какой-нибудь договор — выполнять его он не станет», — резюмировал эксперт.