Дмитрий Болкунец: Нефтяные игры Лукашенко поставят под удар Белоруссию
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, заявляя о том, что Минск готов закупать нефть за пределами России по мировым ценам, хочет продемонстрировать желание снижения зависимости от Москвы. Об этом в комментарии для ИА «Новороссия» заявил политолог Дмитрий Болкунец. «Сейчас в полном объеме альтерна
«Сейчас в полном объеме альтернативы нет поставкам российской нефти. Но, как мы договаривались, диверсифицировать нам нужно. Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации. Процентов 30 мы будем завозить из Балтики и процентов 30 из Украины — проверенный уже путь», — заявил накануне Лукашенко.
«На мой взгляд, эти действия Александра Лукашенко показывают его желание продемонстрировать прежде всего самому себе, а также своему ближайшему окружению, электорату, что он нашел возможности минимизации своей зависимости от Москвы, ее диверсификации и избавления, условно говоря, от российской нефти.
Он уже больше пятнадцати лет каждый раз, а обычно это зимние, осенне-зимние сезоны и начало весны, делает подобные заявления о том, что он нашел нефть в разных странах.
Сейчас наступил очередной такой период, когда он вновь начинает везти танкеры из разных стран и так далее. Например, из Норвегии прибывает танкер 80 тыс. тонн. Его, видимо, будут торжественно встречать с цветами, с хлебом-солью. Конечно, будут показывать по всем белорусским телеканалам, что прибыла нефть и теперь Белоруссия не зависит от российской, хотя это не так. По предварительным оценкам, недополученная прибыль или переплата за этот объем нефти, которая прибывает из Норвегии, составляет около $7,5 млн. Это означает, что при условии, если бы Белоруссия покупала эту нефть в России, она сэкономила бы $7,5 млн. Но в последние недели, месяцы белорусские власти и некоторые околовластные эксперты делают интересные заявления, говоря о том, что не важно по какой цене будет российская нефть — главное, что будет независимость и, что за нефть можно переплачивать, если это повышает уровень независимости белорусского государства.
Поэтому в данном случае Лукашенко решил немного поиграть. Безусловно, независимость стоит определенных денег, но в условиях Белоруссии очень сложно понять, кто же будет платить за независимость. Велика вероятность, что это ляжет на плечи белорусского населения и это очень сложная модель», — сказал собеседник агентства.
Политолог также отметил, что нефть из Норвегии не сможет стать стабильной заменой российской нефти.
«Может ли она [норвежская нефть] заместить российскую? Нет, не может. Да, в каких-то объемах может, но это будут очень маленькие объемы. Это связано с тем, что Норвегия уже имеет налаженную сеть сбыта своей продукции, нефти и есть ограничения технического характера по доставке нефти в Белоруссию через Литву. Литва и Латвия готовы максимум около 3 млн тонн перегнать по своим дорогам. А Латвия вообще не имеет опыта поставок нефти в Белоруссию. То есть существуют такие технические моменты.
Что касается возможности поставок через Украину — это более реально. Можно задействовать и нефтепровод, который идет в реверсном режиме, можно везти и по железной дороге, но это также будет гораздо дороже, чем поставки нефти из России.
Все эти попытки поиска нефти, конечно, могут принести некоторые плоды, может быть замещен какой-то процент поставок. Я даже не исключаю, что 30-40% Белоруссия сможет заместить поставками нефти из других стран, но это очень серьезно ударит по белорусской казне. По разным оценкам, недополученная прибыль, которую Белоруссия смогла бы получить [при поставках российской нефти] составляет около миллиарда долларов. Учитывая, что это только замещение на 30-40%, то это минимум того, что она потеряет.
Учитывая то, что в год президентских выборов в стране решаются такие сложные вопросы по дополнительным тратам — это, конечно, нагрузка на бюджет, это может быть и падение доходов населения, и так далее. В конечном итоге это может привести в том числе к неблагоприятным официальным последствиям для власти и все может закончиться массовыми акциями протестов в стране. К слову, я не исключаю, что весной в Белоруссии могут начаться акции протеста, если экономическая ситуация в стране будет ухудшаться, если доход населения будет падать. Тем более перед президентскими выборами, если Лукашенко изъявит желание идти на выборы, а население увидит, что ничего не происходит, он не может решить вопрос с Россией, то тогда может совпасть желание не только населения, но и ближайшего окружения Лукашенко — «зачем же такой правитель, который не в состоянии налаживать коммуникации со своим ближайшим союзником Москвой?».
Этот год интересный. Давайте подождем, до президентских выборов в Белоруссии осталось чуть больше 220 дней. До этого периода времени Лукашенко сделает еще много ярких движений.
Напомню, что к нему 1 февраля, по предварительным данным, приедет Помпео. Я думаю, что перед его визитом белорусские власти уже заготовили флаги и предполагаю, что на встрече с ним Лукашенко будет упрашивать Америку помочь в противостоянии с Россией. Но Америка деньгами не поможет, однако морально поддержать может», — сказал Болкунец.
На вопрос корреспондента о том, не приведет ли поведение Лукашенко к тому, что уровень взаимодействия между Россией и Белоруссией упадет до уровня украино-российских отношений, эксперт отметил, что такой исход был бы положительным для России.
«Для российской казны это была бы очень выгодная модель, именно в связи с сокращением субсидирования. Путин, общаясь в декабре с журналистами, сказал, что Россия больше не намерена субсидировать белорусскую экономику без каких-либо обязательств. Обязательства — это углубление интеграции, потому что есть союзный двусторонний договор между Россией и Белоруссией, который на 90% не выполнен. Дорожные карты, которые страны полтора года обсуждали, как раз предусматривают углубление экономической интеграции, а интеграция подразумевает обоюдные двусторонние уступки. Не только Россия должна, как требует того Лукашенко, давать газ по цене Смоленской области (со скидкой 50%), но и белорусские компании, белорусский бизнес должен открываться для российского бизнеса. Должны быть решены вопросы углубления в разных направлениях, гармонизация законодательства — это как раз и прорабатывалось, но Лукашенко не готов идти ни на какие уступки, он только требует от Москвы преференции и прочее. Однако Россия выбрала другую тактику. Скандалить она не будет. Она будет медленно и плавно проводить у себя модернизацию страны.
Я кстати отмечу, что по разным оценкам, после того, как Украина «отвалилась», Россия получила колоссальные возможности для своего внутреннего развития. Ведь, когда Россия субсидировала украинскую экономику за счет продажи энергоресурсов по особым ценам, то, конечно, деньги утекали за пределы России, в другую страну. Сейчас есть такая гипотеза, что отказ от субсидирования украинской экономики позволил России сосредоточиться на развитии своих производств и санкции, которые были введены, позволили, например, очень сильно подняться сельскому хозяйству в России, начали развиваться некоторые машиностроения и другие отрасли. То есть это, на мой взгляд, пойдет на пользу Российской Федерации.
Однако в случае с Белоруссией — это закончится катастрофой для населения этой страны.
Я думаю, что Лукашенко прекрасно понимает, что на Западе его никто не ждет, а он просто не удержит власть в стране. Потому что люди не будут терпеть свое обнищание. Поэтому, я думаю, что у него здесь очень мало вариантов для маневров, в том числе для маневров на Запад, хотя его подталкивают. Я имею ввиду министра иностранных дел Владимира Макея. На мой взгляд, он ведет такую игру, которая в конечном итоге приведет Лукашенко либо в тюрьму, либо к бегству. Он сегодня его соратник, но Макей делает разворот Белоруссии на Запад. Макей — это Петр Порошенко номер два для Белоруссии. Это человек, который ненавидит и делает все возможное, чтобы разрушить российско-белорусские отношения. Макей сегодня проводит политику, которая идет во вред интересам и Белоруссии, и российско-белорусским отношениям. Макей, конечно, хотел бы эту лодку развернуть. Он ведет себя очень хитро и манипулирует Лукашенко в некоторых моментах. Однако Лукашенко без его помощи сегодня обойтись не может, потому что Макей — это единственный человек в Белоруссии, который открыл ему двери в Запад, который протянул ему руку и за руку ведет его на Запад. Однако на Западе Лукашенко не нужен. Макей — да, нужен, а Лукашенко — нет», — подытожил Болкунец.