Дмитрий Посредников: «Страсти» по Филарету – начало религиозной войны на Украине
Всего полгода на Украине просуществовал томос, предоставленный ПЦУ Константинополем, как бывший глава бывшей неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) заявил о том, что не признает его, сомневается в легитимности новообразованной ПЦУ и планируе
Всего полгода на Украине просуществовал томос, предоставленный ПЦУ Константинополем, как бывший глава бывшей неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) заявил о том, что не признает его, сомневается в легитимности новообразованной ПЦУ и планирует вновь восстановить «церковь» Киевского патриархата (УПЦ КП). При этом Филарет обвинил бывшего президента Порошенко в том, что инициируя томос, тот действовал исключительно в своих интересах: «Порошенко приложил немало усилий в получении томоса (автокефалии), но такого, который нас не устраивал, а его устраивал, ведь он должен был помочь ему на выборах», — заявил Филарет.
Напомним, 18 июня Филарета, впервые открыто признавшего, что «новая церковь» Украины (ПЦУ) не является канонической и не имеет автокефалии, руководство ПЦУ обещало отлучить от церкви. Как известно, впервые Филарета отлучили от церкви в 1997 году, после того как он создал и юридически зарегистрировал непризнанный Киевский патриархат.
ИА «Новороссия» обратилось к специалисту в области религиоведения, публицисту, доценту ДоННУ Дмитрию Посредникову с просьбой прокомментировать сложившийся на Украине очередной церковный кризис и его возможные последствия.
«Все «подрывные» заявления и действия лжепатриарха, направленные на открытое противостояние и с Константинополем, и с ПЦУ, свидетельствуют только об одном – начале религиозной войны на Украине. По сути, Филарет во второй раз решил уйти в раскол. Ему это не впервой – 28 лет назад он всё это уже проделывал. Правда, на созванном Филаретом поместном «соборе» присутствовало всего два епископа киевского патриархата, расположенного на территории Российской Федерации. Они приехали поддержать Филарета, остальные раскольники предпочли отмолчаться.
Дело в том, что у Филарета сейчас критическая ситуация, он почувствовал, что его хотят вытеснить молодые «епископы» новосозданной ПЦУ. В их числе, ранее возглавлявший пресс-службу Филарета, Заря и нынешний «глава» ПЦУ, митрополит Епифаний. Получивший титул «почетного» патриарха, Филарет откровенно мешает этим новым раскольникам-карьеристам. По их мнению, он не только дискредитирует «церковь», но и во взаимодействии Константинополя и Банковой также уже не нужен. В ответ Филарет начинает торпедировать еще достаточно рыхлую и сырую структуру ПЦУ своими десятью тезисами, оглашенными им самим на самозванном «соборе». В частности, что томос – «неправильный, и зависимость от РПЦ сменилась зависимостью от Константинопольского патриархата», что «название ПЦУ – тоже неправильное, так как её юрисдикция ограничивается только Украиной и не включает в себя зарубежные диаспоры, которые отошли Константинопольскому патриархату».
В общем, лжепатриарх практически дословно повторил всё, о чем на протяжении последнего года говорили представители РПЦ, комментируя церковный кризис на Украине», – рассказал Посредников.
Эксперт пояснил, что поводом к началу религиозной войны на Украине послужил факт юридического функционирования Киевского патриархата Филарета, несмотря на заверения о его ликвидации после предоставления Константинополем томоса.
«Дело в том, что киевский патриархат юридически не был аннулирован, то есть ПЦУ создавалась на базе УПЦ КП. Киевский патриархат был распущен только на словах, документально его аннулирование не подтверждено, таким образом, он в данный момент продолжает юридически функционировать. Этой странной юридической коллизией и воспользовался Филарет, пытаясь откатать ситуацию назад. Он прекрасно знал и представлял, что на самом деле за томос получила Украина, но молчал до определенного времени. И это время для него настало.
Напомню, что начало бунта Филарета произошло вскоре после оглашения официальных результатов президентских выборов. Как только ПЦУ лишилась президентской крыши, Филарет начал действовать, отвоевывать свою персональную вотчину.
Кстати, он еще несколько лет назад планировал получить автокефалию от Константинополя, а потом отсоединиться и стать независимым. Планы эти и не скрывались особо. Теперь же, воспользовавшись ситуацией с юридическим казусом и тем, что новый президент Украины не вмешивается в церковные дела, Филарет, образно говоря, стал поворачиваться к Константинополю задом», – добавил эксперт.
По его словам, глубинные причины начала религиозной войны лежат в плоскости обычной алчности украинских иерархов и тяге к переделу церковной собственности.
«Сейчас всплыла информация о том, что согласно пунктам томоса, со всех приходов новой ПЦУ, куда должны были бы войти и приходы филаретовской УПЦ КП, каждый месяц в Константинополь должно уходить около 38 млн долларов. Это от 4 до 20 тысяч долларов с каждого прихода в зависимости от его доходной части. По сути, весь томос – это обычная финансовая каббала.
Пока еще не передано Константинополю имущество ПЦУ, которое было обещано Порошенко. Только Андреевскую церковь передали. К Константинополю отходят и заграничные епархии ПЦУ. Именно поэтому Филарета поддержали иерархи УПЦ КП из России, боясь потерять свои вотчины. Именно поэтому 4 пунктом в тезисах Филарета, заявленных на раскольничьем «соборе», провозглашается право собственности УПЦ КП на всё имущество и средства, переданные ей органами власти, начиная с момента обретения Украиной независимости. Так и указано: «Все банковские счета являются счетами Киевской патриархии как юридического лица».
Следующие пункты перечисляют, какие объекты продолжают относиться к филаретовской церкви. Перечень длинный, достаточно сказать, что в него входит Михайловский Златоверхий собор – сегодняшняя кафедра главы так называемой ПЦУ Епифания», – добавил религиовед.
Он подчеркнул, что очередная религиозная война на Украине между раскольниками закончится отделением части раскольничьих приходов от ПЦУ и их присоединению к филаретовцам.
«Сейчас как минимум один из архиереев ПЦУ поддерживает Филарета в его стремлении возродить Киевский патриархат. Речь идет об Иоасафе Белгордском (приходы которого находятся в России с центром в Белгороде), который уже публично выражал несогласие с политикой ПЦУ в отношении Филарета. Накануне Иоасаф и вовсе заявил, что архиереев обманом принудили на Объединительном соборе голосовать за Епифания, убеждая, что управлять ПЦУ будут двое — Патриарх Филарет и предстоятель — до кончины Патриарха.
Как известно, Филарета также поддерживает много национал-шовинистов, считая его символом украинской независимой церковности. Можно сказать, что его позиции по сравнению с тем же главой ПЦУ, митрополитом Епифанием, достаточно прочны. Поэтому я не исключаю реальной возможности частично, на базе тех иерархов, которые не нашли места в ПЦУ, восстановить структуру УПЦ КП со своим политическим местом и «влиянием» на национал-шовинистические круги украинского общества», – резюмировал эксперт.