До Саркози дотянулась рука мертвеца

У преступлений против суверенитета и личной дружбы срока давности нет Экс-президенту Франции Николя Саркози предъявили обвинения по делу о незаконном финансировании президентской кампании из Ливии. Ему также инкриминируют руководство пассивной коррупцией и укрывательство ливийских государственных ср

У преступлений против суверенитета и личной дружбы срока давности нет

Экс-президенту Франции Николя Саркози предъявили обвинения по делу о незаконном финансировании президентской кампании из Ливии. Ему также инкриминируют руководство пассивной коррупцией и укрывательство ливийских государственных средств в размере 50 миллионов евро. Как сообщает французская пресса, Саркози находится под судебным контролем. Сам он все обвинения отрицает.

Саркози задержали в пригороде Парижа. Экс-президент был помещен под стражу, однако после допроса отпущен.

Наверное, если бы это произошло в разгар президентской кампании, когда Саркози рассматривался в качестве главного претендента от правоцентристов, я бы ничуть не удивился. Та кампания просто пестрила скандалами, помните, как травили преемника Саркози на посту кандидата от республиканцев Франсуа Фийона с фиктивной работой его жены? Впрочем, тогда травили всех, включая нынешнего президента. Таковы особенности выборов во Франции.

Саркози быстро выпал из президентской гонки, и, казалось бы, давить на него уже никому не нужно. Как бы не так.

Франция — страна высокой политической конкуренции, и это проявляется не только в период избирательных кампаний. Неугодных политиков могут «мочить» там в любое время года. И все, обратите внимание, в правовых рамках. Совершил преступление — будь готов ответить, даже если ты отставной, никому не интересный политик.

Это я к чему? А к тому, что не стоит видеть в нынешнем преследовании Саркози политических причин. Просто, скорее всего, вскрылись какие-то новые детали, вот и вызвали на допрос. Речь идет не о новом преследовании экс-президента, а о новом старом. Напомню, что дело о «ливийских деньгах» в избирательной кампании Саркози 2007 года начали расследовать еще в апреле 2013-го, через год после окончания его полномочий на посту главы Франции.

А известно о якобы имевшем место финансировании Каддафи Саркози стало еще в 2011-м, когда об этом заявил сын полковника Саиф аль-Ислам, потребовав от «предателя» вернуть деньги. А в 2012-м об этом писали все французские СМИ.

А еще раньше — в 2010-м — начали расследование «дела Беттанкур», в котором также речь шла о незаконном получении денежных средств на предвыборную кампанию 2007 года. Якобы тогда Саркози получил деньги у 90-летней владелицы парфюмерной компании L’Oreal, самой богатой женщины Франции Лилиан Беттанкур, страдавшей старческим слабоумием.

Тогда, впрочем, Саркози был действующим президентом, и расследование против него не могло завершиться реальным судом.

Летом 2014-го Саркози вновь стал обвиняемым по этому делу. И снова был долгий 15-часовой допрос, на который Саркози был доставлен под стражей.

Кстати, это далеко не все, в чем обвиняли бывшего французского президента. Среди громких коррупционных дел, в которых он мог быть замешан, — дело бывшего совладельца компании Adidas Бернара Тапи, которого обвиняли в мошенничестве с целью выплаты ему государственных средств, а также дело, связанное с получением многомиллионных взяток за поставки Пакистану подводных лодок в 1990-х годах.

Одним словом, клейма ставить негде.

Впрочем, Саркози такой далеко не один. Почти все видные французские политики обвинялись в нелегальном финансировании своих президентских или парламентских кампаний, причем в некоторых случаях доходило и до обвинительных приговоров, которые, правда, обычно заканчиваются условными сроками.

Однако именно ливийская история может стать для Саркози роковой. Тем более что тут присутствует не только коррупционный, но и моральный аспект: Саркози обманул не одну несчастную слабоумную старушку, а обманул человека, которого называл своим другом, обманул целую страну, которая до него была самым процветающим государством Африки, а после оказалась загнана практически в средневековье, раздираемая нескончаемой войной всех против всех.

И это преступление посерьезнее незаконного финансирования избирательной кампании. И у него нет и не должно быть срока давности.

Даже спустя семь лет после варварского разорения Ливии больно и неприятно смотреть на совместные фотки Саркози с Каддафи. У двух стран к 2001 году сложились очень тесные экономические отношения, их лидеров связывало нечто большее, чем протокольная подчеркнутая вежливость.

В какой-то момент все изменилось. И Каддафи из друга Саркози внезапно превратился в его врага.

Конечно, Каддафи всегда был для Запада «крайне неудобным партнером» и «сложным соседом» (интересно, что подобные термины они сегодня употребляют по отношению к России). Он с самого начала, с момента прихода к власти отказывался быть марионеткой Запада и защищал интересы своей страны, а не ТНК, которые он из Ливии фактически изгнал.

Да и к власти Каддафи пришел незаконным, по мнению Запада, (у них законны только те революции, которые они же сами и инспирировали), свергнув марионетку Идриса I, который за свою власть платил американцам, британцам и французам неограниченным правом использовать в военных целях порты и аэродромы Ливии, льготами в торговле, контролем над добычей нефти, запасы которой в стране являются десятыми в мире. Каддафи не только вышвырнул из Ливии иностранных военных, но и нанес удар по их экономической власти, национализировал банки, землю и нефть.

Понятно, что после этого он автоматически становился одним из главных врагов Запада, да и сам Каддафи охотно играл роль одного из ведущих региональных лидеров, взявших на себя ответственность освобождения планеты от колониального гнета. Понятно, что неугодного лидера с самого начала пытались убрать. В 1986-м американцы под предлогом якобы причастности ливийцев к взрыву дискотеки в Западном Берлине подвергли бомбардировкам Триполи и Бенгази, в ходе которых погибла дочь Каддафи. В 1988-м произошел известный инцидент над Локерби, а год спустя — над пустыней Тенере, в которых Запад обвинил спецслужбы Ливии.

По итогам этих инцидентов в 1992-м против Ливии были введены санкции. Кстати, ничего не напоминает? Нет? Впрочем, санкции против Триполи вводила не группа западных стран, а ООН, что было для Ливии весьма болезненно. В результате этого давления Каддафи был вынужден пойти на примирение с Западом, выплатив компенсации родственникам жертв взрыва самолета, а также выдав двух сотрудников ливийских спецслужб, подозревавшихся в его организации, в результате чего осенью 2003-го почти десятилетние санкции были сняты.

С этого момента начинается недолгий период дружбы Ливии с Западом. В страну начали возвращаться западные ТНК, началась приватизация ряда ключевых отраслей промышленности, включая нефтяную. При этом западная политическая элита резко поменяла отношение к человеку, стоящему во главе Ливии, которого еще недавно называла «террористом». Впрочем, и сам Каддафи активно искал способы установить тесные личные отношения с западными лидерами, налаживая бизнес-схемы с ними. В частности, начал активно закупать оружие у Франции. Был построен газопровод, по которому ливийский газ пошел в Европу. Франция стала не только одним из главных инвесторов в ливийскую экономику, но и сам Каддафи активно инвестировал в активы этой страны.

При этом с Саркози у Каддафи сложились особенно теплые отношения. Не хочу ничего утверждать до окончания расследования в отношении экс-президента Франции, но лично я охотно верю, что полковник вложил деньги в его избирательную кампанию. Он стремился иметь «своего человека» на посту президента одной из ведущих стран ЕС, ключевого партнера Ливии.

И чем этот партнер и друг отплатил?

10 марта 2011 года Саркози признал единственным законным представителем ливийского народа созданный под французским руководством т.н. Переходный национальный совет. Через девять дней началось вторжение.

Не помогло Каддафи замирение с Западом. Он по-прежнему был для него чужим, к тому же фантастические богатства Ливии манили и сводили с ума. И многим силам в странах, которые Каддафи в свое время изгнал из Ливии, очень хотелось поквитаться за это. Именно эти страны организовали интервенцию против Джамахирии в 2011-м.

Дело, конечно, не только во всем выше перечисленном, но и в том, что США никак не хотели допустить возрождения Ливии как признанного всем миром регионального лидера, готового дружить в том числе с их оппонентами через их голову. Ливия им нужна была или под санкциями в качестве «страны-изгоя», или чтобы ее вообще не было. Повод в виде «арабской весны» подвернулся очень кстати.

Действительно, интервенция в Ливию была организована большей частью по запросу США, однако наиболее важную роль в ней сыграли как раз основные партнеры и друзья Ливии — и Франция в том числе. По сути, США осуществили повтор иракского сценария, только чужими руками, обойдясь при этом без неизбежной и крайне затратной наземной операции.

Впрочем, Европа получила и своеобразный бумеранг за Ливию и, особенно, Сирию — в виде миграционного кризиса, охватившего ее в последние годы, который и сегодня служит весомым аргументом на всех европейских и в том числе французских выборах.

Так или иначе, Саркози еще в 2012-м умудрился проиграть выборы совершенно «никакому» Олланду. Несмотря на устранение главного конкурента — Стросс-Кана. Слишком велик был груз его ошибок. Не только ошибок, но и преступлений.

Ведь это преступление — вторжение в чужую страну, в суверенное государство, вне зависимости, брал ты деньги у ее лидера или нет. Это было гнусное преступление, инспирированное американцами и осуществленное руками в том числе Саркози.

Интересно, что Барак Обама, который до этого «авансом» получил Нобелевскую премию мира, впоследствии оправдывался за свое участие в уничтожении Ливии, он называл это главной ошибкой своего президентства.

Покается ли Саркози? Может, хотя бы реальный тюремный срок поможет ему в этом? Может, ворочаясь на нарах, он будет вспоминать бедуинский шатер своего друга на Елисейских полях, их трогательные объятия и последние слова, обращенные к нему: «Саркози — умственно отсталый. Он должен быть благодарен мне, что стал президентом Франции. Это мы предоставили ему средства, которые помогли ему победить на выборах!»

 

Источник: ren.tv

Автор: Дмитрий Родионов

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров