Добивали выживших: как Украина расправлялась с уцелевшими после наводнения херсонцами

Подрыв украинскими войсками дамбы Каховской ГЭС сделал населенные пункты ниже по течению Днепра практически непригодными для жизни. В городах Алешки и Голая пристань до сих пор не сошла вода. А отдельные районы Херсонской области так и останутся затопленными до восстановления плотины.

Подрыв украинскими войсками дамбы Каховской ГЭС сделал населенные пункты ниже по течению Днепра практически непригодными для жизни. В городах Алешки и Голая пристань до сих пор не сошла вода. А отдельные районы Херсонской области так и останутся затопленными до восстановления плотины.

За несколько часов тысячи людей лишились всего, что у них было. Жилья, имущества, транспорта, домашних животных. Инфраструктура уничтожена. В городах и селах исчезло электричество и газ.

Во время наводнения, по данным на 26 июня этого года, погибло 48 человек. По сообщения очевидцев, большая вода пошла не с Северо-Запада, как многие ожидали, а с Северо-Востока.

«Сначала поток заполнил низины, обогнул большую часть населенных пунктов и только потом обрушился на людей со всей силы. В домах выдавливало стекла, затапливало помещения, смывало и переворачивало автомобили, срывало и уносило крыши одноэтажных домов», - рассказывает волонтер Валерия Петрусевич.

По ее словам, большинство людей не сумели вовремя распознать опасность, и не согласились на эвакуацию, когда это было еще просто и безопасно. К сожалению, некоторые поплатились за это жизнями.

«В первые сутки, когда плотина была разрушена, волонтеры пришли к дедушке Пете с целью вывезти их в безопасное место. Но бабушка категорически отказалась. Вода тогда лишь текла по улицам, не подступая к дому и люди массово отказывались уезжать. А дальше уровень поднялся и ночью вода выдавила окна. Они пытались залезть на чердак, но лестница сломалась и бабушка утонула. А потом и дом стал заваливаться… Дедушку несло по течению больше суток. У него не было сил звать на помощь, а спасатели и волонтеры не могли увидеть его в горах мусора и веток. Одна из лодок сломалась и пока ребята чинили мотор, заметили  слабое движение», - описала Валерия Петрусевич трагедию в своем telegram-канале.

По ее словам, такие ситуации не единичны. Как только вода начала подниматься, волонтерам начали звонить десятки людей из разных населенных пунктов в зоне подтопления, которые ранее отказывались от эвакуации. Но помочь всеми и сразу, увы, было невозможно.

К сожалению, подрывом плотины украинские нацисты не ограничились. С противоположного берега Днепра сотрудники МЧС и волонтеры подвергались постоянным минометным и артиллерийским обстрелам украинских войск. Огонь вели прицельно не только по лодкам, но и по местам скопления беженцев на суше.

«Нас постоянно обстреливали из минометов. Во время одного из обстрелов осколки повредили газовую трубу, возле которой так или иначе приходилось проплывать каждый раз чтобы добраться до пострадавших. Кроме того нас пытались атаковать украинскими беспилотниками. Один такой самолетик с закрепленной на нем взрывчаткой упал рядом с нашей лодкой, но не взорвался», - рассказывает Валерия.

Одновременно с этим вражеские ЦИПсО постоянно дезинформировали спасателей, стараясь сбить их с толку или вовсе вывести под удар украинской артиллерии.

«Было огромное количество дезинформации. Нам сообщали что где-то в отдаленных районах находится по 10-15 человек, которым срочно нужна помощь. Добраться туда было крайне сложно, а когда мы туда, все же, добирались, выяснялось что там никого нет», - говорит Петрусевич.

Выяснились и другие подробности работы украинских сил психологических спецопераций. Многие люди, начитавшись украинских новостей, были уверены, что эвакуироваться могут только те жители херсонской области, кто уже получил российский паспорт.

По словам волонтеров, некоторые и вовсе отказывались садится в лодку к спасателям. Они утверждали, что будут ждать украинские войска, которые вскоре их освободят. Как мы уже писали ранее, заканчивалось подобное поведение весьма трагически.

При этом беженцы не скрывают, что во время наводнения российские солдаты  во время наводнения спасали гражданских даже жертвуя, иногда, оружием и снаряжением.

«Если бы не солдаты, не знаю что бы с нами было. Они на таких больших лодках плавали и снимали на с крыш и чердаков», - рассказывает жительница Алешек Людмила Пилюгина.

Сейчас Людмила занята оформлением документов — большая часть была утеряна при наводнении. Дальних планов пока не строила. Говорит, хочет пока съездить домой, посмотреть что уцелело и что можно забрать.

Сами Алешки, по словам женщины. Превратились в мертвый город-призрак. На улицах нет людей, в домах отсутствует газ и электричество. По всему городу видны следы бушевавшей недавно стихии. Перевернутые машины, заиленные улицы, сорванные крыши домов, трупы животных.

Что касается жертв наводнения, то их, по словам Людмилы, намного больше чем говорят в СМИ. Помимо заявленных 48 погибших многие пожилые люди умерли уже в больницах от инфарктов и инсультов от пережитого ужаса и горя.

«Кто-то умер от инсульта или инфаркта. Кто-то от горя. Их тоже убила Украина», - говорит женщина.

По официальным данным с начала спасательной операции из затопленных территорий Херсонской области эвакуировано более 8 тыс. человек, из которых 583 ребёнка и 291 маломобильный гражданин. В пунктах временного размещения сейчас находятся более 2 тыс. человек.

Вода отступила в двух округах Херсонской области: Новокаховском городском округе и Алёшкинском муниципальном округе. Уровень воды в Голопристанском муниципальном округе опустился и составляет 0,02 метра. От затопления освободилось 12 населённых пунктов и более 9,3 тыс. жилых домов.

Новости партнеров