Донбасский Сталинград: пять лет сражению за Иловайск

Территория этого небольшого шахтерского города в августе 2014 года стала местом, пожалуй, одного из важнейших сражений между донбасским ополчением и ВСУ. Это объяснялось особым расположением города, через который проходит дорога ведущая на Донецк. Взятие Иловайска гарантировало бы киевскому руководс

Территория этого небольшого шахтерского города в августе 2014 года стала местом, пожалуй, одного из важнейших сражений между донбасским ополчением и ВСУ. Это объяснялось особым расположением города, через который проходит дорога ведущая на Донецк. Взятие Иловайска гарантировало бы киевскому руководству быстрое блокирование транспортных коммуникаций ополчения с последующим выполнением ключевой цели – окружением и взятием Донецка.

В те жаркие августовские дни ожесточенные бои велись в самом городе, причем воевали почти за каждый дом. В это время украинская пропаганда постоянно вещала о якобы присутствии российских войск в зоне военного конфликта. Согласно заявлению украинской генеральной прокуратуры в августе 2014 года российские войска, зашедшие на территорию Донецкой области, неоднократно подвергали обстрелу позиции ВСУ из артиллерийских орудий.

При этом украинская пропаганда выдавала даже численность этих войск: около 3500 бойцов, с которыми якобы заехали 60 танков, 320 БМД или БМП, 60 орудий ствольной артиллерии, 45 минометов и почему-то всего 5 экземпляров ПТРК (конечная цифра выглядела довольно странно). Называлась и конкретная «дата» российского вторжения: «23-24 августа». Параллельно шли смехотворные обвинения в «нарушении» статей Женевской конвенции 1949 года в вопросах снятия обозначений с собственной техники и нанесения на нее опознавательных знаков ВСУ.

Довольно странные умозаключения со стороны Киева имели место и в анализе сокрушительного поражения ВСУ уже после Иловайской битвы. Оправдывая многочисленные потери украинской армии, сообщалось, что якобы это произошло из-за значительного перевеса живой силы противника, то есть донбасского ополчения. Приводились такие цифры: личный состав – 1:18, танки – 1:11, легкая бронетехника – 1:6, артиллерия – 1:15 и РСЗО «Град» — 1:24. Если следовать логике украинских генералов, зная о таком внушительном перевесе противника, отдать приказ ВСУ к наступлению мог разве что умалишенный. Хотя тогда, летом 2014 года украинским генералам даже «блицкриг» мерещился в качестве веселой прогулки. Поэтому взятие города было поручено украинским добровольческим батальонам: «Донбасс», «Днепр-1», «Херсон», «Шахтерск», «Миротворец», «Свитязь», «Прикарпатье» и «Азов» (отдельные части ВСУ были введены в сражение позднее).

10 августа добробаты «Азов» и «Донбасс» атаковали Иловайск, стремясь ликвидировать в начале операции блокпосты ополчения. Подобная «разведка боем» не увенчалась успехом, и боевики отошли на прежние позиции, оставив на поле сражения шесть своих «патриотов». Эта вылазка боевиков,   по сути, представляла собой выход группы под прикрытием БМП-1 и одного самопального броневика, который сразу же вышел из строя и стал посреди поля.

Массированное наступление сил АТО на Иловайск началось 18 августа. На этот раз оно было хорошо подготовлено. Противником был применен обманный маневр — имитировав атаку на окраины, основной удар боевики нанесли в центр Иловайска, проникнув в город. На этом «наступление» и закончилось, натолкнувшись на плотную оборону ополчения. Бои шли за каждый дом, как в Сталинграде.

В Иловайск в срочном порядке перебрасывается батальон «Спарта» под командованием уже знаменитого «Моторолы». Его бойцы на тот момент имели серьезный боевой опыт, они отбивали у ВСУ Красный Луч, и помогали отражать их атаки у Ясиноватой. В усиление к «Спарте» придается легкая бронетехника, несколько единиц танков, артиллерии и реактивные системы залпового огня. Отряды «Спарты» во взаимодействии с остальными силами ополчения сначала сдерживали атаки украинских боевиков в городе, а затем, перейдя в наступление, частично отбили ранее утерянные районы Иловайска.

К концу дня позиции украинских боевиков были накрыты ударами РСЗО «Град» со стороны вооруженных формирований ДНР. В результате, понеся многочисленные потери, которые подтвердили украинские СМИ, батальон «Азов» был снят с фронта, и направлен оборонять Мариуполь и Новоазовск, благодаря чему собственно и спасся.

А день спустя, в «день» независимости Украины, подразделения ВСУ и добробаты оказались зажаты между наступающими от границы с Россией отрядами ополчения и атакующим со стороны Иловайска батальоном «Спарта». 26 августа в образовавшемся «котле» находились БТО «Днепр-1» (одна рота), «Херсон», «Свитязь», «Миротворец», «Кривбасс», а также сводная рота 93-й и 17-й бригад ВСУ. Иловайск, таким образом, к утру 27 августа оказался под полным контролем ополчения.

29 августа президент Российской Федерации Путин призвал предоставить частям ВСУ зеленый коридор. Руководство ополчения согласилось на такую операцию с оговоркой, что, выходя из окружения части ВСУ, выйдут без оружия. В это время по   Украине прокатилась пропагандистская шумиха, согласно которой 30 августа каратели вышли из «котла» с поднятыми знаменами и оружием в руках.

Позднее, экс-министр обороны ДНР Кононов заявил что, некоторые части ВСУ пытаются прорваться из окружения, несмотря на представленный им коридор. Он также уточнил, что для военных, которые согласились на условие ополчения, возможность беспрепятственного выхода из котла сохраняется. Со стороны Министерства обороны Украины был получен невразумительный ответ и очередные обвинения в происки российских спецслужб в плоскости информационной войны.

ДНР тем временем с 30 на 31 августа разоружили 223 военнослужащих и нацгвардейцев, которые были переданы украинской стороне. Но, отдельные украинские подразделения сочли организацию гуманитарного коридора поводом для перегруппировки и попыток прорыва. В результате этого решения они понесли дополнительные потери убитыми и взятыми в плен.

2 сентября 2014 года разгром украинских войск под Иловайском был окончательно завершен. После чего на Украине спешно была организована временная следственная комиссия Верховной рады по расследованию всех событий в Иловайске, которая засекретила данные по сражению, в том числе количество погибших и вышедших из окружения. Но, несмотря на гриф «совершенно секретно», на Украине заговорили об истинных виновниках поражения. Именно так высказался «герой» Иловайска Тетерев, который в 2014 году был командиром полка «Миротворец», по поводу генерала Литвина: «Именно этот генерал драпал с подчиненными, обнажив нам фланг, что позволило быстрее завершить окружение города Иловайска. Ни я, ни мои боевые побратимы не можем простить такого поведения генералу, который должен был выполнять поставленные перед ним задачи». К слову, сейчас Литвин — чрезвычайный и полномочный посол Украины в Республике Армения. Страна не забывает своих «героев».

До сих пор, занимаясь «подсчетами» российской бронетехники и личного состава на территории Иловайска, специалисты министерства обороны и военной прокуратуры Украины не могут прийти к единому мнению относительно собственных потерь в этом котле. Правда, теперь уже стали упоминать о дезертирстве тысяч бойцов, о чем первое время умалчивали, дабы не шокировать общественность. Известно, например, что батальон «Прикарпатье», который также сбежал со своих позиций, остановить удалось лишь в Кировоградской области.

Самой интригующей частью Иловайской битвы стало информационное противостояние России со странами Запада и Украиной, которая бескомпромиссно обвиняла Россию в прямом вмешательстве. Порой этот бред переходил все рамки. В частности, «высказывание» министра обороны Украины Данилюка о том, что «в Иловайске силами АТО был остановлен «российский агрессор». Силы ВСУ еле успели уйти из Иловайска, а тут речь об остановке подразделений российской армии!

Безусловно, никто не исключал присутствия граждан России в составе ополчения (как, впрочем, и в стане неприятеля), но ни штаб АТО, ни Генштаб ВСУ, ни военная прокуратура Украины до сих пор не представили внятных документальных доказательств наличия регулярных воинских подразделений армии России на Донбассе. А голословные обвинения могут лишь оправдать последствия катастрофы, в которую попала армия Украины под Иловайском. Потому что потери под Иловайском стали одними из самых масштабных для ВСУ за все время боевых действий на Донбассе, после чего, по словам украинского боевика Билецкого, произошёл их «моральный слом».

В украинских СМИ бои под Иловайском называли «самым страшным» и «самым жестоким поражением украинских сил за всё время военных действий в зоне АТО». Впрочем, иловайский котел станет для ВСУ далеко не первым и не последним на карте боевых действий Донбасса.

Сражение за Иловайск заставило тогда политическое руководство Киева сесть за стол переговоров и подписать договор о так называемом «перемирии», которое, впрочем, было нарушено уже в январе следующего года.

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

Новости партнеров