Донецк. Последние дни перед весной
Я выхожу на припорошенную лёгким весенним снегом улицу Донецка. Донецк сравнительно обезлюдил. Из-за проводимой всеобщей мобилизации, которая прошла с существенными перегибами (а может так и было задумано?), в столице ДНР практически перестал ходить транспорт, невозможно заказать воду и встал вопрос о своевременном подвозе продуктов в магазины. На улице практически нет мужчин призывного возраста. Донецк превратился в город стариков, детей, женщин и силовиков — ну и еще приехавших со всего мира журналистов.
Тем не менее начало февраля не предвещало ничего подобного. Официальные и не очень СМИ активно распространяли информацию о готовящемся Украиной наступлении на молодые республики Новороссии и концентрацией её сил на линии соприкосновения. Простые жители республики, привыкшие за годы прошедшие с момента подписания вторых "Минских соглашений" к постоянным угрозам украинского нападения, уже не реагировали на это очередное и уже не ведомо какое по счету обещание украинского наступления. Их интересовали более житейские проблемы. Поднимется ли плата за проезд общественного транспорта? Станет ли дороже табачная продукция? На сколько подорожает тот или иной продукт питания, да и подорожает ли вообще?
Прошли официальные мероприятия в память о легендарных командирах ополчения Арсена Павлова ("Моторолы") и Михаила Толстых ("Гиви"), прошли мероприятия в честь 104-й годовщины создания Донецко-Криворожской советской республики. При этом последние были проведены как официальными структурами, так и левопатриотическими силами. Публиковались сводки об обстрелах того или иного района Донецка в частности и республики в общем.
Город жил своей привычной жизнью, которой он привык со времен окончания Углегорско-Дебальцевской операции, семилетие которой также отмечали 18 февраля. Горожан радовала тёплая погода. Пробивающаяся через снег зелёная трава наводила на мысль о ранней весне.
И тут как гром среди ясного неба прозвучало объявление глав народных республик об эвакуации мирного населения на территорию РФ, а следом и объявление о всеобщей мобилизации, о последствиях которой я уже писал. Я и многие мои сослуживцы, ранее воевавшие в "Варяге" и других подразделениях, тут же записались добровольцами в одно из силовых ведомств. Мои друзья из незарегистрированной партии "Другая Россия" приготовились собирать гуманитарную помощь для Новороссии.
А уже в ночь с 21 на 22 февраля на фоне обостряющейся обстановки на фронте прозвучал указ президента России о признании ЛДНР. Документ, поданный парламентом еще неделю назад и одобренный Советом безопасности России. Это вызвало ажиотаж и подъем настроения среди дончан. Все радовались и поздравляли друг друга. Несмотря на комендантский час даже устроили народные гуляния на площади Ленина. И следом все закрутилось. Пресс-конференция Дениса Пушилина и Андрея Турчака, объявление президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным начала операции по демилитаризации и денацификации Украины, долгожданное совместное с армией РФ наступление войск ДНР и ЛНР вглубь оккупированных территорий, непрекращающиеся обстрелы со стороны украинских войск, множественные разрушения и жертвы среди мирного населения, счет которым уже пошел на десятки, которые, я надеюсь, будут последними жертвами на донецкой земле...
Подготовил Александр Матюшин