Донецкая голодная республика?
«Хлеб – всему голова», — сказано не вчера, но на все времена. Особенно же пронзительной эта истина становится в лихую военную годину, порой обретая совсем запредельную трагичность, как в блокадном Ленинграде. Конечно, в период бесконечно условного «затишья» даже в самых неблагополучных местах
«Хлеб – всему голова», — сказано не вчера, но на все времена. Особенно же пронзительной эта истина становится в лихую военную годину, порой обретая совсем запредельную трагичность, как в блокадном Ленинграде. Конечно, в период бесконечно условного «затишья» даже в самых неблагополучных местах ДНР до ленинградской жути далеко. Но мы помним 2014 год, когда в один прекрасный ужасный день практически единственным спасением от костлявой руки голода стала гуманитарная помощь от Большой России, которая шла очень долго и пришла в итоге с большими приключениями. Учитывая, что мы по-прежнему остаемся охваченной войной территории, при повышении градуса противостояния с украинскими нацистами ситуация может в любой момент повториться. Может она, кстати, повториться и без нового прямого вмешательства киевских национал-террористов – хозяйственно-экономический комплекс у нас сам по себе в серьезном упадке, и по вине врага, и по причине внутренних проблем. На такой случай необходимо иметь адекватную продовольственную «подушку безопасности»
Донбасс до 2014 года являлся основным производителем фуражного зерна в пределах беловежских границ Украины. Хотя муку для хлеба и закупали, но выезжали именно за счет фуража, который, как корм для скота, дает на выходе и яйца, и молоко, и мясопродукты. Многое.
«Собирать урожай» чиновники из Министерства агропромышленной политики агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики начали уже в конце февраля, через СМИ оповещая население о том, что зерна хватит с лихвой.
«Запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях Донецкой Народной Республики, по данным МинАППиП ДНР на начало апреля 2018 года, по сравнению с аналогичной датой 2017 года выросли на 33,7%, или на 56,3 тыс.т, и составили 223,3 тыс.т., а к концу сбора возрастут до 250 тыс.», – с улыбкой из телеэкрана сообщала жителям Республики миловидная диктор Первого Республиканского канала. Но тут в конце лета Республику облетела новость: в связи с неурожаем пшеницы и других зерновых культур нас ожидает повышение цен на хлеб, молоко и птицу.
Первым с сенсационным заявлением выступило тоже МинАППиП. В ведомстве уточнили, что основная причина неурожая — не столько неблагоприятные погодные условия, сколько недостаток оборотных средств у фермеров, о чем министерство якобы неоднократно предупреждало руководство ДНР. «Министерство основываясь на проведенных анализах деятельности предприятий, предполагало снижение урожайности в 2018 году, о чем сигнализировало с сентября 2017 года», — говорилось в сообщении, текст которого, опубликованный на его официальном сайте, был спешно удален через день со всех официальных ресурсов.
Итогом явилось экстренное совещание на тему продовольственной безопасности, на котором прозвучало обвинение МинАППиП в «неправдивой информации». К слову, среди прочего, упрекнули руководство отрасли и в «бартерных» операциях, а точнее манипуляциях, с гуманитарной помощью. МинАПиП продавал гуманитарку, полученную из РФ, а вырученные средства использовал по своему усмотрению. Правда и то, что в ходе выяснения «отношений» двух ведомств всплыла одна любопытная деталь. Оказывается сама «схема», согласно которой передача тысяч тонн минеральных удобрений возможна была исключительно на основании решений Госкомиссии при МЧС ДНР, была сформулирована еще в 2015 году главой Министерства доходов и сборов, и даже легализована Постановлением Президиума Совмина №16-31. Другими словами, МинАПиП самостоятельно не в состоянии был обеспечить поставки удобрений агропредприятиям, если не имел на руках соответствующее решение Госкомиссии. Получилось, как в анекдоте, «от такого слышу». Но нашла коса на камень и в аграрном ведомстве продолжали утверждать, что «снижение урожайности зерновых и зернобобовых культур в «ДНР» более чем на треть возникло в виду ручного управления отраслью, которое и привело к обнищанием аграриев».
«По соотношению к 2017 году в текущем отчетном периоде зерновых и зернобобовых собрано на 42 процента меньше, в частности пшеницы на 41 процент. Это может привести к увеличению себестоимости зерна и как следствие повышению розничных цен на продукты, связанные с потреблением зерновых, в том числе хлебобулочные изделия, птицеводческую и мясомолочную продукцию», — написано на сайте аграрного министерства.
Новости в наше время разлетаются быстро и не прошло и двух дней, как сообщение не только стало достоянием гласности, но и обросло всякими домыслами и слухами. «Ты закупаешь муку в магазе – спросила меня моя старая знакомая. – В городе уже вовсю говорят о грядущем повышении цен и дефиците хлеба», –добавила она.
Усугубил ситуацию экс-депутат парламента Новороссии Евгений Тинянский. На своей странице в Twitter, он сообщил, что о серьезной проблеме с зерновыми констатировалось на закрытом совещании Минагропрома. С его слов, манипуляции чиновников с исчезновением бензина привели к тому, что аграриям не удалось в полной мере засеять поля. «Резервов и запасов (зерна — ред.) нет», — подчеркнул Тинянский.
Посетив местные рынки, в том числе известный Красный базар в Макеевке, и убедившись в том, что цены на зерновые действительно выросли, я поинтересовалась у знакомого фермера о том, что он думает о неурожае, из-за которого, как говорят, ожидается повышение цен на продукты питания.
Мой респондент Виктор С., считал, что ситуация в зерновом производстве сейчас реально плохая, но дело не столько в погодных условиях, сколько в неоправданно низкой цене на зерновые культуры, которое привело к обнищанию аграриев. В итоге, посевные площади отдельных с/х культур сократились практически на треть. «Фермеры района неоднократно заявляли об этой проблеме. Госкорпорация «Аграрный Донбасс», как монополист, скупает зерно по заниженным ценам, а потом реализует, где считает нужным. Такая политика проводилась и в прошлом году, но прошлый год у нас выдался урожайным. А сейчас для многих фермеров проще было оставить землю под паром, чем засевать и получать за зерно копейки», – рассказал фермер.
Действительно, согласно имеющимся документам госкорпорация «Аграрный Донбасс» должна была закупить у отечественного сельхозпроизводителя «40 000 тонн сельскохозяйственной продукции (пшеницы фуражной) в сумме 260 000 000 рублей. То есть за одну тонну зерна производителю должны платить от 6 500 рублей. «Это очень низкая цена, – говорил аграрий – Но поделать ничего нельзя. У нас есть один монополист, который диктует всему аграрному рынку свои понятия. И это реальная боль всей отрасли».
Спрашиваю, пытались ли повлиять на эту ситуацию, достучаться до властей?
«Кто будет к нашим словам прислушиваться? Поэтому как сложилось, так и будет идти. И мы вынуждены будем продавать зерно по низкой цене, потому что нам надо платить зарплаты, налоги, надо вести уборку. А далее сев озимых… Потом нам говорят: вы — дураки, вы не умеете торговать! Да, мы, сельхозники, — дураки, только так себя и ведем (смеется — авт.).
К слову, этот единственный монополист на рынке зерновых и сельхопродуктов, ГП «Аграрный Донбасс», руководством которого, занимается отнюдь не Министерство агропромышленной политики и продовольствия, а люди, назначенные лично главой министерства налогов и сборов, согласно указу от 06 июля 2108 года «О реорганизации государственных предприятий», продолжает расти вширь, в основном за счет поглощения еще 6 предприятий: сельхозпредприятия «Агро-Донбасс», «Заря Агро», Еленовский комбинат хлебопродуктов», «Азов Рыба», «Сады Донбасса», «Шахтерская Птицефабрика».
Разорвать этот заколдованный зерновой круг коррупционных схем и договорняков самим аграриям не под силу, что подтверждает еще один фрагмент разговора. «В 2016 и 2017 гг. был введен устный административный запрет на вывоз семян подсолнечника из ДНР. В результате, цены на подсолнечник в Республике оказались значительно ниже, чем на сопредельных территориях. Фермеры недополучили прибыль. Зато было создано монопольное предприятие по переработке подсолнечника. В чьих руках оказалась полученная этим предприятием прибыль, и почему не выдавалось разрешение на вывоз продовольственной пшеницы – остается тайной.
Вообще, «хлебная» тема Республики, что разгадывание кроссворда – подбрасывает много загадок. Каким образом, например, так быстро истощился запас зерновых урожая 2017 из Госрезерва. Фермер и агротехник Виталий К., из Новоазовского района, до сих пор не понимает этого. «В прошлом году урожай был больше, что позволило избыток выращенных зерновых складировать в «Госрезерве» на случай неурожая. По правилам, этот запас помог бы удержать цены на молоко, мясо, яйца, прочее. Да у нас и урожайность составила почти 20 центнеров с гектара, а на оккупированных Украиной наших же землях – 27 центнеров с гектара. Вот, как так получается?».
Мужчина считает, что надеяться надо только на Россию. «Российская Федерация, разумеется, придет на помощь. Не бросит, но обидно, что сами порядок не можем навести у себя же в доме», – добавил он.
Проблемы аграриев ДНР – проблемы самих аграриев
Фермеры также недовольны существующими в ДНР проверками и многочисленными отчетами, которые надо регулярно сдавать в налоговые органы. Более того, многие высказываются, что готовы платить даже больше «налогов» в случае, если им уменьшат отчетность до разумных пределов.
«Каждый раз приходится сдавать отчет, сколько ты всего посадил, сколько собрал. Сдается и в Министерство налогов и сборов, и в статистику. Причем, нужно сдавать очень точные данные. Не задекларировал остатки – не сможешь продать урожай», – рассказывает респондент Анатолий С.
Он утверждает, что в связи с такими правилами у маленьких фермерских хозяйств появились множество проблем, вплоть до того, что люди отказываются заниматься сельским хозяйством из-за множества форм отчетности, которую они должны подать в Министерство доходов и сборов. А если у фермера нет наемных работников, он все равно обязан ходить каждый месяц в центр занятости и говоришь: «У меня люди не работают».
«Все поглощает бумажня, а времени на работу на земле остается очень мало», – говорит аграрий.
Еще одной проблемой является изношенность парка сельскохозяйственной техники, составляющая 80%, из которых на валовые расходы фермеры могут отнести только 10%.
«Надо перенимать опыт других стран, где решена проблема с фермерами. Во-вторых, взять и изучить опыт столыпинской аграрной реформы, призванной решить вопрос с избыточной рабочей силой в сельском хозяйстве в 23 млн. человек. Я, кстати, изучал этот вопрос. Так вот, одной из задач было создание слоя зажиточных крестьян-собственников. Просто не успели. К началу Первой мировой войны общины покинули только 26 процентов дворов. А ели бы успели – это вызвало бы огромнейший рост экономики страны, – рассказывает Анатолий, — А то, что называется сегодня фермер — это пародия, причем в наихудшем варианте», – добавил он.
Мы едим хлеб из пшеницы четвертого класса
Жители ДНР сообщают о крайне низком качестве хлеба, выпускаемого хлебозаводами ДНР, т.к. мука для выпечки изготавливается из фуражного зерна. По мнению Василия М., старобешевского фермера, этот хлеб, как правило, из зерна четвертого класса. «Через сутки этот хлеб не каждая собака ест, но если туда добавить французский разрыхлитель, никто этого и не заметит. В СССР такой хлеб, круглый, серый внутри, который ели все, делали вообще из муки шестого сорта», – делится со мной аграрий.
«У нас магазинный хлеб на третий день покрывается зелёной плесенью», – сообщила одна дончанка прямо в магазине.
Аграрий Василий М. считает, высокое качество пшеницы (первый и второй класс) для Донбасса произвести не проблема. Другой вопрос — это затратно, а окупаемости нет. «Премию за качество наш внутренний рынок не платит». По словам агрария, дело не в недостаточности пшеницы третьего класса, а в экономике. «Хлебопеки покупают у мукомолов в больших объемах муку из пшеницы четвертого класса, она дешевле. Приобретать ее заставляет экономика. У хлебопеков цены «затрамбованы» и если они используют муку более высокого качества, то не окупят собственное производство. Поэтому мукомолы транслируют этот спрос на зерно. Так выглядит цепочка», — резюмировал он.
Коснувшись только вершин айсберга аграрной политики можно прийти к неутешительному выводу: либо у вас есть аграрная политика, либо ее нет. И важно добавить следующую мысль — аграрная политика для кого: для крестьян, фермеров, тех, кто работает на земле или для министерских чиновников, которые к тому же умудряются вставлять друг другу палки в колеса? Потому что когда что-то в сельском хозяйстве делается не снизу, а сверху, на выходе мы гарантированно получаем откат денег и коррупцию.
Мы начали с безымянной народной мудрости «хлеб – всему голова», закончим же авторским афоризмом одного из самых известных американских политиком, Генри Киссинджера: «Контролируя продовольствие – вы контролируете народ». Кто владеет продовольствием в ДНР местами понятно, местами решительно непонятно, но главная загадка – понимают ли, в свою очередь, владеющие продовольствием, кто бы это ни был, чем может нынешняя ситуация обернуться в случае нового масштабного обострения на фронте? Очень не хочется, чтобы горькая, а в устах украинцев злорадная шутка про «Донецкую народную республику» стала из шутки еще более горькой былью.
Наталья Залевская, Александр Каменский
специально для ИА «Новороссия»