«Дранг нах Остен»: Новая стратегия национальной безопасности Украины аннулирует Минские соглашения

Президент Украины Зеленский своим указом от 14 сентября утвердил новую стратегию национальной безопасности Украины — документ, которым должны руководствоваться в своей деятельности все органы государственной власти и общественные институты. Стратегия определяет принципы и подходы во внешней и внутре

Президент Украины Зеленский своим указом от 14 сентября утвердил новую стратегию национальной безопасности Украины — документ, которым должны руководствоваться в своей деятельности все органы государственной власти и общественные институты. Стратегия определяет принципы и подходы во внешней и внутре

Президент Украины Зеленский своим указом от 14 сентября утвердил новую стратегию национальной безопасности Украины — документ, которым должны руководствоваться в своей деятельности все органы государственной власти и общественные институты. Стратегия определяет принципы и подходы во внешней и внутренней политике Украины на определённую перспективу.

В украинских СМИ это событие либо вообще было проигнорировано, либо было подано как подписание формального документа «за все хорошее против всего плохого». Действительно, в новой стратегии много общих фраз о стремлении к миру, процветанию и благополучию граждан. Но при более детальном анализе становится понятным, что основная линия в документе государственного значения — это геополитический выбор в пользу НАТО и противостояние с Россией вплоть до прямого военного конфликта.

Приведем наиболее красноречивые цитаты из опубликованного на сайте президента Украины документа.

«Россия — враг»

Пункт 10: «Современная модель глобализации сделала возможным распространение международного терроризма и международной преступности, в частности, в киберпространстве, наркоторговли, торговли людьми, религиозного и идеологического фундаментализма и экстремизма, подпитываемого из-за рубежа сепаратизма… Растут вызовы трансатлантическому и европейскому единству, что может повлечь эскалацию существующих и возникновение новых конфликтов. Ситуацией пытается воспользоваться Российская Федерация, которая продолжает вооруженную агрессию против Украины».

Пункт 16: «Россия использует Черноморско-Каспийский регион, оккупированный Крым как «мост» на Балканы, в Средиземноморье, на Ближний Восток и в Северную Африку. Для укрепления позиций в Европе Российская Федерация применяет энергетическое и информационное «оружие», пытается влиять на внутриполитическую ситуацию в европейских государствах, подпитывает длительные конфликты, увеличивает военное присутствие в Восточной Европе».

Пункт 17: «Для восстановления своего влияния на Украине Российская Федерация, продолжая гибридную войну, системно применяет политические, экономические, информационно-психологические, кибер- и военные средства. Усиливаются группировки вооруженных сил Российской Федерации и его наступательный потенциал, регулярно проводятся масштабные военные учения вблизи государственной границы Украины, что свидетельствует о сохранении угрозы военного вторжения. Растет милитаризация территорий временно оккупированной Автономной Республики Крым и города Севастополя. Сохраняется угроза со стороны Российской Федерации свободному судоходству в Черном и Азовском морях, Керченском проливе».

Пункт 18: «Российская оккупационная администрация и вооруженные формирования Российской Федерации на временно оккупированных территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя, в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины грубо нарушают права и свободы человека и гражданина, их деятельность угрожает безопасности Украины, других государств Балто-Черноморского региона».

Пункт 19: «Специальные службы иностранных государств, прежде всего Российской Федерации, продолжают разведывательно-подрывную деятельность против Украины, пытаются подпитывать сепаратистские настроения, используют организованные преступные группировки и коррумпированных должностных лиц, стремящихся укрепить инфраструктуру влияния».

Пункт 39: «Российская Федерация как государство-агрессор – источник долгосрочных системных угроз национальной безопасности Украины. Это обусловливает необходимость введения модели отношений Украины с Российской Федерацией, которая должна обеспечить прекращение агрессии и восстановление территориальной целостности Украины в пределах ее международно признанной государственной границы на основе международного права.

Пункт 40: «Украина будет принимать меры для предотвращения эскалации конфликта с Российской Федерацией, прежде всего путем увеличения ее потенциальной цены до неприемлемого для Российской Федерации уровня. Приоритетными направлениями являются усиление оборонных и безопасностных возможностей, укрепление международной поддержки Украины и эффективное использование международной помощи, а также сохранение консолидированного международного политического, экономического и правового давления на агрессора».

Пункт 43: «Украина продолжит исковую работу в международных судебных инстанциях по привлечению Российской Федерации к международно-правовой ответственности».

Пункт 45: «Государственный суверенитет, территориальная целостность, демократический конституционный строй и другие жизненно важные национальные интересы должны быть защищены также от невоенных угроз со стороны Российской Федерации».

Государственный курс в НАТО

Пункт 34: «Обретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора — стратегический курс государства».

Для укрепления особого партнерства с НАТО и приобретения полноправного членства в Организации Североатлантического договора Украина планирует достичь в максимально сжатые сроки достаточной взаимосовместимости Вооруженных Сил Украины со структурой стран НАТО, существенно активизировать реформы под эгидой комиссии Украина-НАТО и присоединиться к Плану действий по членству в НАТО.

В пункте 35 стратегическими партнерами Украины названы США, Великобритания, Канада, Германия и Франция. Одновременно Киев планирует развивать стратегическое партнерство с Грузией, Литвой, Азербайджаном, Польшей и Турцией, тогда как с Белоруссией и Молдовой планируется выстраивать «прагматичные отношения». О восстановлении любых отношений с Россией в многостраничном документе нет ни слова. Более того, согласно 41 пункту стратегии, любые переговоры с «российским агрессором» Киев намерен вести только при посредничестве «партнеров» из числа государств — членов ЕС и НАТО, а также ОБСЕ.

То есть документ вполне выдержан в риторике времен Порошенко. Поэтому и его анализа в украинских СМИ не было. Самому Зеленскому перед местными выборами это ни к чему — и без того невысокий рейтинг «Слуги народа» упадет еще больше. А главные конкуренты Зеленского — «Евросолидарность» Порошенко — могут разве что обвинить нынешнего президента в плагиате, потому что именно партия Порошенко традиционно разыгрывает русофобскую карту.

Внешний фактор

Стратегия национальной безопасности Украины, без сомнения, подготовлена западными кураторами и направлена она, прежде всего, на внешнюю аудиторию. Подписывая этот документ, Зеленский продемонстрировал глобалистским атлантическим силам Запада свою приверженность антироссийскому «пронатовскому» курсу. В тех же Соединенных Штатах на носу президентские выборы. Противники Трампа вполне могут использовать «украинскую карту» не только в качестве части предвыборной риторики, но и для всевозможных антироссийских провокаций.

В духе принятой стратегии было выдержано и вчерашнее выступление Зеленского на заседании в честь 75-й годовщины ООН, которое прошло в Нью-Йорке в режиме видеоконференции.

«75 лет назад основание ООН стало символом того, что человечество должно было выучить трагический урок Второй мировой войны. Но оккупация Крыма и военная агрессия России на Донбассе доказывают, что этот урок не усвоен. Напомню, что это не только и не просто война в Украине. Это война в Европе. И это не просто посягательство на суверенитет независимого государства, это подобно попытке вернуться к разделению сфер влияния в мире», — сказал украинский президент.

Очевидно, что Зеленский на международном уровне вернулся к риторике своего предшественника Порошенко. И новая стратегия нацбезопасности, разработанная по инициативе украинского президента, только подчеркивает его перевоплощение. И если для внутреннего потребления Зеленский в какой-то степени остается «своим парнем», пытающимся воплотить в жизнь ожидания домохозяек, пересмотревших сериал «Слуга народа», то в международной повестке Зеленский жестко «лег под атлантистов». По-видимому, именно такой сценарий поведения актеру Зеленскому уготовили его заокеанские кураторы.

Донбасский кейс

В новой стратегии нацбезопасности нет ни одного упоминания Минских соглашений. Говорится только об «оккупированных территориях», восстановлении территориальной целостности, «аннексии» Крыма и борьбе с «российской агрессией» при помощи НАТО.

То есть ни о каком урегулировании конфликта в Донбассе на основе переговоров в Минске речь уже не идет даже на бумаге. Вряд ли случайно практически одновременно с появлением стратегии близкие к Офису Зеленского telegram-каналы констатировали, что режим Зеленского взял курс на отказ от Минских соглашений и заморозку донбасского конфликта.

Все разговоры представителей Украины вокруг продвижений в выполнении Минских соглашений и организации встреч по Донбассу в Нормандском формате — это попытка выиграть время, чтобы дождаться итогов выборов президента США и получить новые вводные от американских кураторов. Все эти «скандальные» заявления Кравчука и Фокина, «миротворческие» инициативы Сивохо направлены на отвлечение внимания от реальных планов Киева по Донбассу. Это стало настолько очевидно, что даже министр иностранных дел России Сергей Лавров 17 сентября открытым текстом заявил, что при нынешнем руководстве Украины прорыва в выполнении Минских соглашений не будет. 

Появление резко антироссийской стратегии безопасности Украины, выступление Зеленского в ООН в стиле Порошенко, раскрутка антироссийской истерии в СМИ и игнорирование диалога с Донбассом — все это свидетельствует о неких подвижках в «украинских» планах атлантистов по дальнейшему обострению конфликта между Киевом и Москвой. Параллельно Запад шатает Белоруссию. В ближайшие месяцы вполне возможны новые «сюрпризы» от наших «партнеров». Многое зависит от выборов президента США, но как бы они ни закончились, России придется реагировать на вызовы, которые нас ждут на украинском направлении.

По большому счету России нужна своя стратегия по возвращению Украины и остальных русских земель. Выжидательная позиция себя изжила. Необходимо реанимировать старые и формировать новые смыслы для реинтеграции своих исторических территорий. События могут начать развиваться стремительно, значит время может работать против нас. Пора уже переходить в геополитическое наступление.

Тихон Гончаров

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров