Другого Путин не прислал бы: донецкие металлурги — о новом инвесторе и планах возрождения метпредприятий Донбасса
Гиганты металлургической промышленности Донбасса: Макеевский металлургический завод, Макеевский коксохимический завод, Ясиновский коксохимический завод и другие с приходом нового генерального директора недавно образованной компании "Южный горно-металлургический комплекс" (ЮГМК) Евгения Юрченко возвращаются к жизни, набираются новые кадры, строятся амбициозные планы по расширению производства и выпуску более конкурентной продукции. Только на восстановление оборудования на донбасских метпредприятиях планируется до конца этого года потратить более 3 млрд рублей.
Генеральный директор также сообщил о планах произвести на заводах ЮГМК в 2022 году 5 млн тонн стали. Это означает, что начало развитию позитивного тренда стальной отрасли Донбасса положено, благо развернуться есть где.
Какова нынешняя ситуация на макеевских заводах ЮГМК после прихода российского инвестора, работники метпредприятий рассказали корреспонденту ИА "Новороссия".
Виктория, жительница Макеевки, 37 лет
"Слава Богу, началась жизнь на наших заводах. Это же градообразующие предприятия были, и, остановись они, нам бы всем и нашим семьям пришлось несладко. Мы уже думали, что всё, конец приходит Донбассу, придётся икать себе другое место жительство. Но пришёл Юрченко, и всё налаживается. Мой брат работает на "Ясиновсковском коксохиме" (ЯКХЗ). Завод ещё не запустился, но всё идёт к этому. Завозится нужное оборудование, работают рабочие. Словом, можно сказать, на грани запуска. И уголь завозят, скоро должны запустить".
Виктор, макеевчанин, рабочий, 41 год
"У нас очень много специалистов покинули завод (МКХЗ) только за последние полгода. Но, знаете, работяге без документов, гастарбайтеру везде тяжело… И на Украине, и в России, везде. Да, многие из тех, о ком знаю, неплохо зарабатывали, но какой ценой? Им часто приходилось работать по 12–14 часов в сутки, за такие же деньги местные работали по 8 часов. Знаете, не всё то лучше, что лучше, потом с этими деньгами отлеживаться в больничке где-то… Вот люди и стали возвращаться на завод, как только прослышали, что здесь началось какое-то движение. Задолженность выплатили нам, и обещают ещё поднять (зарплату. — Прим. ред.) постепенно. И это, конечно же, радует".
Сергей, житель Ханжонково, металлург, 32 года
"Пока можно сказать, что новый инвестор выполняет все свои обязательства. Начали выплачивать задолженность по заработной плате. Люди довольны. Обещали выплатить до 1 сентября этого года — и выплатили. Сейчас погашают задолженности тем, кто уволился ещё до прихода нового инвестора. Я видел его (Юрченко), когда он выступал тут. Производит хорошее впечатление, и он говорил о прозрачности, о том, что не будет серых схем. И у меня сложилось мнение, что он не олигарх. Ну не может олигарх погашать долги, сделанные его предшественником, не работают так олигархи, себе в убыток. Просто Россия прислала сюда антикризисного менеджера, и денег дали, наверное, чтобы здесь снизить напряжённость. Люди же до крайности были доведены. Большинство, кто с руками и головой, выезжали, жизнь на заводе едва теплилась. А сейчас, посмотрите, цеха заполняются (работниками. — Прим. ред.), как в старое доброе время".
Юрий, житель Центрально-Городского района Макеевки, работник на проволочном стане металлургического завода (ММЗ), 43 года
"Во время вынужденного простоя завода в марте пришлось уволиться, устроился охранником в детсадик. Платили неплохо, но сейчас всё равно вернулся. Это же не шутка, я почти всю жизнь заводу отдал, сколько проработал. Как только стан запустили в сентябре, я сразу опять и пришёл (на завод.— Прим. ред.). Сейчас уже прокатали 19 тысяч тонн катанки, почти треть плана выполнили. Правда, работаем за двоих, потому что много выехало, рассчиталось с предприятия. Вот наберутся люди в четвёртую бригаду, и завод заработает в полную мощность".
Светлана, макеевчанка, бухгалтер (ММЗ), 35 лет
"В настоящее время работников на заводе около полутора тысяч. Но идёт приём специалистов, мы обзваниваем тех, кто раньше работал на предприятии. Недавно опять набрали около 100 человек. А чего не работать, если руководство собирается нам зарплату повышать, обещают на 30%, потом она будет расти два раза в год. И название теперь у нас другое, мы теперь филиал «Южного горно-металлургического комплекса» (ЮГМК)".
Семён, житель Макеевки, работник МКХЗ, 53 года
"Да, выплатили задолженность. Но у нас же какая большая разница в заработной плате, если взять наших металлургов и тех, кто работает на предприятиях в Ростовской области. 15 тысяч рублей оклад на сегодняшний день, и это в горячем цехе! Просто смешно. В республике на бюджете получают больше. У меня сестра крыс, мышей травит, и то оклад больше, потому как, считается, вредная работа, а у нас, выходит, не вредная. Правда, людям обещали, что будет выравнивание зарплат до уровня соседней Ростовской области. Обещают повышение на 5% уже сейчас и к концу года. В общем, этот новый хозяин, инвестор планирует довести до 35 тысяч рублей оклады металлургам.
А в целом сейчас люди довольны. Сырьём обеспечивают, продукция сбывается. Мы ведь раньше сколько наименований выпускали: лаки, масла моторные универсальные, карбид, нафталин. И дожились к прошлому году, что задолженность больше пяти с половиной миллионов была. Основные средства в аренду сдавали. А теперь дело пошло. Даже спецодежду стали выдавать, чего раньше никогда не было. Мы рукавицы за свои деньги покупали".
Оксана, макеевчанка, работница МКХЗ, 46 лет
"В 2017 году, когда нас взял под своё крыло «Внешторгсервис», наш завод был ещё в рабочем состоянии, имелись даже материалы для ремонта оборудования. ВТС пришёл, можно сказать, на всё готовое. И буквально за несколько лет, к 2020 году, предприятие чуть не угробили. Убыток составил что-то около 60 млн рублей. Причём ВТС имел регистрацию не у нас, а в Южной Осетии, сплошная серая схема, и концов никто не мог никаких найти. Помню, сколько мы вначале ни писали и к кому только ни обращались, никакого толка не было. Поэтому первоначально и к новому инвестору особого доверия не было, разуверились люди от такой жизни. Но действительно, с его приходом завод стал оживать, задолженность погасили, набирают специалистов опять… Сама себе не верю, что такое возможно стало после того, как заводская жизнь фактически умерла. Этот Юрченко ведь пришёл на пепелище. И не побоялся. Вот что удивительно. Я думаю, если честно, что это Путин его прислал, помог нам, как тогда, в 2014 году".
Виктория, жительница Ханжонково, преподаватель промышленно-экономического колледжа (Макеевка), 37 лет
"Мы выпускали специалистов, которые были задействованы в металлургии, машиностроении, коксохимической и химической промышленности. А после того, как с прошлого года наши заводы стали замораживать, просто испугались. Кому будут нужны эти специалисты? Это же целые отрасли, останови заводы, и здесь всё бы вымерло. Да так уже и стало происходить. Люди выезжали бригадами. Но сейчас стало всё налаживаться. Хотя никто особо не верил, что такое возможно при том уровне разрухи, до какой довели предприятия.
Что я думаю о новом инвесторе? Только самое хорошее. Говорят, что он имеет предков из Донбасса. Можно сказать, что почти наш земляк. Не знаю, насколько это достоверно. И на олигарха он не очень похож, глаза умные. Я слушала его выступление, когда Юрченко говорил о новой программе возрождения металлургии края. Толково говорил. Вообще, он производит впечатление высококлассного менеджера, который знает своё дело. Ведь на заводах, в частности на МКХЗ, где работает муж, как и на всех бывших предприятиях ВТС, прошёл глубокий аудит, и оказалось, что новый инвестор сам хорошо разбирается в этом вопросе".
Алевтина, макеевчанка, работница МКХЗ, 56 лет
"Деньги работникам завода регулярно платят. Прямо не верится, что такая жизнь у нас хорошая началась. Даже долги отдали. На завод завозятся материалы, оборудование, средства выделяются. Словом, всё в шоколаде. Правда, тот роскошный парк перед заводом, там, где были высажены аллеи кипарисов, итальянские сосны, как в Крыму, теперь не наш. Его передали на баланс городу, и там пока такое запустение, какого на заводе до прихода Юрченко было. А новый инвестор производит впечатление очень грамотного человека. Конечно, он специалист своего дела, другого Путин бы не прислал. Этот ВТС довёл людей до ручки, а наши тихие забастовки переросли бы в бунты. А разве это государству надо? Вот и прислали Юрченко. А что касается денег, выплат задолженностей этих, там ведь на миллионы они были, я, знаете ли, думаю, что деньги нам даёт именно Путин, не из своего кармана, конечно. Но это ему мы обязаны, что не побираемся, как бывало при ВТС".
Подготовила Наталья Залевская