Две реальности одной войны: Ясиноватая живёт, Авдеевка выживает
За месяцы СВО топоним Авдеевка прочно засел в эфире новостей, не сходя со слуха по сей день. Зачастую мы говорим о ней как об одном из мощнейших укрепрайонов врага, который нам необходимо взять, и о направлении, с которого ведутся регулярные обстрелы Ясиноватой, Макеевки и Донецка. Однако, вместе с тем, там тоже живут люди, положение которых не просто удручающее, но откровенно катастрофическое.
Казалось бы, всё понятно: война. Но меняет всё одна деталь: Ясиноватая и Авдеевка, которые фактически плавно переходят друг в друга, были поставлены в одинаковые условия, а во многом город железнодорожников и в худшее положение. Однако сегодня Ясиноватая не выживает, но живёт, в то время как в Авдеевке положение уже давно перешло в стадию гуманитарной катастрофы.
Два мира в одной плоскости
В конце лета украинские пропагандисты распространили громкий фейк: нацисты подошли вплотную к Ясиноватой и готовятся штурмовать город со дня на день. Эта информация была быстро опровергнута мною после нескольких диалогов с бойцами на передовой, о чём я и сообщил. Местные жители иронично поправили: технически вражеская пропаганда не соврала, ведь все восемь лет нацистская группировка стоит в Авдеевке, которая не просто рядом. Центральная улица Ясиноватой – Орджоникидзе – плавно переходит в Ясиноватский переулок Авдеевки. Фактически между ними нет никакой границы, а потому Киев, действительно, не соврал: нацисты стоят под Ясиноватой. Правда, на тех же позициях, что и восемь лет назад.
Такая география хорошо знакома мне с детства на примере Донецка и Червоногвардейского района Макеевки, где от одного города до другого – несколько метров, а проехать одну остановку, фактически зайдя и выйдя из автобуса, уже по всем правилам считается междугородней поездкой. Но географические особенности здесь – только основополагающая для всего остального. Тут и взаимоотношения внутри общества, где всё переплетено между собой, и тесные экономические связи, и фактически общая инфраструктура, и многое другое.
В случае Авдеевки и Ясиноватой всё ещё более тесно: кажется, не сыскать в городе железнодорожников человека, у которого не было бы родных и близких в соседнем населённом пункте. Сегодня у большинства из семей, с которыми приходится общаться на эту тему, практически полностью отсутствует связь с "той стороной", а потому о судьбе дорогих им людей остаётся только гадать. Однако все они твёрдо заверяют: там точно такие же наши люди, которые поддерживают нас и ждут скорейшего освобождения. Это – как опровержение украинской пропаганде, которая продолжает рисовать картины кровожадных русских, стремящихся к разрушению и уничтожению. Это невозможно, в первую очередь, по той причине, что даже среди военнослужащих нашей армии есть огромное число тех, кто в Авдеевку идёт – домой, в прямом смысле этого слова, где их ждут родители, братья, сёстры, а порой и дети, которых не видели они долгие восемь лет. И сегодняшняя трагедия некогда почти сорокатысячного города всецело на руках тех, кто пока ещё остаётся там властью.
С активизацией боевых действий общего у Авдеевки и Ясиноватой стало ещё больше, правда, в негативном контексте. Это и тяжёлая гуманитарная ситуация, и постоянные обстрелы, правда, с большой разницей: наши войска бьют по врагу, а противник накрывает город шквальным веерным огнём. Перебои с электроэнергией, отсутствие газа, воды и многое другое. Но вскоре стало понятно, что в одной плоскости лежат два мира, которые диаметрально противоположны друг другу.
Гуманитарная катастрофа своими руками
В социальных сетях на глаза попадался материал, написанный одним из местных жителей, который раскрывает реальное положение вещей в Авдеевке. Эфир украинских новостей весьма красочно описывает происходящее в городе, однако исключительно в одном ключе – с точки зрения военной ситуации. Здесь и "российская агрессия", и "прицельные удары по жилым домам", и всё, чем пестрят рупоры пропаганды эти месяцы. О гуманитарной же составляющей, о положении людей и о том, как этим самым людям приходится выживать, обычно ни слова.
Небольшой текст, в свою очередь, раскрывает самые тяжёлые аспекты выживания местного населения, которое, пусть и немного, но осталось в городе. Еду готовить приходится на кострах возле домов, об отоплении, как и об электроэнергии с газоснабжением и водой, уже давным-давно пришлось забыть. Около полугода в городе не работают ключевые экстренные службы: нет больницы и скорой помощи, не работают пожарные. Местная власть, как, впрочем, и центральная, по сути своей, бросила город на произвол судьбы, совершенно не заботясь о том, как будут выживать люди.
Всё, что интересует Киев, – группировка нацистов, удержание Авдеевского направления и недопущение дальнейшего нашего продвижения в этом секторе. Вооружённым нацистам – помощь, им же поставки боеприпасов и продовольствия, стягивание резервов. Для этого находят и безопасные дороги, и запасные пути сообщения, которые, к слову, вполне можно было использовать и в других целях. Но людей на их фоне, кажется, не замечает никто. Полгода жизни в подвалах, без отопления и электроэнергии, с приготовлением еды на кострах и без медицинской помощи – такого ужаса представить себе на территории ДНР невозможно было даже в самые тяжёлые периоды.
Сразу вспоминается дорога, соединяющая Ясиноватую с Макеевкой, последняя, которая осталась весной текущего года. Регулярно она подвергалась прицельным обстрелам, которые влекли за собой ранения и гибель несчастных людей, которым не посчастливилось оказаться там в момент удара. По этой же дороге в город доставляли продукты питания, медикаменты и воду, по этой же дороге завозили топливо для единственной оставшейся заправки, по этой же дороге ходил последний на тот момент автобусный маршрут, которым можно было выехать за пределы Ясиноватой.
Город оказался на грани гуманитарной катастрофы, однако нашлись и средства, и силы, и возможности, чтобы не допустить этого. А самое главное, нашлись люди, которые отозвались и продолжили возить в Ясиноватую столь ценные грузы, каждый день рискуя собой во имя тысяч других. Подключились и волонтёры, которые точно так же под обстрелами развозили бесплатную гуманитарную помощь всем, кто обращался за поддержкой.
В гуманитарной деятельности, к слову, администрация города проявила себя с лучшей стороны. Она не только не стала препятствовать работе волонтёров, но и всячески поддержала их, скооперировав и скоординировав общие усилия во имя того, чтобы как можно большее количество людей смогли получать столь ценный груз. На сегодняшний день в городе продуктовые наборы получают не только многодетные семьи, старики и инвалиды, но и люди, у которых есть рабочее место, но зарплата не выплачивается вовсе или в урезанном объёме. А это и сотрудники коммунальных служб, и заводчане, и работники других бюджетных сфер.
В Авдеевке гуманитарную помощь оказывают тоже, но, со слов местного жителя, хватает её далеко не всем. "Гуманитарные продуктовые пакеты привозят разные организации, но в таком количестве обеспечить всех жителей не получается", - пишет автор материала, добавляя, что покуда ещё возможно приобрести продукты в магазинах, но только за наличные. А вот как снять деньги с карт – вопрос другой: "Электричества нет почти 7 месяцев. Мобильная связь есть не везде и не всегда. С мобильным интернетом ещё хуже дела обстоят. Бывает, что по нескольку дней интернет отсутствует вообще. Банки так же, как и банкоматы, в городе не работают уже около 7 месяцев".
При этом сказать, что с военной точки зрения ситуация в Авдеевке хуже, чем в Ясиноватой, невозможно. А уж тем более, на фоне того, какую весну пережил город железнодорожников, какими выдались для него апрель и май, когда обстрелы со стороны нацистов шли, не прекращаясь ни на один даже час, не говоря о сутках. Город горел, город полыхал, медики ЯЦРБ работали по нескольку смен, не выходя за пределы больницы, пожарные безостановочно ездили по городу, как и скорые. И, тем не менее, представить себе, чтобы жители вынуждены были готовить еду у подвалов, – нонсенс!
Людей вычеркнули из жизни
Эту тему мы поднимаем с мэром Ясиноватой Дмитрием Шевченко, задаем самый интересующий вопрос: как же так может быть, что в считанных минутах друг от друга, в городах, оказавшихся, фактически в одинаковых условиях, может быть столь колоссальная разница происходящего.
Шевченко подтверждает: условия, действительно, совершенно одинаковы и гораздо глубже, нежели кажется на первый взгляд. Одинакова и система государственного управления, мэрия и городская администрация. Одинаковы системы экстренных служб и обеспечения горожан. Ключевым, видимо, является отношение руководства к собственному народу, и этот фактор является определяющим.
"Наверное, отношение к людям. Такие руководители. Такая же система МЧС, такая же система полиции, такая же система государственного управления и так далее. Здесь основное, в моём личном мнении, это просто отношение к людям. Им всё равно на тех людей, которые там проживают", - делится своим взглядом глава Ясиноватой.
По его словам, говорить о более тяжёлой ситуации военного характера в Авдеевке будет неправильно, как и о меньшем ресурсе на оказание помощи. Но главное – это именно то, что со стороны руководства как самого города, так и страны в целом нет никакого дела до того, как живут обычные люди в Авдеевке.
На мой вопрос, может ли это быть частью медийного плана Киева, в рамках которого из Авдеевки на весь западный мир транслируется ужас "российской агрессии", глава Ясиноватой отвечать не берётся, но отмечает: если это так, то тем более – грош цена таким не просто руководителям, но людям, которые человеческие жизни готовы разменять на яркий кадр.
Дмитрий Шевченко признаётся, с попеременным успехом, поддерживать связь с Авдеевкой ему удаётся, насколько это позволяют обстоятельства. Тут же уточняет: речь идёт не о военной ситуации, а уж тем более его как мэра не интересует расположение вражеской техники и пунктов дислокации личного состава, ибо выяснением подобных данных занимается военная разведка, и, судя по общей ситуации, вполне успешно. Его как управленца интересует гуманитарная ситуация в городе.
В Ясиноватой прекрасно понимают, что, как только город будет освобождён, именно им предстоит спасать оставшееся там население, а потому уже сейчас нужно чётко понимать, что и в каких объёмах требуется. Опыт подобный у администрации есть: в Ясиноватском районе уже есть освобождённые населённые пункты, в которых людей удалось вывести из гуманитарной катастрофы. Удастся сделать это и с Авдеевкой. Вопрос только в том, сколько ещё украинские нацисты будут издеваться над местным населением в угоду реализации своих амбиций.
Жить. Не выживать
Мы едем по Ясиноватой. На одной окраине города – тяжёлые прилёты с поднимающими вверх столбами чёрного дыма. Туда же спешат две пожарные машины, которые в последующем быстро ликвидируют возгорание на трансформаторной подстанции. И, хотя само оборудование уже не восстановить, горожане без света всё равно не остались. На другой окраине – восстанавливают разрушенное жильё.
В центре города после завершения съёмочного дня заезжаем в магазин. Помимо стандартного набора продуктов, видим и детские игрушки в торговых павильонах, и одежду, и шикарного вида торты. Тут же в магазин, где мы покупаем кофе, забегает девчонка лет шестнадцати. Выбирает торт, объясняя: у подруги день рождения, спешит на праздник.
Война не смолкает. Наша артиллерия без остановки работает по врагу, нацисты бьют по городу, но город не просто выживает, он живёт. Да, тяжёлой, непростой жизнью, но живёт. Не сдаётся, и есть все условия для этого. В нескольких километрах отсюда – другая реальность. В которую погрузили таких же людей, которые точно так же ждут Россию, как ждали мы её годами, и верят в нашу победу. А это значит, что мы обязательно освободим их. Только нужно поскорее…
"В городе складывается ощущение, что время остановилось, а его жители попали в "межпространство", мало того, что более 8 лет – "ни мира, ни войны" под постоянным гнётом за инакомыслие, а сейчас можно сравнить с "днём сурка", - пишет автор текста об Авдеевке.
Мы обязаны спасти этих людей.
Текст и фото: Георгий Медведев