Две встречи – два мира
За последнее время на Ближнем Востоке прошли два события, которые обсуждают до сих пор по причине того, что их последствия будут иметь долгосрочное влияние не только на страны региона, но и на весь мир. Речь идёт о визитах президента США и встречи в верхах президентов России, Ирана и Турции.
Встреча Байдена и принца Салмана…
Первым по времени был визит главы одной из двух супердержав современного мира — США Байдена на Ближний Восток. Уже подготовка к нему происходила в крайне скандальной атмосфере: в США развивается кризис и идёт предвыборная кампания, потому внутренняя политика влияет на всё, в том числе и на внешние дела. На это накладывается специфическое отношение американцев к окружающему миру: его для них просто не существует, а когда он каким-то образом оказывается во внутриполитической повестке, то отношение к нему поверхностное и даже пренебрежительное. Так и в этот раз, узнав про готовящийся визит, политические соперники немедленно указали на то, что раньше Байден критиковал монархии Персидского залива за отсутствие демократии западного образца, а фактического правителя Саудовской Аравии принца Салмана вообще называл убийцей из-за возможной причастности к гибели оппозиционного журналиста Хашогги. И вот теперь собирается встретиться с ними и даже добиться неких соглашений.
От имени Байдена была опубликована статья, в которой пояснялась необходимость предстоящих контактов, но это был тот случай, когда лучше бы ничего не писали. Смысл её можно пояснить просто: да, мы считаем Салмана убийцей, но нам нужно победить Россию, а для этого надо сбить цены на нефть. Поэтому мы и проводим эту встречу. Нетрудно догадаться, что это прочитали в арабских столицах, потому обстановка была соответствующая.
Визит в регион начался с Израиля, главного союзника США и главного получателя американской помощи за рубежом. По главной проблеме арабского мира – палестинской – последовали ритуальные и ничего не значащие заявления, а вот по другой теме, иранской, сделали совместные заявления в угрожающей манере.
Тут надо упомянуть про то, что отношения с Ираном являются проблемой и арабского мира. "Восток – дело тонкое", как говорил герой известного всем фильма. Дальше был визит в Саудовскую Аравию, где предстояла встреча с руководителями стран Персидского залива. Разумеется, главное внимание было к встрече Байдена и Салмана. Сразу отметили, что она проходила явно скромнее, чем когда принимали Путина и Си Цзинпина, но внешне были выдержаны все рамки. Особой бесцеремонностью отметились американские журналисты, выкрикивавшие вопросы президенту США о том, говорил ли он с принцем про убийство, считает ли королевство государством-изгоем. Принц Салман сдержанно улыбался. Слушая это, Байден фактически оправдывался, на глазах собеседников делая ситуацию ещё нелепее. Но главными были переговоры с монархами стран Персидского залива. По тому, что известно, можно сделать следующие выводы.
Желание США повторить вариант 1986 года, когда они нарастили в громадных масштабах добычу нефти, что привело к падению цен на рынке и сокращению главного источника доходов тогдашнего СССР, в этот раз не реализовалось. Из вежливости главы стран говорили про то, что увеличат объем добычи, называли какие-то цифры, но когда — не уточняли. Во-первых, просто технически это проблематично, во-вторых, сейчас не 1986 год, когда такое решение ускорило кризис СССР. Сейчас 2022 год, и такое решение ударит по ним самим, находящимся в далеко не простой ситуации по разным причинам.
Наблюдая за поведением американцев – чиновников, политиков, общественников, – арабские страны вполне трезво оценивают положение дел в стране-гегемоне. Да, нынешний президент вызывает сомнения в своей дееспособности, но сила США в системе, а вот тут всё функционирует независимо от личности. Потому не следует, конечно, ссориться, но строить свою политику, лавировать между силами не только можно, но и необходимо. В отношении конкретных вопросов подтвердился предварительный вывод: там, где интересы стран совпадают – сдерживание Ирана, – они могут полагаться друг на друга, а вот противостояние с Россией и Китаем арабским государствам не нужно. Санкционная война и воровство российских средств показали им, что нужно не конфликтовать, а вежливо улыбаться, молча кивать головами и искать свой интерес.
…и встреча Путина с Эрдоганом и Раиси
Через несколько дней прошла встреча лидеров России, Ирана и Турции, посвящённая вопросам сирийского урегулирования. И эта встреча в верхах разительно отличалась от американо-ближневосточного саммита. Встреча равных — каждый из участников представлял страну, опиравшуюся на свои собственные силы, но при этом все имели совпадающие интересы, а потому неизбежные противоречия были готовы и хотели решать. Президенты России и Ирана дали понять Турции, что её желание начать войну с курдами, живущими на севере Сирии, проблем не решит, а создаст новые. Главная проблема – присутствие США, которые действуют как классическая держава – разжигают конфликты, не давая их решить, создают конфликты между сторонами и участниками, легко используют союзников и бросают, когда они не нужны. Но, помимо этого, стороны обсуждали и свои собственные отношения. Турецкий лидер закрепил свою роль как независимого участника нескольких конфликтов, в том числе украинского, сумел добиться важных для него соглашений. Это укрепляет его позиции и внутри собственной страны, и в отношениях с западными странами.
Итогом после саммита через несколько дней стала "зерновая сделка". Без участия Европы и США. Русский и иранский президенты продолжили путь по созданию независимой экономической системы, свободной от доминирования Запада. Это уже приносит обеим странам, находящимся под санкциями, весьма заметные выгоды, которые явно имеют отличную перспективу. Также страны обсуждали те самые проблемы, которые до этого так истерично озвучивали американцы, — ядерное соглашение и отношения стран залива. Это была подлинная встреча равных в верхах, которые решали настоящие проблемы. И это заметили все внимательные наблюдатели.
Через несколько дней пришло сообщение о телефонном разговоре принца Салмана и президента Путина, где за вежливыми общими формулировками просвечивался ясный сигнал: отношения между странами будут продолжаться, как и прежде, по пути обсуждения и согласования. Голос этой части арабского мира, "Аль Джазира", написала про то, что Путин находится в усиливающейся изоляции, это поспешили представить как прозападную позицию, однако для пользователей издания смысл был совершенно другой. Оказавшись в условиях конфронтации с Западом, Россия больше не ограничивает себя и развивает отношения со всеми, с кем есть интерес и перспективы. А потому следует это учитывать и самим арабам.
Прокомментировали встречу и на Западе. Автор немецкого издания эмоционально и агрессивно писал про то, что такие встречи показывают: изоляция России – миф. Более того, уже сами жители Европы на себе ощущают последствия санкций. А главное – возникает новый мир, к которому Европа не имеет никакого отношения.
И каждый раз в этих публикациях, что на Востоке, что на Западе, взгляд обращался туда, где решается судьба этого нового мира – к Новороссии. В её степях в огне и пожарах возникает и строится новый мир, новая Россия.
Политический эксперт Владимир Джаралла