Его звали Батей, его любили женщины и дети. В Донбассе вспоминают Александра Захарченко

Сорок семь лет назад в простой шахтерской семье родился человек, создавший образ Донецкой Народной Республики.

Сорок семь лет назад в простой шахтерской семье родился человек, создавший образ Донецкой Народной Республики.

Плоть от плоти Донбасса

Александр Захарченко, сыгравший огромную роль в образовании и становлении молодой республики, родился, как и многие в Донбассе, в смешанной русско-украинской семье 26 июня 1976 года. Родители будущего главы ДНР были рабочие люди, отец проработал на шахте 35 лет, и поэтому профессиональный путь юного Александра был заранее предопределен - надо было продолжать шахтерскую династию. В 1995 году Александр заканчивает Донецкий техникум промышленной автоматики и идет работать  на шахту горным электромехаником. Но прирожденная тяга к знаниям и сформированное семьей чувство справедливости, стремление отстаивать свое мнение подтолкнули Александра к получению юридической специальности. Он поступает в Донецкий юридический институт МВД Украины, но из-за материальных проблем в семье не заканчивает его, а делает попытки заняться предпринимательством деятельностью.

Однако его общительность, открытость людям и правдолюбие побудили Захарченко заняться общественной работой. И в декабре 2013 года будущий глава ДНР возглавил донецкое отделение харьковской общественной организации "Оплот".

Жизнь и смерть. Вехи

Жизнь Захарченко, как судьбы многих донбассовцев, круто изменилась весной 2014 года, когда после госпереворота в Киеве в Донбассе начались народные протесты. Люди выходили на митинги с требованиями проведения референдума о самоопределении Донбасса. Захарченко тогда с головой окунулся в революционную деятельность, объединив вокруг себя группу единомышленников из семи человек (будущий "Оплот"). Установив контакты с другими общественными организациями Донбасса, группе Захарченко удалось занять здание донецкой горадминистрации.

По его словам, главная цель тогда состояла в выдвижении требований к киевской власти.

"Будем находиться здесь, пока наши требования не будут выполнены",- говорил Захарченко перед собравшимся народом.

Видя его несгибаемый характер, мужество и трезвый взгляд на события, соратники избрали Захарченко военным комендантом Донецка (16 мая 2014 года), а несколькими неделями позже - замминистра МВД новообразованной Донецкой Народной Республики.

Киев не принял волеизъявления народа Донбасса, и после начала военных действий Александр, как многие донбассовцы, пошел в сформированное ополчение отстаивать с оружием в руках молодую республику. В феврале 2015 года Захарченко получил первое ранение под Дебальцево. Лечился, долгое время ему приходилось использовать костыли и трость. В новообразованной армии ДНР, будучи вначале командиром "Оплота", дослужился до генерал-майора, проявив недюжинные способности стратега.

На посту председателя Совета министров ДНР Захарченко знали как опытного хозяйственника, потому осенью 2014 года жители республики избрали его главой ДНР. И несмотря на то, что Киев и Запад поспешили сразу же признать выборы нелегитимными, жителям Донбасса, хорошо знавшим Захарченко, было безразлично это решение. Возникла новая молодая республика, и во главе ее стоял не кто-нибудь, а свой, Батя.  Так стали называть Александра Захарченко. Его уважали бойцы и гражданские, любили женщины и дети, ненавидели враги.

Весьма показательно, что Украина объявляла Захарченко в розыск, обвиняя его в террористической деятельности. На него много покушались, начиная с августа 2014 года, но судьба хранила первого главу ДНР. Только в конце августа 2018 года, когда в центре Донецка было взорвано кафе, где любил бывать Захарченко, общаясь с дончанами, он получил ранение, несовместимое с жизнью. Вместе с  ним погиб  один из телохранителей, ранения получили еще 11 человек.

Всенародная любовь

Захарченко ценили, любили, уважали большинство жителей Донецка и всей республики. Уже то, что Александр Захарченко стал первым главой ДНР, говорит о многом, оценка же и отношение к тому или иному политику, как правило, проявляются, когда он уходит.

По воспоминаниям пришедших проститься с первым главой ДНР в траурной процессии участвовало огромное количество людей.

"Это было поразительно… Людей, которые пришли с цветами проститься с Батей, было так много, что если бы  каждому позволили попрощаться, это затянулось бы не на один день", - рассказала Виктория Шульгина, активистка Русской весны и донецкая общественница.

"Я видел, как люди приносили цветы, это была река цветов... Это было проявление отношения к Александру (Захарченко), когда сказали, что надо заканчивать прощание, а люди все шли и шли… тогда они стали просто передавать цветы друг другу. И это надо было просто видеть, этот несущийся за гробом поток разных цветов", - вспоминал Виктор Красиков, один из жителей Донецка, лично знавший Батю.

Захарченко всегда воспринимали в качестве человека, с которым можно было поделиться наболевшим.

Из воспоминаний журналиста Кати С., Батя был удивительно простым в общении, к нему легко можно было обратиться за помощью, и он никому не отказывал.

"Я помню, как несколько моих знакомых журналистов из Луганска, потеряв работу, решили попытать счастья в ДНР. Они приехали в Донецк, зная, что Батя в то время находится на ЖД вокзале, поехали прямо туда, особо не рассчитывая на встречу. Но эта встреча произошла, Батя сам увидел журналистов, подозвал их, нашел время расспросить, спросил, чем может помочь… Такое невозможно сейчас даже представить, чтобы кто-то обратился так запросто к главе государства".

По словам донецкого философа и эксперта Изборского клуба Андрея Коновалова, Захарченко волею обстоятельств поднялся наверх, но остался тем, кому он служил, обычным людям.

Философ, который хорошо знал Александра Захарченко, отметил вторую очень важную вещь в отношении первого главы ДНР как политика.

"Когда началась СВО после вхождения ДНР в состав РФ, а это то, ради чего работал днем и ночью Захарченко, мне вспомнился его любимый афоризм. Александр Захарченко часто говорил, что «наша задача стать тем, кем мы всегда были – Россией» и именно возвращение в лоно русской цивилизации пронизывало все, что делал этот человек".

До сих пор жители Донецка тепло вспоминают первого главу ДНР.

По мнению Анны Безуглой, муж которой сражался в ополчении вместе с Батей, сейчас Захарченко вспоминают чаще, чем при жизни.

"Как мы плакали, когда получили это трагическое известие… Донецк на несколько дней будто замер… Батя был своим, к нему можно было прийти, пожаловаться на жизнь, и он всегда мог найти слова утешения. А сейчас несколько лет прошло после гибели, но я все чаще слышу от людей, как им не хватает Захарченко. «Вот бы Батя был жив», говорят они», - отметила жена ополченца.

В памяти людей, особенно  тех, кто с 2014 года не покидал республику, а находился в гуще событий, Захарченко, по словам этой дончаки, навсегда останется в своей военной горке, которая фактически слилась с его телом.

"Он иногда надевал костюм на какие-то мероприятия, а в основном ходил в своей военной горке (вид формы), потому что время такое у нас, военное, надо было защищать республику", - добавила она. 

О том, что во время СВО очень многие в ДНР ощущали сильную востребовать в Захарченко, рассказали еще несколько жителей Донецка, которые были знакомы с Батей.

"У него был колоссальный авторитет среди военных, ведь в этот период основная тяжесть ложилась на их плечи", - подчеркнул бывший ополченец, а ныне военнослужащий Сергей Антипов.

Но не только в военной среде поминают Батю, его помнят как градостроителя и опытного хозяйственника.

"В то время Батя умудрялся организовывать работы по асфальтированию дорог, и не только центральных, но и проселочных, в микрорайонах. Там при Украине никогда дорог не было. И вообще он смог создать такую систему обеспечения, что мы могли купить все, что угодно, и по доступным ценам. А сам Донецк был много чище и ухоженнее, чем сейчас, не говоря уже об украинском периоде. Батя был отличным хозяйственником, ведь это был его родной город", - вспоминает Лидия Подводная, учитель одной  из донецких школ.

"Захарченко был выдающимся государственником, поэтому его всегда будут помнить в республике", - так отозвался о Захарченко донецкий философ Андрей Коновалов.

"Его будут помнить не потому, что Захарченко был первым, а потому, что все, что он делал, выражало общий смысл происходящего, он вообще понимал значение смыслов для человека, которые проходят через сердце. Для него таким смыслом была абривиатура «СССР», это Совесть, Справедливость, Солидарность, Родина. Именно такой он видел будущее республики, где идеи справедливости, построенные на совести, на человеческом отношении друг к другу, определяют понятия Родина, Страна, Отечество». Это то, что сегодня очень востребовано, и в этом плане мы, Донбасс, в этой патриотической составляющей намного опережаем регионы Российской Федерации. И это во многом благодаря Захарченко", - резюмировал донецкий философ.

 

Автор: Наталья Залевская

Новости партнеров