Эксперты: Момент возможной реинтеграции Донбасса был упущен пять лет назад

Накануне президент Украины Зеленский назвал три этапа возвращения неподконтрольной Киеву части Донбасса. По его словам, это «прекращение огня, примирение, безопасная реинтеграция». По его словам, стратегия должна включать в себя прозрачность и публичность. «Государство должно не только объяснять сво

Накануне президент Украины Зеленский назвал три этапа возвращения неподконтрольной Киеву части Донбасса. По его словам, это «прекращение огня, примирение, безопасная реинтеграция». По его словам, стратегия должна включать в себя прозрачность и публичность.

«Государство должно не только объяснять свои шаги, оно должно найти правильные пути вместе с обществом, инициировать масштабный национальный диалог», — пояснил Зеленский.

Также составляющей будущей стратегии, по мнению президента, должна стать системная информационная политика со стороны государства

Действительно ли Зеленский сможет осуществить описанные им шаги? Реально ли в целом возвращение Донбасса в состав Украины и почему? Чтобы найти ответы на эти вопросы ИА «Новороссия» обратилось к экспертам: политологу, эксперту по проблемам стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семену Багдасарову и к обозревателю Sputnik International  Дмитрию Бабичу.

Заявление о прозрачности и мирной реинтеграции на словах выглядит красиво, однако на деле оказывается, что Зеленский не может договориться даже с группой бандитов, которые выступают против разведения войск, не говоря о том, чтобы наладить контакт с многомиллионным Донбассом. Об этом заявил эксперт Семен Багдасаров.

«Межнациональный диалог, прозрачность — это, конечно, благостные намерения. Но дело в том, что он не владеет ситуацией даже на Украине, не говоря о том, чтобы договариваться с Донбассом. Пусть сначала разберется с нацистами, радикалами, прекратит отвечать на бандеровские приветствия и многое другое. Это все, конечно, очень красиво звучит, но как пойдет в конкретику, то сразу попадет в тупик.

Касательно же самого Донбасса, я считаю, что он должен быть интегрирован в состав России. Нельзя его возвращаться на Украину, когда там прославляют нацистов, кричат бандеровские лозунги и в целом высказываются в сторону Донбасса не в самом добром смысле.

Даже взять первый пункт его плана — прекращение огня: да, слава Богу отводят войска. Значит все-таки кому-то подчиняются, значит как-то договорилось Зеленский с Аваковым «и на том спасибо». Как дальше пойдет я не знаю, но я не верю в то, что будет замирение, прекращение огня и так далее.

На километр отвели, но современные артиллерийские системы позволяют бить все равно на более дальние расстояния. Поживем, увидим», — отметил эксперт.

По мнению эксперта Дмитрия Бабича, возможность вернуть Донбасс в рамках «мирной реинтеграции» была утеряна еще в 2014 году.

«Что касается плана Зеленского, то, наверное, кому-то хотелось бы, чтобы это было реально. Однако я думаю, что это нереально. К слову, я, например, отношусь к тем, кто не хочет возвращения Донбасса на Украину — после всего, что было, я очень беспокоюсь за судьбы людей, которые участвовали в референдуме, которые сражались против ВСУ.

Я не хотел бы этого, но в России, как мне кажется, по сей день среди элиты доминирует такое мнение, что Донбасс в какой-то форме, какой-то частью должен все же вернуться в состав Украины. Хотя и со статусом и новыми полномочиями. Но я не верю в то, что это произойдет — Рубикон был перейден в 2014 году, когда на Украине создался тот режим, который мы сейчас там имеем.

Так почему же удавалось сохранять Украину единой до 2014 года? Несмотря на большие противоречия между Востоком и Западом, которые были очевидны, в стране все-таки существовала свобода мнения, существовал действующий парламент, в котором действительно была более или менее отражена палитра мнений украинцев, хотя и с перевесом мнений националистического элемента.

Сейчас, после 2014 года вся эта схема разрушена, на Украине опасно говорить о дружбе с Россией, даже об улучшении отношений между нашими странами иногда говорить опасно. Как в этих условиях можно проводить интеграцию страны?

Если говорить о том, что произошло, то можно использовать мой любимый образ, который я сам придумал. Что из себя представляла Украина до 2014 года? Идет ослик, у него на спине два огромных мешка — один тянет на Восток, другой на Запад, а перемычка между ними очень тонкая. Так почему ни Кучма, ни Кравчук, ни Янукович не хотели делать выбор или в пользу России, или в пользу Евросоюза? Стоит отметить, что особенно Ющенко, наверное, хотел уйти в Евросоюз, но он понимал так же, как и Янукович после него, что в тот момент, когда он пойдет в Евросоюз, возникнет опасность того, что отвалится правый мешок, тот, который висит с восточной стороны. Что было сделано во время «майдана» и сразу после него? Была разорвана эта тонкая перемычка, был полностью сделан выбор в пользу западного движения. В итоге этот восточный мешок отвалился и тут не было никакой, как мне кажется, чей-то злой воли. Я думаю, что те, кто участвовал в «майдане» думали, что это все пройдет, Донбасс сопротивляться не будет, подчинится решениям сверху, а Россия не вмешается.

В итоге оказалось, что Донбасс не захотел подчиняться решению сверху, а Россия оказала экономическую помощь и не дала задушить регион экономическими санкциями.

Эта дилемма со сменой президента в Киеве не решена. То есть тот режим, который установился в 2014 году, он по-прежнему существует. И пока он существует в таком виде – мирная интеграция Донбасса в состав Украины невозможна. Мирная интеграция могла бы быть на тех условиях, которые были до 2014 года — условиях действительно свободы мнений, в условиях, когда страна может и подвергается внешнему влиянию, но не находится под внешним управлением. То есть не происходит того, что, например, Виктория Нуланд диктует то, кто должен быть премьером. В ту страну, где начальник одного из отделов Госдепаратамента решает, кто станет премьером – в такую страну Донбасс не захочет возвращаться. Потому что это опасно и Донбасс будет прекрасно понимать, что руководство этой страны, кураторы из-за рубежа будут ему, Донбассу, враждебны. На таких условиях просто не получится этого сделать.

То есть проблема не в жителях Донбасса, может быть даже не в личности самого президента Украины. Проблема в той системе, которая там сложилась, при которой инакомыслящим, а Донбасс по определению инакомыслящий, находиться в этой стране опасно для жизни.

В завершение, к вопросу о позиции Украины добавлю, что вчера пришло сообщение о том, что Дания разрешила прокладку «Северного потока – 2» по своей территории. Это, конечно, придает России дополнительные экономические и соответственно политические козыри на переговорах с Украиной. Я думаю, ход мыслей понятен», — подытожил эксперт.

Новости партнеров