Эксперты: Сегодня работа над вопросами Союзного государства России и Белоруссии идет особенно активно

Появившаяся в СМИ информация о грядущей конфедерации между Россией и Белоруссией вызвала широкий отклик в экспертном сообществе, несмотря на то, что позже официальные представители двух стран опровергли как минимум такую формулировку сотрудничества. ИА «Новороссия» обратилось к шеф-редактору проекта

Появившаяся в СМИ информация о грядущей конфедерации между Россией и Белоруссией вызвала широкий отклик в экспертном сообществе, несмотря на то, что позже официальные представители двух стран опровергли как минимум такую формулировку сотрудничества. ИА «Новороссия» обратилось к шеф-редактору проекта «Однако, Евразия», политологу Семену Уралову и исполнительному директору мониторинговой организации CIS-EMO Станиславу Бышоку с просьбой оценить на сегодняшний момент развитие вопроса взаимоотношений между Россией и Белоруссией на фоне озвученных вчера заявлений и обнародованной информации.

По мнению эксперта Семена Уралова, Россия и Белоруссия сейчас действительно находятся на этапе, когда сближаются позиции по экономической интеграции.

«Опубликованная вчера в «Коммерсанте» информация скорее относится к аналитической информации с элементами некого инсайда, а не к достоверной, официальной информации, и вчера пресс-секретари и белорусского, и российского президентов собственно сказали, что относиться к этому, как к стопроцентной информации не стоит. Поэтому говорить о конфедерации сейчас было бы передергиванием.

Однако, действительно, Россия с Белоруссией сейчас находятся на этапе, когда сближаются позиции по экономической интеграции и оба президента и Путин, и Лукашенко уже неоднократно говорили о том, что намерены запустить процесс углубления интеграции в рамках Союзного договора.

Другой вопрос, что союзный договор был подписан еще в 1999 году, поэтому, по большому счету, эта интеграция должна была быть запущена еще двадцать лет назад. Но у нас все происходит медленно, не спеша, поэтому мы ждем, надеемся, что все-таки наши страны сблизятся в самое ближайшее время.

Касательно того, будет ли в обозримом будущем это сближение, я скажу так: два президента сказали, что углубление интеграции будет подписано до конца года, если не верить Путину и Лукашенко, то кому верить в данном вопросе?

А они заявили, что углубление будет. Однако в какой форме оно будет, мы пока что еще не понимаем. На сегодняшний день обе стороны и Москва, и Минск говорят исключительно об экономической составляющей. Соответственно, я исхожу из того, что углубление будет в экономике. Но насколько оно будет глубоким, какие будут созданы единые рынки, может быть будет единый налоговый кодекс и так далее — это главный вопрос.

Премьеры двух стран подписали общий рамочный документ, к которому сейчас готовятся так называемые дорожные карты, то есть планы интеграции, и я думаю, что как раз вокруг этих дорожных карт, вокруг этих планов и развернется основная битва, что и как кому выгодно, обе стороны начнут продавливать свои интересы. Я думаю, что где-то посредине они договорятся и встретятся».

Эксперт Станислав Бышок считает, что по сути слово «конфедерация» означает именно то, что под собой подразумевает Союзное государство и поэтому этого слова бояться не стоит.

«Наши официальные лица, что в Белоруссии, что в России очень боятся каких-то резких заявлений и каких-то определенных слов. «Конфедерация» — это слово, которого совершенно не нужно бояться, оно означает федерацию с максимальной независимостью ее частей. То есть, это ровно то, на самом деле, о чем идет речь, когда говорится про Союзное государство Белоруссии и России.

Этого слова почему-то опасаются, оно для них почему-то означает что-то неприемлемое, хотя ровно все документы, которые еще с 90-х годов имеются у нас по созданию Союзного государства, вполне можно назвать, по крайней мере неофициально, конфедерацией.

Потому что, когда мы говорим про Союзное государство, то прекрасно понимаем, что это не союз государств, когда два государства заключают союз, как допустим существует союз государств Европейского союза.

Союзное государство и в русском, и белорусском понимании — это единый орган, а не два, который имеет хотя бы общие границы, общий флаг, общую символику, какие-то общие органы власти и так далее — это собственно отличает Союзное государство от союза государств.

Почему слово конфедерация их пугает? Можно привести пример, как пугало, например, официальные украинские власти слово «федерализация Украины» и они заменили это слово на «регионализацию», хотя в принципе, по большому счету, оно, по крайней мере в неформальном общении, означает тоже самое.

Поэтому, отвечая на вопрос, можно ли ожидать настоящего объединения в рамках союзного государства, я скажу: можно и более того, мы видим что за последний год все активизировалось, как на уровне президентов России и Белоруссии, так и на уровне экспертного сообщества белорусского и российского, на уровне парламентариев — просто так не стали бы многократно встречаться наши президенты, члены общественных организаций, в том числе, очередная встреча как раз таки в формате союзного экспертного круга состоится в Бресте 20 числа, куда приеду и я.

Есть такое понимание, что если Союзное государство не случится в ближайшие годы, скажем так, до 2024 года, то оно не случится никогда.

Очевидно, что есть цели и у Путина, и у Лукашенко добиться при их президентстве того, чтобы Союзное государство случилось в качестве международно признанного субъекта.

В качестве примера можно привести Европейский союз, который с одной стороны союз государств и с другой стороны у него есть какие-то межнациональные полномочия, и он может участвовать в международных отношениях как отдельная общность».

Новости партнеров