Есть ли объективные предпосылки развала Великобритании?
В Шотландии и Северной Ирландии по-прежнему неспокойно. В конце марта, по рекомендации службы контрразведки МИ-5, правительство Великобритании повысило уровень террористической угрозы в Северной Ирландии со "значительного" до "серьезного" (четвертый уровень из пяти).
Кельтские народы готовят побег из империи
Левые сепаратисты из партии Шинн Фейн в прошлом году впервые смогли получить первое место на выборах в Ассамблею Северной Ирландии. Их основные требования – независимость от Британии и объединение с Республикой Ирландией, и, в целом, умеренный социал-демократический курс развития страны.
Тем временем шотландские сепаратисты, также занявшие парламент на честных выборах, не теряют время и продолжают пытаться добиться референдума об отделении региона. Неделю назад на пост главы Шотландской национальной партии и на должность первого министра Шотландии избран сын мигрантов из Пакистана, мусульманин Хамза Юсаф. Юсаф как минимум 18 лет является последовательным сторонником независимости Шотландии, что не мешает ему быть очень левым политиком, защитником мигрантов, расового разнообразия и ЛГБТ, кроме того он активно лоббирует ужесточение наказания за нетолерантные высказывания. В первый день в должности Юсаф активировал усилия по инициации второго референдума о независимости Шотландии, в частности он требует от властей Британии отменить положения законодательства, которые делают невозможным назначение референдума о независимости самой Шотландией без согласования метрополии.
Напомним, что минувшей осенью Верховный суд Британии признал незаконным проведение референдума о независимости в Шотландии без согласия британского правительства. Референдум был намечен на 19 октября 2023 года и Лондон отказался его согласовывать. В 2014 году Шотландия проголосовала за сохранения единого государства с Британией, тогда за отделение выступили 45% проголосовавших, а 55% – против. Но с тех пор многое поменялось.
В то время как народ Великобритании в целом поддержал выход из Европейского союза на референдуме по Брекситу 2016 года, 62% шотландцев и 56% ирландцев проголосовали за единство с ЕС. Поэтому вполне очевидно, что их сепаратистские настроения выросли после Брексита. И Шотландия, и Северная Ирландия хотели бы стать частью ЕС в случае обретения независимости.
Нефть – это один из мотивов для борьбы за отделение. По мнению шотландских сепаратистов, без Лондона регион сможет более эффективно использовать доходы от продажи энергоресурсов. В 2014 году шотландское правительство во главе с Алексом Салмондом утверждало, что 64% нефтяных запасов ЕС находятся в шотландских водах.
Ещё один кельтский регион, Уэльс, также продолжает делать шаги к самостоятельной жизни за пределами Соединённого королевства. В 2011-м 63% населения региона поддержало создание собственной законодательной Ассамблеи. В 2020-м Ассамблея была переименована в Уэльский парламент. За полный выход из Соединённого Королевства выступает Партия Уэльса, обещающая своим избирателям, что решит этот вопрос в течение 5 лет после того, как получит большинство на местных выборах. В настоящее время она обладает 13 местами в парламенте Уэльса из 60 возможных.
Нынешние власти Британии условно идентифицируются СМИ как правоцентристские консерваторы, в то время как шотландские, ирландские и уэльские сепаратисты – левые центристы.
Децентрализация страны, которая сегодня делает возможным полную потерю кельтских регионов в долгосрочной перспективе, была последовательной политикой лейбористской партии на протяжении многих лет. После того, как лейбористы потеряли большинство на выборах 1977, они решили увеличить число своих избирателей за счёт симпатий автономистов и сепаратистов. Королевская комиссия по конституции, учреждённая премьер-министр Гарольдом Вильсоном, лейбористом, которого много считали советским шпионом, рекомендовала сформировать законотворческие Ассамблеи в Шотландии и Уэльсе. Справедливости ради напомним, что этим событиям предшествовала многолетняя партизанская борьба радикальных шотландских, уэльских и ирландских сепаратистских формирований.
Передача больших полномочий субъектам Соединённого Королевства было частью манифеста Лейбористской партии Великобритании и во времена Тони Блэра. Это привело к увеличению рычагов власти у Шотландской и Уэльской Ассамблей, а также к созданию Ассамблеи Северной Ирландии. Тогда был последний раз, когда лейбористы обладали властью в Великобритании. Уже 13 лет страной управляют консерваторы. Однако, последние консервативные премьеры, Тереза Мэй, Борис Джонсон и Лиз Трасс были вынуждены покинуть свои посты из-за потери популярности. Возможно, что лейбористы снова захотят попробовать победить на выборах за счёт голосов сторонников независимости.
Сепаратистские движения со слабыми шансами на успех
Движения за отделение Англии от Великобритании, независимость Лондона и автономию Нортумбрии, вряд ли достигнут успеха. Хотя это реальные организации, чего не скажешь о вымышленных сепаратистских движениях малых народов РФ, чьи промоутеры уже год гастролируют по Европе с душными конференциями.
Сторонники независимости Англии уверены, что кельтские окраины тянут экономику страны вниз, без них показатели богатства и процветания могут быть куда внушительнее. В Англии проживает 85% населения Соединённого Королевство, и её экономика является крупнейшей среди регионов государства.
Однако проблема как английского национализма, так и английского сепаратизма в том, что гражданская идентичность народа Англии сильнее, чем этническая.
Так опрос населения 2021 года установил, что только 29,6% жителей Англии назвали себя "англичанами" (из них 15,3% только англичанами, а 14,3% – англичанами и британцами). Ещё 10 лет назад ситуация была иной, в 2011 году 60,4% населения Англии считали себя англичанами. В настоящее же время 56,8% называют себя только "британцами", не заявляя об английской идентичности.
Несмотря на общегражданский выбор покинуть ЕС, 60% жителей Лондона хотели бы и дальше быть частью Евросоюза. Такая ситуация вызвала к жизни разговоры о том, что Лондон мог бы стать городом-государством, получив независимость от Соединённого королевства. Участники данной инициативы видят пример нужного им государственного устройства в Сингапуре. Иногда, говоря о движении сторонников обретения независимости английской столицы, используют такие наименования как Londependence и Londexit. 180 тысяч лондонцев подписали онлайн петицию к мэру города Садику Хану с предложением добиться независимости Лондона от Великобритании, чтобы затем он мог вернуться в ЕС. В поддержку петиции высказывались лорды, журналисты и лейбористы. Партия Независимости Лондона принимала участие в выборах в Лондонскую ассамблею в мае 2021-го, получив 5746 голосов.
Северные сепаратисты и регионалисты требуют больше прав для Нортумбрии
Северные графства, чьи земли до объединения Англии в X веке составляли королевство Нортумбрия, думают об "обретении свободы". Первая попытка возродить Совет Севера была сделана в 1988-ом. В 2004-ом был проведён референдум об увеличении автономии региона, однако на тот момент простых людей этот вопрос не интересовал, явка составила всего 45%. Затем настроения начали меняться. Опрос ВВС 2014 года показал, что 85% жителей Севера хотели бы, чтобы контроль над полицией, налогообложением и образованием был передан Северу. Недовольство санитарными ограничениями, введёнными властями Соединённого королевства, усилило автономистские настроения.
В 2020 году была создана Партия независимости Севера (NIP), целью которой является создание независимого государства на бывших землях Нортумбрии (современная территория Йоркшира, Ланкашира, Камбрии, Мерсисайда, Тайн-энд-Уир, Большого Манчестера, графства Дарем, Нортумберленда и Чешира, и, возможно, район Хай-Пик в северном Дербишире). Столицей "новой страны" должен стать Йорк. В настоящее время организация активно готовится к участию во всеобщих выборах. Политическая платформа NIP – социальная демократия. NIP хотела бы национализировать системы общественного транспорта, коммунальных услуг и здравоохранения. Организация пока не обрела популярность, на дополнительных выборах в Уэйкфилд, их кандидат получил лишь 84 голоса (0,3% от пришедших на голосование избирателей), заняв 14-е место из 15.
Ещё один очаг сепаратизма, с низкими шансами добиться успеха, это Корнуолл. Несмотря на то, что корнуэльский язык почти исчез (по состоянию на 2000 г. на нем могло говорить лишь 300 человек), многие жители Корнуолла требуют передачи региону властных полномочий и создания национальной Ассамблеи. Организация автономистов "Сыны Корнуолла" существует более 70 лет и регулярно принимает участие в различных выборах от горсоветов до Европарламента.
Империя в состоянии обрушения
Существует устойчивое мнение, что распад Британской Империи был спровоцирован истощением во Второй мировой войне, долгами перед США, с одной стороны двигающими антиколониальную повестку, а с другой – желающими, чтобы процесс деколонизации был управляем странами Запада, и не привёл к образованию новых социалистических государств. Это звучит убедительно, безусловно в 1940-х годах процесс демонтажа Британской империи ускорился, но начался он намного раньше.
Пожалуй, что первый серьёзный шаг к этому был сделан в 1887 году, когда наиболее развитые колонии получили статус доминионов (автономные квазигосударственные образования, признающие власть Британии). Доминионы автоматически становились частью Британского Содружества Наций. Фактически это была попытка реформирования на основе конфедерации. Однако такой подход не привёл к сохранению Британской империи. Первыми доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, доминион Ньюфаундленд и Ирландия. Со временем Содружество оказалось аналогом СНГ или ШОС, – форумом для поддержания торговых и культурных связей, а не полноценным политическим или военным союзом, и тем более не конфедерацией.
Изначально Британия правила всеми колониями и доминионами как единой территорией. Однако, после принятия Декларации Бальфура (1926), Акте о королевском и парламентском титулах (1927) и Вестминстерского статута (1931), Великобритания и доминионы были признаны автономными, равными и не подчиняющимися друг другу (в т.ч. в вопросах законодательства), однако каждый из доминионов находился под прямым формальным управлением британского монарха. Король был провозглашён правителем каждого доминиона в отдельности. По сути признание авторитета короны, английский язык и некоторые традиции остались единственным, что связывало новые государства и прежнею метрополию.
В 1922-м Британия ушла из Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом (он был потерян в 1956 году). В 1932-ом независимость обрёл Ирак. После Второй мировой войны процесс дезинтеграции ускорился.
В 1946 году Британское содружество наций было переименовано просто в Содружество наций. Великобритания покинула Иорданию в 1946, Индию в 1947 (разделив страну на независимые Индию и Пакистан), Палестину и Бирму в 1948, Судан в 1956, Кипр в 1960-м, Африку в 1950-х и 60-х годах, Кувейт в 1961, Мальдивы в 1965, Южный Йемен в 1967, Бахрейн, ОАЭ, Оман и Катар в 1971, различные островные протектораты в 1970-х и 80-х годах и Гонконг в 1997 году.
В целом процесс деколонизации шёл мирно, за исключением таких ситуаций, как в Малайе, Кипре, Кении, Палестине и Родезии, а также кризиса вокруг Суэцкого канала.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1960 года характеризовала колониальное иностранное правление как нарушение прав человека и ускорила процесс ухода Британии из колоний.
За 20 лет, с 1945-го по 1965 год численность людей, без учёта самого Королевства Великобритания и Северной Ирландии, находящихся под британским владычеством сократилось с 700 миллионов до 5 миллионов, включая 3 миллиона жителей Гонконга.
Перечислим всё, что сегодня осталось от британских колоний
- 14 колоний, которые были переименованы в британские заморские территории. Общее население этих регионов составляет всего 230 тысяч человек. В настоящее время Британские Заморские территории представлены во всех частях света – острова Карибского бассейна, в т. н. Вест-Индии – и Бермуды в Северной Атлантике (Северная Америка), Остров Святой Елены в Южной Атлантике (Африка), Острова Питкэрн в Океании, Гибралтар в Европе, Британская Территория в Индийском Океане и Акротири и Декелия в Азии, Фолклендские острова в Южной Атлантике (Южная Америка) и Южная Георгия и безлюдные Южные Сандвичевы острова в Антарктике (право владения ими оспаривается Аргентиной). На заморских землях процветает самоуправление, при этом Великобритании делегировано в случае необходимости обеспечить военную защиту данных территорий, а также осуществлять их внешнеполитическое представительство. Вести из этих отдалённых уголков планеты доходят редко и объективно судить о наличии у них сепаратистских настроений сложно.
- Три острова Джерси, Гернси, Остров Мэн с суммарным населением 251 840 человек считаются землями британской Короны (Crown dependencies). Коронные земли не входили в ЕС и не входят в Содружество, и не являются частью Великобритании. Несмотря на микроскопический размер, у каждой из них есть собственное правительство и премьер-министр, функции постоянного представителя монарха осуществляет генерал-губернатор, фактически это независимые конституционные монархии, признающие легитимность Виндзоров.
Что же касается Содружества наций, сегодня в нем представлены 56 государств, абсолютное большинство из них – это бывшие колонии, доминионы и протектораты (государства, нуждающиеся в военной защите Британии).
Клясться в верности Короне уже необязательно, так республиканская Индия признаёт британского монарха лишь в качестве "символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества".
В 1971 году была принята декларация, провозглашающая цели Содружества, которые плохо вяжутся с историческим образом британской монархии, и больше походили на дежурные ценности американизированного западного либерализма. Это "мир во всем мире; продвижение представительной демократии и свободы личности; стремление к равенству и противодействие расизму; борьба с бедностью, невежеством и болезнями; и свободная торговля". В 2013 году Содружество заявило свою приверженность идеи гендерному равенству и необходимости признания потребностей малых государств.
Как верно заметил бывший министр иностранных дел Великобритании Малкольм Рифкинд, "Содружество сталкивается с очень серьезной проблемой. Это не проблема враждебности или антагонизма, это скорее проблема безразличия. Его цель ставится под сомнение, его актуальность ставится под сомнение".
Тем не менее, небольшие бонусы для международного клуба бывших и действующих британцев всё ещё существуют, так Фонд Содружества (CF) разыгрывает гранты в области развития гражданского общества (очевидно прикармливая тем самым общественных деятелей, находящихся за приделами Британии). Регулярно проводятся игры Содружества, являющиеся аналогом Олимпийских игр, они проходят раз в 4 года, проводится премия "Писатели Содружества", работает комиссия по военным захоронениям Содружества (CWGC), которая отвечает за содержание погребений 1,7 миллиона военнослужащих, погибших в Первой и Второй мировых войнах, воюя в составе армий стран Содружества.
Большинство стран Содружества активно участвуют в других, более узких и более реальных международных альянсах, таких как Европейский союз, Карибское сообщество, Таможенный союз стран Юга Африки, Восточноафриканское сообщество и Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии и т.н. Что делает для них участие в Содружестве Наций не приоритетным.
Подытоживая
Реформирование Британской империи в Британскую конфедерацию провалилось. У Содружества наций нет политического будущего. Процессы дезинтеграции Великобритании могут быть продолжены в дальнейшем за счёт, в первую очередь, отделения Шотландии и Северной Ирландии. Очевидно, Консервативной партии Британии следовало бы больше времени уделять целостности страны, а не агрессивной внешней политике, потому что в ином случае Великобритания может утратить свои собственные земли, своё влияние и остатки величия.
Автор: Ярослав Меркулов
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия