Это война. 14 стран объявили блокаду России на Балтике. Нам срочно нужен новый "Вагнер"?
Захват наших танкеров ставят на поток. Чтобы защитить теневой флот, боевых кораблей не хватит. Эксперты предложили решение.
Захват наших танкеров ставят на поток. Чтобы защитить теневой флот, боевых кораблей не хватит. Эксперты предложили решение.
Британское министерство транспорта обнародовало совместное заявление 14 государств, имеющих доступ к морским акваториям Северного и Балтийского морей. В документе, подписанном представителями Бельгии, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Исландии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Швеции и Британии, сообщается:
Суда могут ходить только под флагом одного государства и должны иметь действительные документы, подтверждающие безопасность и страхование. Танкеры, которые не выполняют эти требования, будут рассматриваться как суда без гражданства.
Параллельно в документе звучат голословные обвинения в адрес России о "вмешательстве в работу спутниковых систем навигации", которые, по мнению западных стран, создают угрозу безопасности судоходства.
Пропагандистские ресурсы киевского режима уже поспешили рассказать, что совместное заявление "закрывает для теневого флота России Балтийское море". Убедительности этому нарративу добавило британское издание Bloomberg, подробно разъяснив, что танкеры, "скрывающие свое происхождение" (меняющие флаги, выключающие транспондеры или работающие без надлежащих документов) будут считаться судами без государственной принадлежности. "Такие суда могут быть задержаны без юридических рисков", – резюмировали британские журналисты. По сути, это объявленная война. 14 стран объявили блокаду России на Балтике. В любой момент танкер с нашей нефтью может быть захвачен, как "Маринера".
Но на самом деле речь в заявлении идет лишь о призыве к действиям "мирового морского сообщества". Подписанты совместного высказывания сразу "14 морских держав" не указаны – кроме одного, младшего министра транспорта Великобритании Кейра Мазера. И это неопровержимо доказывает декларативность документа: планы, намеченные к реализации, анонимно на публику не выкладываются.
Но это не означает, что нашим нефтяным танкерам не угрожает опасность. Напротив, последние события с задержаниями нескольких судов под нашим флагом говорят о том, что мы должны срочно искать методы и способы для защиты нашего торгового флота. Политик и журналист Андрей Медведев подчеркивает:
Понятно, что никакая Франция не рискнет останавливать российский танкер без одобрения Вашингтона. Но то, что с танкерами тема кучно пошла, не может быть просто совпадением. Скорее, это просто способ давления на Россию со стороны Вашингтона в свете текущих переговоров. То есть, не будете сговорчивы, мы положим вам всю нефтеторговлю.
ВМФ на всех не хватит
По данным сенатора, командира ЦСН беспилотных систем "Барс-Сармат" Дмитрия Рогозина, по состоянию на январь 2026 года под санкциями находятся 924 российских судна, более половины из них – под ограничениями сразу нескольких стран. Дмитрий Рогозин говорит:
Почти три четверти этого флота – танкеры, то есть именно те суда, которые везут нефть, газ и нефтепродукты, обеспечивающие наполнение бюджета. Совпадений тут нет: бьют ровно туда, где больнее всего.
Ресурсы Военно-морского флота России объективно ограничены и не позволяют организовать полноценное конвоирование такого количества гражданских судов, особенно в отдаленных акваториях. В этих условиях аналитическое сообщество активно обсуждает нестандартные пути усиления морского присутствия. Одним из наиболее прагматичных предложений является концепция быстрого наращивания сил эскорта за счет переоборудования гражданских судов.
Современные технологии позволяют превратить гражданский сухогруз в платформу, оснащенную контейнерными пусковыми установками для крылатых ракет, модульными системами ПВО и палубой для развертывания ударных беспилотников. Подобная практика, активно используемая Китаем и Ираном, позволила бы в сжатые сроки создать десятки патрульных кораблей для прикрытия ключевых маршрутов, компенсировав нехватку специализированных боевых единиц. Эксперты военно-аналитического центра "Рыбарь" указывают:
Такие "боевые сухогрузы" не смогут заменить корветы с фрегатами, но усилить морское присутствие – вполне. Причем "модули" можно комбинировать: одно судно использовать как плавбазу с вертолетом и БЭКами, другое – как носитель БЛА, третье – как плавучую батарею ПВО.
России нужен морской "Вагнер"
Одно лишь военное переоснащение гражданских сухогрузов не решает задачи "морского конвоя". Ее способны решить лишь люди, которые могут и умеют пользоваться вооружением. Еще весной 2025 года депутат Госдумы Сергей Миронов предложил создать морские частные военные компании (ЧВК) "для охраны от задержания и преследования российских судов в нейтральных водах".
Тем более что в России такой опыт есть. И речь не о легендарном "оркестре", а о широко известной в определенных кругах ЧВК "РСБ-Групп". Сами себя они называют "компания военного консалтинга" и оказывают "полный комплекс услуг по вооруженной охране и обеспечению безопасности за пределами РФ". Осведомленные лица характеризуют военспецов компании как "единственных, кого боятся сомалийские пираты" в Аденском и Гвинейском заливе, а также в Малаккском проливе.
Однако создание морских ЧВК может привести к началу горячей фазы войны с объединенной Европой. На это указывает автор военно-аналитического проекта WarGonzo, пишущий под псевдонимом "Моряк запаса":
Доступным решением могло бы стать размещение вооруженных отрядов некой ЧВК на борту судов, проходящих опасные районы европейских морей. Но что этим бойцам делать в случае попытки очередного силового захвата? Открывать огонь на поражение? Именно так, вероятно, и предстоит начаться войне с объединенной Европой.
Тем не менее решение о защите наших танкеров откладывать нельзя. Нападения на наши суда, по словам Дмитрия Рогозина, уже превратились в "новую норму глобальной торговли". Судя по всему, нам срочно нужен новый "Вагнер".