Эволюция Навального: от сторонника русского Крыма до лоббиста репараций для Украины
Алексей Навальный начал свою политическую карьеру как несистемный патриотично настроенный оппозиционер национал-демократического толка.
Популизм для своих
Алексей Навальный начал свою политическую карьеру как несистемный патриотично настроенный оппозиционер национал-демократического толка. Об этом свидетельствовали: ролики и статьи, призывающие к ужесточению миграционной политики, нетолерантные шутки в твиттере, сотрудничество с ныне запрещённым ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции*) и "Великой Россией" Дмитрия Рогозина, Русские Марши, требование отменить русскую 282-ю статью Уголовного кодекса РФ, призывы к сокращению финансирования Северного Кавказа, осуждение этнической этнопреступности, активная поддержка со стороны почти всех протестно настроенных и организованных политических групп националистов середины 2000-х и 2010-х (от Объединение Русские до Чёрного Блока (в настоящее время обе организации запрещены), участие в пикетах в защиту Сергея Аракчеева и Евгения Худякова – русских солдат, обвинённых "в преступлениях против мирного населения Чечни", отказ передавать Крым Украине и сокращать финансирование армии в случаи победы на выборах. Кажется, что у нас были основания считать, что в случае мирной и, возможно, скорой победы оппозиции, Россия, начнёт праветь.
А потом что-то начало ломаться. Под давлением либералов Алексей Навальный перестаёт посещать Русские Марши (РМ 2012 проходит без него) и постепенно отдаляется от националистов. Стремясь к безграничной популярности, Навальный всё меньше и меньше пытается ограничивать себя идеологическими рамками, он больше не следит за ситуаций и изменениями в законодательстве по национальному и миграционному вопросам. ФБК (Фонд Борьбы с Коррупцией – в н.в. запрещён в РФ) набирает сотрудников на основании только профессиональных качеств, полностью игнорируя политические идеи.
Хотя в Команду Навального приходили оппозиционеры правого толка, включая бывшего футбольного фаната Николая Ляскина и национал-демократа из Демвыбора Олега Степанова, у них явно была установка - поменьше демонстрировать свои национально ориентированные взгляды, чтобы не бросать тень на "вождя" в глазах западного истеблишмента. В то же время условные "новые левые" в составе команды Навального не скрывали своих убеждений.
Для написания предвыборных программ приглашались сторонние "эксперты" типа либерального экономиста Сергея Гуриева. То есть у людей больше не было чёткого и самостоятельного понимания, за что они борются, что нужно этой стране, а что нет. Культ личности Навального постепенно становится основной идеологией Фонда Борьбы с коррупций.
Больше левого крена
После многолетней поддержки КПРФ в рамках "умного голосования", не давшей оппозиции никаких положительных завоеваний, идеологическая выхолощенность и авторитарность ФБК стали наиболее заметны. Они призывали своих сторонников, скрепя сердцем, голосовать за неприятных им людей, далёких от мировоззрения большинства несистемных оппозиционеров ради некой высшей цели, но шли годы и голосование за КПРФ не давало ФБК ничего, кроме проверки собственных людей на лояльность к своему лидеру и любым его решением. Кроме того, стратегия "умного голосования" отнимала голоса у других оппозиционных структур, более близких ФБК – типа Парнаса или Яблока, тех, кто обращал на это внимание, травили и объявляли агентами Кремля.
И вот сегодня главой ФБК становится Мария Певчих, сторонница BLM и защитница ЛГБТ, считающая, что объявления "сдам квартиру славянам" - это бытовой расизм, требующий искоренения. Судя по интервью Юрию Дудю ближайшим жизненным приоритетом Марии является выплата ипотеки в Лондоне, этом прекрасном, но очень дорогом городе, где, по словам Певчих, очень богатые олигархи со всего мира могут купить себя новую жизнь.
Иными словами, перед нами человек, который и политически и физически связывает свою дальнейшую жизнь с западным миром. Мария говорит, что она не политик, но если она не политик, значит ФБК - больше не политическая организация, её задача лишь помогать Западу выявлять ещё не арестованные российские активы и транслировать на российскую аудиторию самого ядерного русофоба из всего офиса Зеленского - Михаила Подоляка. ФБК и Команда Навального больше не борятся за власть, за "Прекрасную Россию Будущего", но учитывая крайне плачевное моральное, организационное и идеологическое состояние личного состава данной структуры – это, безусловно, к лучшему.
Популизм на экспорт
Оскароносный фильм "Навальный", при производстве которого Певчих выступала в качестве продюсера, выглядит как виртуальный памятник на могиле друга, чья история закончилась. "Чтобы ты сказал русскому народу, если твои политические оппоненты всё-таки убьют тебя"? – спрашивает голос за кадром. "Эй, не вставляй такое в этот фильм – отвечает Навальный, – я ещё живой. Я тебя дам ответ, но ты вставишь его во второй фильм – некролог, который выйдет уже после моей смерти". Режиссёр вставляет слова Навального, которые он просил опубликовать только после его смерти в другом фильме, словно бывший глава ФБК уже умер, надо кинуть ему немного земли на могилу в дань уважения и двигаться дальше. Его мнение не имеет значение, важна лишь монетизация пока еще не забытого имени и эмоции западного зрителя, для которого всё и снималось на хорошем английском языке.
Но Навальный жив, продолжает судиться с ФСИН из-за качества воды в камере, которым он недоволен. И даже опубликовал свою политическую платформу, из 15 пунктов, на две странички крупным шрифтом. Навальный пытается сказать своим сторонникам, что в их интересах, если Российская Федерация капитулирует в Украине и выплатит репарации, столько, сколько скажут США и Британия, потому что видимо для нас нет ничего более ценного, чем возможность нормальных отношений с Западом.
О будущем России очень туманно – смена Путина на выборах. Да, именно так "Демонтаж режима … в идеале через всеобщие свободные выбор", и это после нескольких лет бесконечного повторения сторонниками Алексея того, что власть в России сменится не в результате выборов, и поэтому важно продолжать выходить на улицы и создавать низовые структуры. Даже не знаю, нужно ли после публикации данной платформы ждать мощной поддержки ФБК Зюганова на выборах 2024.
А дальше ещё немного абстрактного популизма, в котором и либертарианец, и социал-демократ, и регионалист, и другие представители разношёрстных недовольных смогут найти что-то своё: "Установление парламентской республики, основанной на сменяемости власти через честные выборы, независимом суде, федерализме, местном самоуправлении, полной экономической свободе и социальной справедливости".
С этим многие согласятся, конфликты начинаются, когда мы осознаём, что есть граница, за которой экономическая свобода уничтожает социальную справедливость и наоборот, черта, где федерализм и местное самоуправления обрушают государства, невидимая тонкая нить, где "независимые суды" настолько независимы от граждан, что их формирует тайный пул элит, на которые невозможно повлиять. Без конкретики эти красивые слова не имеют смысла, смысл тут имеют только конкретные идеи капитуляции и репараций, который Навальный пытается навязать российскому народу, замаскировывая их под тонкой пудрой мнимой доброжелательности.
Спецоперация, срывающая маски
Если СВО для них трагедия, почему они борются не за компромиссный мир, а за капитуляцию? Почему боевые действия должны закончиться только на условиях Запада? Почему российские граждане должны оплачивать все издержки военного противостояния, если это Запад и Киев сначала разорвали Минские договорённости, потом вышли из переговорного процесса в Стамбуле, а потом и вовсе посчитали полезным для своих геополитических целей пытаться затянуть боевые действия на годы? Почему любые напоминания о правах и будущем населении Донбасса - это до сих пор какое-то невероятное табу для либеральной оппозиции?
Настоящая борьба за мир заключается в давлении на ту сторону, которая не хочет идти на переговоры и компромиссы, сегодня такая сторона – это коллективный Запад. И это очевидно всем, у кого есть голова на плечах. "Сдавайтесь, в НАТОвском плену хорошо кормят" - это не борьба за мир, это военная пропаганда противника, тем более "мы" уже сдались в 1990-х и нас очень плохо кормили.
Может быть новая политическая платформа Навального и могла бы понравится на Западе, но им удобнее посчитать его мёртвым, отдать дань памяти и завесить Российскую Федерацию железным занавесом. Им не нужна Прекрасная Россия Будущего – они боятся всего большого, сильного и прекрасного, пока Западный мир не переживёт смену элит, он так и будет плохим другом для любого, кто хочет действовать в своих национальных интересах.
Из ситуации с Навальным также важно вынести то, что политик должен публично ограничить себя конкретной, в основе неизменной программой, или хотя бы принципами определённой идеологии, иначе его сторонники и избиратели рискуют оказаться обманутыми при любом дуновении ветра.
Автор: Ярослав Меркулов
*Движение против нелегальной иммиграции (Межрегиональная общественная организация "Движение против нелегальной иммиграции" запрещена на территории России)
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия