Евросоюз обвиняет Россию в "преступной агрессии", чтобы украсть её миллиарды – профессор права

Доктор публичного права Университета Монпелье профессор Карин Беше-Головко комментирует ситуацию прозвучавшие на Западе призывы к созданию "международного трибунала" для суда над Россией.

Доктор публичного права Университета Монпелье профессор Карин Беше-Головко комментирует ситуацию прозвучавшие на Западе призывы к созданию "международного трибунала" для суда над Россией.

В то время как Россия полностью покинула правовое поле конфликта на Украине и сконцентрировалась исключительно на его медийном освещении, ЕС и ООН готовятся создать трибунал против России на очень слабом и оспариваемом международным сообществом основании "преступной агрессии". Бывшая Югославия уже продемонстрировала, в какой степени "международное правосудие" может содействовать текущему конфликту и навязывать дискурс международному сообществу.

Странно, но российские политико-медийные круги распространяют только часть заявлений Урсулы фон дер Ляйен, где говорится о 100 000 погибших украинских солдат. Ее заявления о создании трибунала для суда над Россией за "эти преступления" в российском политическом и медийном дискурсе практически отсутствуют.

Урсула предельно ясно высказалась по данному поводу: с февраля этого года погибло более 20 000 мирных жителей и 100 000 украинских солдат, Россия должна заплатить во всех смыслах этого слова. Работа разворачивается одновременно по двум направлениям.

Во-первых, дело касается формальной легализации присвоения российских активов. Закон – инструмент, и, при наличии политической воли, кражу можно всегда под него подвести. А когда воровство достигает миллиардных сумм, это становится искусством. Процитирую Урсулу:

"Эти средства должны быть использованы на то, чтобы Россия выплатила Украине компенсацию за ущерб. Мы будем работать над международным соглашением с нашими партнерами, чтобы это стало возможным. Все вместе мы сможем найти законные способы этого добиться".

И, выражаясь конкретно, это будет уже немалая сумма. Снова цитирую:

"Вместе с нашими партнерами мы проследим за тем, чтобы Россия заплатила за вызванные ею бедствия и используем для этого замороженные средства олигархов и активы ее центрального банка", — заверила она. ЕС уже заморозил в общей сложности 300 миллиардов евро из резервов ЦБ России, в придачу к 19 миллиардам евро замороженных активов, принадлежащих российским олигархам".

Во-вторых, ради этого ЕС ведет речь о создании международного трибунала на базе ООН, чтобы судить Россию за приписываемые ей преступления. Проделана большая постановочная работа на территориях, которые она оставила "по стратегическим соображениям". Декорации готовы, осталось определиться с театром. МУС прямо использовать против России нельзя, если речь идет о привлечении ее к ответственности как государства, так как она не признает его юрисдикции. А вот ООН – площадка идеальная, тем более, что давно уже представляет собой не более, чем завесу, которая на международном уровне стыдливо прикрывает пронатовскую сущность всех международных институций.

"Продолжая поддерживать Международный уголовный суд (МУС, базирующийся в Гааге), мы предлагаем создать при поддержке ООН специальный трибунал для расследования и судебного преследования преступной агрессии России против Украины", — заявила Урсула фон дер Ляйен в размещенном в Twitter видео.

Термином "преступная агрессия" ЕС послушно повторяет риторику Зеленского, который месяц тому назад попросил Совет Европы создать специальный трибунал для суда над "каждым российским агрессором". Более того, украинская Рада только что приняла политическую резолюцию, осуждающую "преступную агрессию России". Речь явно идет не о преступлениях, совершенных "хорошими" украинцами, как на фото ниже, после отвоевании ими Херсона, где продолжается террор. Как минимум, с одобрения западных лидеров.

Однако, выбор в качестве правового основания "преступной агрессии" свидетельствует о слабости натовской позиции. Поскольку это – единственное основание, фигурирующее в перечне преступлений статьи 5 Римского Статута, добавленном в 2010, которое не позволяет Международному уголовному суду осуществлять свою юрисдикцию, так как изначально термин не был пояснен. А ратификация расплывчатого определения, предложенного в 2017 году, должна быть завершена, что вызвало много споров и так и не убедило политическое и юридическое общество. Помимо институционального вопроса, который, так или иначе, не касается России, выбор этого весьма спорного термина важен для политической, а не правовой позиции обвинения, выдвинутого против России.

Прецедент Трибунала ad hoc (лат. - "специально для этого", "по особому случаю"), служащего только для судебного преследования, уже был создан во время конфликта между НАТО и Югославией и выполнил свою роль: он отформатировал международный дискурс, назначил заранее предопределенных ответственных и положил конец политическому существованию. государства. Именно эта модель будет применяться против России. И снова приведем слова Урсулы:

"Мы готовы начать совместную работу с международным сообществом, чтобы заручиться максимально широкой международной поддержкой данного трибунала", — пояснила госпожа фон дер Ляйен в выступлении, транслируемом в Twitter. — Ужасные преступления России не останутся безнаказанными"".

А в это время Россия транслирует в интернете интервью с украинскими солдатами, рассказывающими на камеру о совершенных зверствах, интервью пострадавших, репортажи полчищ блогеров, которые прогуливаются неподалеку от линии фронта или в московских салонах. К счастью, реальная следственная работа, сбор доказательств тоже ведется компетентными структурами, во всяком случае, на территориях, которые не были оставлены по стратегическим соображениям. Кто будет расследовать смерть вице-губернатора Херсона Кирилла Стремоусова , которая случилась накануне оставления города Россией? Кто будет расследовать массовые убийства в Буче мирных жителей с белой повязкой на руках, которые приветствовали приход России? Кто будет расследовать чистки среди школьных учителей и врачей в Харькове, которые просто выполняли свою работу при российской администрации? Кто ? Это не будут ни украинские марионеточные власти, ни их натовские хозяева. Эти жертвы не добьются правосудия до тех пор, пока территория не будет освобождена. Окончательно. Видео здесь ничего не изменят.

Тем временем Россия, при посредничестве олигарха Абрамовича, отправляет домой бойцов полка "Азов" (запрещенная в России организация) и иностранных наемников, в том числе и тех, кто был осужден. А обмены пленными опустошают ряды тех, кто также совершал преступления. Как бы там ни было, судить практически некого, и даже если этих людей осудят, они смогут вернуться домой, вопрос лишь цены. Это полностью дискредитирует саму идею правосудия.

И к чему их содержать под стражей или судить, если они уже высказались в Telegram? Постмодернистское правосудие свершилась! Ура! Гораздо удобнее кричать и возмущаться перед камерами, разоблачать незаконное применение иностранного оружия против гражданских целей (что да, является военным преступлением, за которое несут ответственность конкретные страны, но не в мессенджере Telegram), чем обращаться в суд. Правосудие – не медийное освещение, здесь нужна долгосрочная стратегия. Которая не допускает постоянного мелькания камер и лиц (а это не интересно). Которая обязывает делать политический выбор в отношении западных стран, выбор, который может заблокировать последующие переговоры, при которых "мы все забудем и начнем сначала" (а это слишком опасно).

Тем временем Россия полностью покинула правовое поле, увязла в том, что бросила все свои ресурсы на ситуативное медийное освещение, сведя само понятие гибридной войны к его примитивному аспекту – военно-коммуникативному, и тем самым лишила себя реального инструмента борьбы.

Карин Беше-Головко, доктор публичного права Университета Монпелье, приглашённый профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международного общественного трибунала по Украине

Перевод Светланы Кисилевой

Новости партнеров