Фёдор Гайда: Тарас Шевченко был бы поражен разгулом фантазии Порошенко

Тарас Григорьевич Шевченко очень сильно бы удивился, узнав, что его отделяют от русской культуры — сам себя он никогда от нее не отделял. Об этом заявил кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Фёдор Гайда, комментируя для ИА «Новороссия» заявление ук

Тарас Григорьевич Шевченко очень сильно бы удивился, узнав, что его отделяют от русской культуры — сам себя он никогда от нее не отделял. Об этом заявил кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Фёдор Гайда, комментируя для ИА «Новороссия» заявление ук

Тарас Григорьевич Шевченко очень сильно бы удивился, узнав, что его отделяют от русской культуры — сам себя он никогда от нее не отделял. Об этом заявил кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Фёдор Гайда, комментируя для ИА «Новороссия» заявление украинского президента Порошенко о том, что Шевченко стал «духовным оружием украинцев».

«Для нас, украинцев, Тарас Шевченко первый в ряду героев, которые прокладывали путь к независимому, соборному украинскому государству. Он вел за собой и героев украинской революции, и воинов, которые боролись за Украину против двух тоталитарных режимов во Второй мировой войне. И теперь «Кобзарь» очень часто можно увидеть в блиндажах на передовой. А это значит, что Шевченко – наше украинское духовное оружие, такое же необходимое, как танки и пушки», — сказал Порошенко.

Гайда отметил, что, очевидно, президент Украины придумал себе какого-то другого Шевченко.

«Тарас Григорьевич писал стихи на малороссийском языке, диалекте, наречии – можно по-разному называть, но все остальное, включая личный дневник, он писал на русском языке. Шевченко был русским человеком, который, естественно, любил свою родину Украину, воспринимая ее частью огромного пространства.

В свое время он принимал участие в Кирилло-Мефодиевском братстве, в котором выступал за освобождение всех славянских народов и создание славянской федерации, включая все славянские страны, в том числе и Россию. От братства с русскими он никогда не отказывался и, по сути, был русским художником, поэтом и писателем, который писал на малороссийском наречии.

Хочу отметить, что ни разу во всем его творчестве не встречается слово «украинец», «украинцы». Довольно часто у него встречается слово «Украина» — по-видимому, он воспринимал ее, как родную страну, но то, как он именовал этнос, который живет на территории этой самой Украины — большой вопрос. Он никак его не именовал.

По моему мнению, Петр Порошенко выдумал себе какого-то другого Тараса Шевченко — не того, который был на самом деле, а того, которого подсказала фантазия самого Порошенко и его предшественников в 20 веке», — подчеркнул эксперт.

Гайда добавил, что президент Украины несколько раз в год «зарождает украинскую нацию» и «прощается с русской культурой», как он заявил и в этот раз, во время празднования годовщины со дня рождения Шевченко.

«Петр Алексеевич придумывает всё новые страницы «истории». Например, в прошлом году, когда «воскрес» Бабченко (журналист. – прим.ред.), Порошенко сказал, что это был «день рождения украинской нации». Это значит, что украинская нация существует, по словам Порошенко, с 30 мая 2018 года.

Я не удивлюсь, если у Порошенко будет еще несколько «дней рождения украинской нации». Точно также, как 300 раз он говорил «остаточне прощавай» (Окончательное прощай (укр.). – прим.ред.) России, СССР и Российской империи — столько же раз у него может родиться «украинская нация», — подытожил эксперт.

Новости партнеров