Французские криптоколонии в Африке или неочевидные мотивы поддержки Украины со стороны ЕС
Увеличение российского экономического и военного присутствия на континенте воспринимается Парижем как оскорбительное вторжение в сферу национальных интересов.
Колониальная ревность
60 лет Франция сохраняла высочайший уровень влияния на свои бывшие колонии в Африке. Увеличение российского экономического и военного присутствия на континенте воспринимается Парижем как оскорбительное вторжение в сферу национальных интересов. В каком-то смысле это схоже с реакцией российского патриотически настроенного политического сегмента на "поглощение" странами НАТО части бывших пост-советских республик.
За тем исключением, что НАТО является антироссийским военным блоком, в то время как российские военные специалисты, задействованные в Африке, заняты решением локальных задач, и не несут даже толики потенциальной угрозы населению Франции.
Приведу несколько цитат в подтверждение тезиса о болезненном отношении Парижа к росту российского влияния в Африке:
- Президент Франции Эммануэль Макрон: "Российская экспансия – это политический проект. "Российская военная хунта" оплачивает антифранцузскую пропаганду в Африке. Иностранное вмешательство нацелено на подрыв французского влияния в Африке, чтобы унизить нашу страну и язык, посеять сомнения и продвигать свои интересы".
- Министр Вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню: "Русские поняли, что Африка – это стратегический тыл Франции, часть ее истории и языковой зоны влияния. Поэтому они опосредованно атакуют Францию, когда разворачивают деятельность в ряде африканских стран, испытывающих экономические, военные и политические трудности".
- Схожую оценку имеет и Председатель Европейского Совета Шарль Мишель, считающий, что: "Многим африканским лидерам не нравится то, как действует Россия, пытаясь заполучить (на самом деле украсть) ресурсы и в то же время усилить свою геополитическую повестку, направленную против ЕС и Соединенных Штатов".
- Соответствующую парадигму восприятия продвигает и западная пресса, так Financial Times утверждает, что укреплением своих позиций в Центральной Африке, Москва открыла "второй фронт" для противостояния с Западом.
Собственно, прошедшее минувшей весной африканское турне Макрона, имело официальной целью "противодействие российской экспансии на континенте".
Интересы Франции = интересы ЕС
Франция является второй экономикой ЕС после Германии, а ЕС – это важный экономический партнёр для большинства стран Северо-Запада Африки. Кроме того, население ЕС стремительно вымирает, в то время как Северо-Запад Африки является наиболее интенсивно растущим регионом. И может стать донором рабочей силы для Евросоюза, руководители которого открыто прибегают к политике этнического замещения вместо поддержания рождаемости у местного населения. Собственно говоря, Африка - это единственный большой регион планеты, где работоспособное население будет значительно увеличиваться в ближайшие годы за счёт естественного прироста. Если верить прогнозу банка HSBC, население стран Африки к 2050 г. удвоится.
Уже сегодня средний возраст жителя Франции - 41 год, в то время как жителя Алжира – 28 лет, Центральноафриканской Республики - 19.7, Мали – 15,8. Таким образом, через 20 лет Франция может оказаться страной белых пенсионеров и африканских рабочих, по крайней менее, очень похоже, что план именно такой.
Северо-западная Африка интересна властям Пятой Республики в качестве поставщика рабочей силы и населения ещё и потому, что в большинстве бывших колоний Франции французский язык остаётся государственным и обязательным для изучения. По экспертным подсчётам, на которые ссылается сотрудник Института Африки РАН А.Р. Халитова, к 2050 году в Африке будет проживать 85% всех франкоговорящих жителей планеты. Отметим, что франкоязычные африканцы могут подойти для замены коренного населения не только во Франции, но и в Бельгии и Швейцарии, где также говорят на языке Вольтера.
Колониальные базы Пятой Республики
В 6 странах Африки на сегодняшний день остаются 6 100 французских военных, которые обеспечивают соблюдение национальных интересов своего государства. База в Джибути делает возможным проведение военных операций на Ближнем Востоке и Восточной части Африки, а также обеспечивает выход к Красному морю. В то время как база в Габоне даёт возможность проведения специальных операций в Центральной Африке, а в Сенегале - осуществлять сбора разведданных из Западной Африки. Защищать французские интересы в Гвинейском заливе призвана база в Кот-д’Ивуаре.
Базы в Нигере, Чаде и Кот-д’Ивуаре сохраняются под предлогом борьбы с террористами-исламистами, защиты добычи урана и кофе, а также для обеспечения возможности проводить военные операции в регионе Сахеля.
Кроме того Пятая республика задействует работающие на своё правительство ЧВК. С Минобороны Франции связаны следующие структуры подобного рода: Défence Conceil International, Economat des Armées, International Assistance Group и другие. Об их использовании на Африканском континенте известно мало. Также в Ливии и Сомали была замечена французская ЧВК "SECOPEX".
Изначально, под предлогом защиты от "коммунистической угрозы" и "обеспечения внутриполитической стабильности", после дарования колониям независимости, Париж управлял военными базами в примерно 20 африканских странах.
Переменная французская военная интервенция в суверенные государства Африки стала визитной карточкой неоколониальной эпохи. Попробуем перечислить основные из них: вторжение в Габон в 1964 году, участие в Катангских войнах в 1977–1978 годах, в военных действия в Центральноафриканской Республике в 1979 году, в Сомали в 1991–1992 годах, опять в ЦАР в 1996, 2006, 2013 годах, Кот-д'Ивуар с 2003 года, Ливия с 2011 года, Мали с 2013 года.
Сегодня Макрон обещает реформировать военные базы, превратив их в "хабы безопасности", где африканские солдаты будут проходить необходимое обучение под присмотром французских инструкторов.
Франк CFA
Политико-экономическая система сохранения военного присутствия и поддержки светских диктатур ради права приоритетного доступа к добыче африканских полезных ископаемых и местным рынкам сбыта получила называние Франсафрика. Изначально это слово не имело негативной коннотации и обозначало просто французскую сферу влияния на соответствующем континенте. Отметим, что в зону интересов Парижа попали не только свои бывшие колонии, но и утраченные бельгийские и испанские владения на черном континенте.
Значительное французское воздействие ощущается в государствах Западной Африки (Сенегал, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Того, Бенин, Нигер, Мали и Гвинея), Центральной Африки (Республика Конго, Габон, Чад, Центральноафриканская Республика и Камерун), в регионе Африканского рога и Индийского океана (Коморские Острова, Мадагаскар, Джибути) и в бывших бельгийских колониях (Демократическая Республика Конго, Бурунди и Руанда).
Пятая республика до сих пор контролирует финансовую сферу Западной и Центральной Африки. 15 стран данного региона используют французскую валюту и хранят валютные резервы в центральном банке Франции. В 1945 году Париж ввёл на своих африканских территориях франк КФА (CFA – "французские колониальные владения", после формальной деколонизации аббревиатура стала расшифровываться как "африканское финансовое сообщество). Сохранение африканской зоны хождения франка после предоставления колониям независимости было обосновано желаниям защиты интересы "бывших подчинённых" дав гарантии стабильного обменного курса и низкой инфляции.
До 2019 годы криптоколонии хранили в банках метрополии половину свои финансовых резервов в валюте (500 миллиардов долларов) и ещё 20% в виде обязательств. Таким образом национальные экономики африканских стран могли располагать лишь 30% собственных средств. Из африканских денег Париж раздавал африканцам кредиты и дотации на покупку французской продукции. Но самое возмутительное событие произошло в 1994 году, когда Пятая республика девальвировала франк CFA на 50% в интересах евро, нанеся колоссальных экономический ущерб доверчивым африканцам. При этом национальные государства не могли взять собственные деньги из банка без согласования Парижа, который имел право вето в данном вопросе.
Африканский франк имел хождение на территории 8 странах Западной Африки (Бенин, Буркина-Фасо, Гвинею-Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того) и 6 государствах Экваториальной Африки (Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР, Чад и Экваториальная Гвинея).
С 2019 по 2021 власти Франции пересмотрели кабальные условии валютного контроля. В части стран франк КФА будет заменен на Eco (Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС)), при этом новая валюта привязана к евро. В Камеруне, ЦАР, Чаде, Экваториальной Гвинее, Габоне и Республике Конго – франк по-прежнему останется. Так же было отменено условие о хранении 50% резерва в банке Франции.
Тираны Франсафрики
Договоренности, заключённые между Францией и колониями в период переговоров о представлении им независимости, обеспечили французским компаниям приоритетный доступ к природным ресурсам "освобождаемых государств". Напомним, что африканские страны обладают значительными запасами полезных ископаемых: алмазов, бокситов, кобальта, марганца, лития, никеля, тантала, урановой руды, редкоземельных металлов, газа. Долгие годы африканцы были лишены возможности продавать полезные ископаемые по более высокой цене другим странам без разрешения бывшей митрополии.
В настоящее время в Африке действуют более 40 000 французских компаний, в том числе такие транснациональные гиганты как Total Energies, Areva или Vinci. Что же касается рынка сбыта, то активная китайская экспансия конечно же дезавуировала торговую гегемонию Парижа в северо-западной части континента. Однако, в абсолютных цифрах, за последние 20 лет экспорт Франции в Африку вырос более чем вдвое.
Отстаивая соблюдение выгодных ей договорённостей Франция оказывала поддержку таким авторитарным африканским правителям, как убитый повстанцами в 2021-ом Идрис Деби, властвовавший в Чаде, и "наследному президенту" Габона Али Бонго. Кроме того, в 1997 году был свергнут профранцузский диктатор Мобуту Сесе Секо, правящий Заире (Конго).
Париж оказывал военное содействие занимавшему пост президента Кот-д’Ивуара Лорану Гбагбо, ровно до той поры, пока тот не решил пересмотреть контракты на поставки какао, а также не задумался о выходе из зоны франка. После чего французский спецназ просто выкинул мятежного тирана из президентского дворца, затем Париж "утвердил" нового главу государства.
Также, вероятно, из-за желания отказаться от франка в 1963 году был убит африканский лидер Сильван Олимпий из Того. Существует распространённое мнение, что Франция косвенна причастна к геноциду в Руанде, поскольку оказывала военную поддержку режиму Хабиариманы. Французы никак не реагируют на диктатуру, нарушение прав человека, репрессии, преследование христиан или в целом европейцев на "подшефной территории", пока их бизнес интересы не задеты.
Любопытно, что даже известное предательство "алжирских французов" и профранцузских алжирцев Де Голлем в 1960-е – когда Франция подавила попытки местного европейского населения не допустить захвата северного Алжира повстанцами, было также связано с обязательством алжирских повстанцев (в дальнейшем установивших на десятилетия военную диктатуру) перед властями Франции обеспечить приоритеты бизнеса метрополии после предоставления независимости.
Энергия Франции
Отметим, что самой важной африканской квазиколонией Франции является Нигер – основной источник урана для Пятой Республики. Нигерский уран используют 18 французских АЭС (обладающих 55 энергоблоками). Также данный полезный ресурс есть в Чаде и Габоне. Свободный доступ к урану позволяет Франции быть одним из крупнейших мировых экспортёров электроэнергии. Также Париж экспортирует ядерное топливо в другие европейские страны.
Похоже, что собственные запасы урана Франция исчерпала к 2003 году. По некоторым оценкам зависимость от африканского урана составляет ¾ энергобаланса страны. От дешёвого нигерского урана зависят возможности Пятой республики развиваться в качестве современной индустриальной высокотехнологической страны. Эксперт Центра изучения Африки НИУ ВШЭ Е.Н. Корендясов считает, что в Нигере уран для французов обходится в 3-4 раза дешевле мировых цен.
Российское присутствие
В 1990-е желая услужить Западу, ельцинская Российская Федерация почти полностью ушла из Африки. В 1992-ом в Африке было закрыто 4 консульства и 9 посольств РФ, большинство культурных центров и торговых представительств. В 1990-е массово сворачивались совместные российско-африканские экономические проекты, фактически была уничтожена сеть информационных агентств и СМИ, "вещавших" на "чёрный континент".
Тем не менее, начиная с середины 2000-х российское присутствие в Африки усилилось. Например, алюминиевая компания "РУСАЛ" приобрела 77,5 % акций нигерийского алюминиевого завода "Alscon", а так же инвестировала в добычу бокситов (сырья для производства алюминия) в Гвинее. "Алроса" запустила проекты, связанные с добычей алмазов в Анголе. "Ренова" была задействована в разработке месторождения марганца в ЮАР. "Евраз" сделала инвестиции в горно-металлургические предприятия в Ботсване и ЮАР. "Северсталь" занята разработками железной руды в Либерии. "Газпром" имеет бизнес интересы, как минимум в Алжире, Намибии и Нигерии. "Лукойл" занимается освоением ресурсов и инвестициями в Нигерии, Гане, Кот-д’Ивуаре, Сьерра-Леоне, Камеруне. Это не считая многочисленных совместных проектов в банковской сфере, IT и энергетике (в последних непосредственно задействован "Росатом").
Российский бизнес экспортирует в Африку в основном вооружение и другие секретные группы товаров, продовольствия и сельскохозяйственное сырье. Кроме того, в настоящий момент для Российской Федерации также важно политическое блокирование с Африкой, ведь 54 независимых стран континента имеют почти треть голосов в ООН.
Поле славы ЧВК "Вагнер"
По данным BBC на начало 2022 года российское военное влияние так или иначе затрагивало десятки африканских государств, включая наличие российских военных специалистов в т.ч. сотрудников ЧВК в Мали, Ливии, Судане и ЦАР. Существуют соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Тунисом, Алжиром, Египтом, Ливией, Нигером, Нигером, Ганой, Гвинеей, Гамбией, Сьера-Леоне, Буркина-Фасо, Чадом, Северным и Южным Суданом, Эфиопией, Кенией, Руандой, Замбией, Камеруном, Конго, Танзанией, Мозамбиком, Анголой, Ботсваной, Мадагаскаром, Бурунди, Зимбабве и Эсватини. По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Дмитрия Шугаева, поставки оружия в Африку занимают 30-40% от всего объема экспорта российских вооружений.
ЦАР стало первой страной, с которой началась Африканская эпопея ЧВК "Вагнера", где бойцы компании с 2018 года успешно защищают власть президента Фостен-Арканж Туадера, помогая ему сохранять контроль на большей части страны и охраняя первых лиц государства.
Что крайне эмоционально воспринимается президентом Макроном, ещё в мае 2021 года он заявил, что президент Центральноафриканской Республики (ЦАР) Фостен-Арканж Туадера является "заложником группы Вагнера", которая "захватывает шахты и вместе с ними политическую систему" страны.
Интересным стратегическим проектом является строительство российской базы в Порт-Судане на Красном море, в 2020 году соглашение о создании соответствующего пункта материально-технического обеспечения было подписано с властями Судана. В настоящий момент неизвестно продолжается ли работа российских военных специалистов в Мозамбике, где осенью 2019 года они выступали на стороне правительства против исламистов.
Появление "вагнеровцев" в Мали совпало с сокращением там французского военного контингент. В феврале 2022 года Париж объявил о полном выводе миротворцев из этой страны, после 9 лет непрерывных военных операций ("Сервал" и ""Бархан""), которые так и не помогли навести в стране порядок. Справедливости ради скажем, что относительным успехом является то, что, по крайней мере, Пятой республики удалось сохранить территориальную целостность Мали.
Президент 5-й республики не приемлет критики действий французского контингента, который не смог эффективно противостоять исламистам, в ответ Макрон заявляет, что не позволит Франции стать "идеальным козлом отпущения" за местные политические проблемы.
Буркина-Фасо стала ещё одной страной, где власти предпочли российских бойцов французской армии. В конце 2022 года президент Ганы Нана Акуфо-Аддо анонсировал, что руководство Буркина-Фасо предложило "Группе Вагнера" выгодный контракт на добычу полезных ископаемых в обмен на её услуги. Власти этого государства также потребовали вывода французских войск, что вызвало публичное негодование Макрона.
По информации Deutsche Welle, очевидно требующей подтверждения и уточнения информации, ЧВК "Вагнера" могла появиться и в Конго в декабре 2022-го, где планировала выступить на стороне регулярной армии против этнических повстанцев.
Правительству Макрона стоит принять реальность
Власти Франции как-то находят в себе силы мириться с китайским, турецким и американским присутствием в Африке. Врагами, хищниками и бандитами объявляются только россияне. Возможно, что это связано с тем, что стиль внешней политики, проводимый Михаилом Горбачёвыми и Борисом Ельциным, а также различные "жесты доброй воли", привели к тому, что в Западных странах сложилось впечатление, что Российскую Федерацию проще продавить на международной арене, чем найти с ней взаимовыгодный компромисс.
И учитывая, что Макрон публично высказывался против "смены режима" в РФ, речь не о неприятии конкретных политиков, идеологических доктрин или управленческих моделей, а об иррациональном нежелании принимать Российскую Федерацию и русский народ в качестве равноценных партнёров со своими интересами и сильными сторонами.
Между тем, почти 150 лет владычества Франции не превратили жизнь простого африканца в сказку. Нигер, Центральноафриканская Республика, Чад, Буркина-Фасо, Мали – беднейшие страны, находящиеся в плачевном состоянии, раз уж Пятая республика не смогла или не захотела навести в них порядок, почему бы не дать этим странам пройти свой собственный исторический путь без иностранного протектората.
Автор: Ярослав Меркулов