Генералы в жертву кабинетам: Еще один герой пойдет по пути Суровикина? Фронт и политика в вечерней СВОдке
Утром 13 ноября в СМИ появилось сообщение о том, что группировка "Днепр" в Херсонской области будет переброшена к востоку от одноименной реки для занятия "более выгодных позиций". Позже новость отозвали, а в Минобороны заявили, что это был вброс ВСУ. Что может стоять за попыткой дискредитировать российских военных, возможен ли в этой истории закулисный конфликт генералитета – разбиралась Новороссия.
"Днепр уходит"
Накануне два крупнейших информационных агентства России ТАСС и РИА Новости со ссылкой на Минобороны выпустили заявление, в котором сообщалось, что руководство МО приняло решение о переброске военнослужащих восточнее реки Днепр. Вышло так, что командование одноименной группировки оценило сложившуюся на линии соприкосновения ситуацию и решило переместить воюющие подразделения “на более выгодные позиции”.
В сообщении говорилось, что это позволило бы "высвободить часть сил, которые будут задействованы для наступления на других направлениях". В РИА Новости также добавили, что "командующий объединенной группировкой российских войск согласился с выводами командования "Днепра" и приказал начать передислокацию войск". Позже СМИ отозвали сообщение, объяснив его появление ошибкой.
В пресс-службе Минобороны всё это назвали провокацией.
"Рассылка ложного сообщения о "перегруппировке" войск в районе Днепра якобы от имени пресс-центра Минобороны России является провокацией", — сообщили в МО.
Позже выяснилось, что два крупнейших издания получили письмо с заявлением военного ведомства с личного почтового ящика начальника пресс-службы Южного военного округа Вадима Астафьева.
"Ящик — подлинный, но частный. Его взломали. Рассылка написана грамотно — именно с той подачей, какую обычно используют при написании релизов сотрудники пресс-центра. Но пресс-служба ЮВО никакого отношения к пресс-центру группировки "Юг", по сути, не имеет: последний подчиняется напрямую управлению информации МО", — рассказали в отделе расследования "Царьграда" со ссылкой на собственный источник.
Бунтари поневоле?
Несмотря на официальное заявление Минобороны, многие не верят, что все это было лишь успешно проведенной операцией украинских военных по дискредитации командования армии России. Некоторые подозревают, что внутри военного ведомства страны идет некое противостояние, результатом которого стал этот вброс.
В этом не было бы ничего удивительного. В памяти многих еще свежи события 24 июня, когда создатель и руководитель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин устроил "марш справедливости" и пошел с 25-тысячным войском к Москве. С одной стороны, он пытался таким образом решить конфликт, возникший между ним и министром обороны Сергеем Шойгу, с другой — донести до высшего руководства страны, что на фронтах имеются серьезные проблемы, которые необходимо срочно решать.
Несмотря на то, что генерал Сергей Суровикин публично открестился от поддержки Пригожина и призвал бойцов "Вагнера" остановиться, вскоре он был задержан и пропал из армейских сводок. Стали распространяться сведения, что генерал якобы знал о готовящемся восстании, даже был одним из его непосредственных "теневых" руководителей.
22 августа федеральные СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что генерал уволен с должности главкома Воздушно-космических сил.
Лишь долгое время спустя он снова начал появляться на публике – впрочем, вдали от камер и журналистов. Многие сочли это признаком опалы.
Дилемма генерала
Перед каждым из боевых командиров рано или поздно встает роковой вопрос – выполнение задания или жизни своих солдат. Если посмотреть в историю, в пример этому можно вспомнить о маршале Советского Союза Родионе Малиновском. В августе 1941 года он стал командующим 6-й армией, а в декабре и командующим войсками всего Южного фронта. Тогда же он провел во взаимодействии с Юго-Западным фронтом Барвенково-Лозовскую наступательную операцию и отбросил превосходящие силы противника на 100 километров, вынудив немцев перейти к обороне. Однако обстановка, сложившаяся к лету 1942-го, в ряде случаев делала невозможным противостояние противнику отдельных фронтов.
Из-за серьезных ошибок, допущенных Ставкой Верховного главнокомандования и Генштабом в оценке возможных действий противника и планировании стратегических действий на 1942 год, в особенно тяжелом положении оказались Юго-Западный и Южный фронты. С началом Харьковской наступательной операции нацисты ударили по флангу Юго-Западного фронта и развили крупное наступление. Наши войска вынуждены были с боями отходить на Кавказском и Сталинградском направлениях.
Тогда Родиону Малиновскому удавалось дважды отводить основную группировку от угрозы окружения и занять оборону на рубеже от Верхне-Курмоярской до Ростова. Вот только немцы, использовав растянутость фронта и слабое прикрытие участка к югу от Каменска-Шахтинского, прорвались к Ростову-на-Дону. 24 июля Южный фронт вынужденно оставил город. Именно тогда из-за крайне тяжелого положения РККА Ставка издала приказ №227 "Ни шагу назад", в котором предлагалось расстреливать трусов. Малиновского понизили в должности, но потом при встрече со Сталиным он напомнил, что неоднократно сообщал об угрозе под Ростовом и, отступая, все-таки спас людей.
Сложно представить, как бы в то время действовало руководство СССР, если бы существовал Интернет и СМИ современного типа, которые доводят информацию до читателей в режиме онлайн. И сложно представить, какими были бы настроения в советском обществе, если бы оно узнало о подобных событиях. Однако случай с Малиновским показывает, что даже в самых верхах всегда могут быть серьезные разногласия и конфликты на почве происходящих на фронтах событий.
Страсти по Днепру
Нечто подобное происходит и сегодня. Отдельные генералы на местах понимают, что складывающаяся на линии боевого соприкосновения обстановка не всегда позволяет нормально вести боевые действия. А иногда без должной поддержки, в том числе людских ресурсов, это и вовсе приводит к гибели личного состава.
К примеру, в последние недели группировка “Днепр” пытается ликвидировать плацдармы, создаваемые украинскими войсками на левом берегу Днепра. ВСУ перебрасывают в район боевых действий много людей и бронетехнику, прикрывая все это ударами ствольной артиллерии и постоянно атакуя наших бойцов барражирующими боеприпасами. Особенно сложная обстановка в районе села Крынки.
Проблема заключается в том, что из-за подрыва Каховской ГЭС заранее заготовленные две линии обороны смыло водой, осталась лишь третья. Некоторые военные аналитики считают, что российским войскам было бы целесообразно оттянуться к третьей, хорошо оборудованной линии, где бы они и смогли отбиваться от противника. И как раз об этом и шла речь в сообщении, которое опубликовали РИА Новости и ТАСС.
Сейчас в приднепровской зоне, по восточному берегу Херсонской области, невозможно рыть окопы из-за того, что земля впитала воду. А в 15 километрах на восток по карте высот идет повышение ландшафта. Вполне возможно, что туда и предлагал передислоцировать войска назначенный в октябре командующим группировкой “Днепр” генерал-полковник Михаил Теплинский.
Офицер понимает, что таким образом удалось бы уберечь личный состав от гибели. Кроме того, это также позволило бы провести перегруппировку и, уже отталкиваясь от обстановки, выбивать противника усиленными ударами ствольной артиллерии и авиации.
Однако высшее руководство Минобороны могло посчитать, что отход вызвал бы в обществе и у верховного главнокомандующего резко негативную реакцию, поэтому парней оставили стоять насмерть. Теплинский мог с этим не согласиться и начать спорить. Сообщение о "перегруппировке" в СМИ могло стать внешним симптомом этого спора – вследствие ошибки офицера, неправильно понятого указания и т.п.
Кто такой Михаил Теплинский
Командующий группировкой, без сомнения, – настоящий боевой офицер. В 1995 году ему присвоили звание Героя России за мужество и героизм, проявленные во время Чеченской войны. Спустя четыре года он окончил Общевойсковую академию ВС России им. М.В.Фрунзе. В 2007 году прошел обучение в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил.
В 2017 году Теплинский занял пост начальника штаба, первого замкомандующего войсками Южного военного округа. Спустя два года стал первым заместителем командующего войсками Центрального военного округа. Командующим ВДВ его назначил президент Владимир Путин. В настоящее время командует группировкой "Днепр".
Сейчас перед командующим стоит задача – организовать сопротивление русских войск армии Украины, сумевшей буквально по крови своих солдат перейти с правого берега Днепра на левый. Именно Херсонское левобережье Днепра стало одним из наиболее сложных направлений СВО. Как ни парадоксально, украинские военные пытаются скопировать ту самую тактику, которую применял в свою бытность командующим генерал Суровикин.
Нехватка дронов и средств ПВО, преобладание противника в РЭБ, украинская тактика просачивания малыми группами для перегрузки управления артиллерией – как будет бороться со всем этим Теплинский? Сможет ли найти противоядие?
Сейчас в его руках судьба важнейшего участка фронта СВО.
Пусть же те, от кого это зависит, как можно меньше мешают боевому генералу.